Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 01:56, реферат
Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение.
Оно включено во все остальные психологические процессы, занимает как их
необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом»
виде не представляется возможным.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие внимания………………………………………………… . ……...…3
2. Основные функции внимания……………………………………………….4-5
3. Теории внимания……………………………………………………………..5-6
4. Физиологическая основа внимания…………………………………………6-9
5. Виды внимания…………………………………………………………….10-12
6. Основные свойства внимания…………………………………………….12-15
7. Отвлекаемость внимания………………………………………..………...15-17
Заключение……………………………………………………………..……18-20
Список литературы…………………………………………………….………21
нашей голове находится огромный шкаф с множеством ящиков. Каждому виду работы
в этом шкафу соответствует определенный ящик. Перед началом серьезной работы,
требующей глубокой сосредоточенности, максимально отчетливо нужно вообразить,
как мы выдвигаем ящик соответствующего вида работы и проверяем, что остальные
плотно задвинуты.
Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличавшийся, как
известно, огромной работоспособностью.
В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием
небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной
тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-
таки необходимы.
Следующий параметр внимания - его объем. Этот же параметр является основной
характеристикой краткосрочной памяти. Замечено, что при кратковременном
предъявлении человеку под силу воспринять и запомнить 5 - 7, максимум 9
предметов. Это так называемое “правило Миллера 7 ± 2”, сформулированное
американским психологом Миллером в 1945 г. Он показал, что объем внимания
человека, зависит не от количества информации, а от числа блоков, или кусков
информации, число которых постоянно и равно 7 ± 2. Поэтому правилу одинаково
запоминаются при одновременном восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7
идей. Поэтому самый продуктивный, емкий - код идей, мыслей, образов. Объем
внимания можно тренировать. Бросить взгляд на какой-либо предмет (дом, лицо,
интерьер), а затем попытаться воспроизвести его в воображении с максимум
деталей. Сравнить свои представления с реальным предметом. Везде, где
возможно, нужно
тренироваться в таком
воспроизведении ее по памяти (витрины, плакаты, группы людей). Для увеличения
объема внимания и облегчения восприятия нужно научиться рационально,
группировать предметы по различным признакам.
Когда говорят об объеме, обычно подразумевают работу внимания, направленного
на зрительное восприятие. Однако если внимание проявляется одновременно в
различных формах, направлено на различные виды деятельности, то говорят о
распределении внимания. Нас не удивляют возможности наших бабушек
одновременно смотреть телевизор и вязать или способности машинисток печатать
и разговаривать.
Такое возможно, когда хотя бы один из видов деятельности представляет собой
хорошо знакомую привычную работу, а другая не требует полной
сосредоточенности. Большинство видов умственной деятельности, связанных с
интенсивной работой памяти, требуют почти 100% концентрации внимания.
Известно, что сильно задумавшийся человек нередко имеет неосмысленное
выражение лица, поскольку у него не остается “резервов” внимания для
поддержания у себя выражения задумчивости. На этот факт обращал внимание еще
Эйнштейн. Поэтому вряд ли можно верить рассказам об одновременном чтении и
письме или слушания и переводе с иностранного языка. Загрузка внимания при
других видах работы меньше. При мытье полов, например, - 9%, при забивании
гвоздей - 40%, при вождении автомобиля - 60%, подсчете денег - 80%. Параметр
распределения внимания тоже поддается тренировке. Упражнения для тренировки
параметра распределения внимания способствуют увеличению наших способностей
приспособления к смене ритма деятельности. Кроме того, они могут
использоваться для облегчения перехода от сна к бодрствованию, снятии
эмоциональных перегрузок.
Тренируя распределение внимания, мы замечаем, что внимание “скачет” с одного
объекта на другой. Здесь имеется другой параметр внимания - его переключение.
Важность умения быстро переключаться с одной работы на другую несомненна.
Говоря о переключении, следует учитывать, что оно тесно связано с
особенностями предстоящей предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация
внимания на предыдущей работе, чем более сложной и интересной она была, тем
труднее переключить внимание на новый вид деятельности, тем в большей степени
сказывается эффект торможения.
Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его
работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с
запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не
замедлят сказаться.
1. Иванов М. М. Техника эффективного запоминания.
2. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию.
3. Немов Р.С. Психология.
4. Петровский А.В. Введение в психологию.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.