Внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 01:56, реферат

Описание

Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение.
Оно включено во все остальные психологические процессы, занимает как их
необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом»
виде не представляется возможным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие внимания………………………………………………… . ……...…3
2. Основные функции внимания……………………………………………….4-5
3. Теории внимания……………………………………………………………..5-6
4. Физиологическая основа внимания…………………………………………6-9
5. Виды внимания…………………………………………………………….10-12
6. Основные свойства внимания…………………………………………….12-15
7. Отвлекаемость внимания………………………………………..………...15-17
Заключение……………………………………………………………..……18-20
Список литературы…………………………………………………….………21

Работа состоит из  1 файл

внимание.docx

— 59.94 Кб (Скачать документ)

нашей голове находится  огромный шкаф с множеством ящиков. Каждому виду работы

в этом шкафу  соответствует определенный ящик. Перед  началом серьезной работы,

требующей глубокой сосредоточенности, максимально отчетливо  нужно вообразить,

как мы выдвигаем  ящик соответствующего вида работы и  проверяем, что остальные

плотно задвинуты.

Этот прием, по свидетельству современников, любил  Наполеон, отличавшийся, как

известно, огромной работоспособностью.

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность  усиливается действием

небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной

тишине: небольшой  звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-

таки необходимы.

Следующий параметр внимания - его объем. Этот же параметр является основной

характеристикой краткосрочной памяти. Замечено, что  при кратковременном

предъявлении  человеку под силу воспринять и запомнить 5 - 7, максимум 9

предметов. Это  так называемое “правило Миллера 7 ± 2”, сформулированное

американским  психологом Миллером в 1945 г. Он показал, что объем внимания

человека,  зависит  не от количества информации, а от числа  блоков, или кусков

информации, число  которых постоянно и равно 7 ±  2. Поэтому правилу одинаково

запоминаются  при одновременном восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7

идей. Поэтому  самый продуктивный, емкий - код идей, мыслей, образов. Объем

внимания можно  тренировать. Бросить взгляд на какой-либо предмет (дом, лицо,

интерьер), а  затем попытаться воспроизвести  его в воображении с максимум

деталей. Сравнить свои представления с реальным предметом. Везде, где

возможно, нужно  тренироваться в таком мгновенном схватывании информации и

воспроизведении ее по памяти (витрины, плакаты, группы людей). Для увеличения

объема внимания и облегчения восприятия нужно научиться  рационально,

группировать  предметы по различным признакам.

Когда говорят  об объеме, обычно подразумевают работу внимания, направленного

на зрительное восприятие. Однако если внимание проявляется  одновременно в

различных формах, направлено на различные виды деятельности, то говорят о

распределении внимания. Нас не удивляют возможности  наших бабушек

одновременно  смотреть телевизор и вязать или  способности машинисток печатать

и разговаривать.

Такое возможно, когда хотя бы один из видов деятельности представляет собой

хорошо знакомую привычную работу, а другая не требует  полной

сосредоточенности. Большинство видов умственной деятельности, связанных с

интенсивной работой  памяти, требуют почти 100% концентрации внимания.

Известно, что  сильно задумавшийся человек нередко  имеет неосмысленное

выражение лица, поскольку у него не остается “резервов” внимания для

поддержания у  себя выражения задумчивости. На этот факт обращал внимание еще

Эйнштейн. Поэтому  вряд ли можно верить рассказам об одновременном чтении и

письме или  слушания и переводе с иностранного языка. Загрузка внимания при

других видах  работы меньше. При мытье полов, например, - 9%, при забивании

гвоздей - 40%, при  вождении автомобиля - 60%, подсчете денег - 80%. Параметр

распределения внимания тоже поддается тренировке. Упражнения для тренировки

параметра распределения  внимания способствуют увеличению наших  способностей

приспособления  к смене ритма деятельности. Кроме  того, они могут

использоваться  для облегчения перехода от сна к  бодрствованию, снятии

эмоциональных перегрузок.

Тренируя распределение  внимания, мы замечаем, что внимание “скачет” с одного

объекта на другой. Здесь имеется другой параметр внимания - его переключение.

Важность умения быстро переключаться с одной  работы на другую несомненна.

Говоря о переключении, следует учитывать, что оно тесно  связано с

особенностями предстоящей  предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация

внимания на предыдущей работе, чем более сложной  и интересной она была, тем

труднее переключить  внимание на новый вид деятельности, тем в большей степени

сказывается эффект торможения.

Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его

работу зависит  эффективность многих видов деятельности, связанных с

запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не

замедлят сказаться. 
 
 
 
 
 
 

                                          Литература: 

1. Иванов М. М. Техника эффективного запоминания.

2. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию.

3. Немов Р.С. Психология.

4. Петровский А.В. Введение в психологию.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.

Информация о работе Внимание