Внутренние и внешние причины неуспеваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 11:08, реферат

Описание

Опытный школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости — внешние и внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.

Работа состоит из  1 файл

спец.психология.docx

— 99.39 Кб (Скачать документ)

4. Ослабленные дети.

Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих  в первый класс, практически

здоровы только 20-30%. По неполным данным, 30–35% первоклассников  страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития.

Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в  школе. Их оберегали дома, не позволяли  напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в  окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация).

Есть и другая категория  ослабленных детей. К ним относятся  дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая  требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

5. Системно-отстающие  дети.

Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные  с систематическим обучением, могут  явиться причиной существенного  ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у  него уже имели место различные  нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько  видов нарушений в развитии и  поведении. На первый взгляд, все функции  в отдельности развиты как  будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.

Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких  детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить  правильное начертание букв, красиво  и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу  соответствующего класса. Особенности  их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют  обстановку в классе.

6. Нестандартные дети.

Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из “средней школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и  безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.

Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные”  дети – тугодумы, и такова особенность  их характера. Это может быть связано  и с болезнью, и с задержкой  развития, и с особенностями нервной  системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее  переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе.

К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.

7. Депривированные семьёй и школой дети.

Значительная часть  школьников воспитывается в неблагоприятных  микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.

Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными.

На практике принято  выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, “середнячки” и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом.

Много внимания уделяется  характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные  дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого  значения оценкам – им просто нравится учиться. Существуют и ученики, для  которых высокая оценка – способ выделится, показать своё превосходство. Такие дети очень ревнивы к  чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный  резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют “отличники поневоле” - вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики  тоже представляют собой разнородную  группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости.

Ребёнок пришёл в школу  с твёрдой установкой – учиться  на “4” и “5”. На первых порах  он так и учится, старается, улучшает свои показатели. Но к концу начальной  школы может и “прозреть”; выяснить, что быть отличником вовсе не так  уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых  выпускников начальной школы  расщепляется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5 классе. Винят  в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной  школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры.

Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько  групп учеников – успевающие, “середняки”  и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.

Как же определяет передовой  опыт и наука неуспеваемость?

М.А. Данилов связывает  неуспеваемость с движущими силами процесса обучения, а именно его  противоречиями. Он считает, что неуспеваемость возникает в тех случаях, когда  противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушаются. В. Оконь солидарен с М.А. Даниловым, потому что определяет неуспеваемость, как нарушение взаимодействия между участниками учебного процесса (учениками и учителями) и внешними условиями. Частные характеристики учебного труда даны в работе Р.Л. Гинзбурга. Он указывает на разные уровни усвоения учебного материала. Под учебным материалом он имеет в виду параграфы учебника, а разные типы усвоения он соотносит с определённым уровнем смысловой переработки текста. Р. Л. Гинзбург делит учащихся на следующие группы:

1. Неуспевающие ученики,  которые не могут следить за  ходом объяснения учителя, имеют  большие трудности при понимании  текста учебника.

2. Неуспевающие учащиеся, которые частично справляются  анализом-синтезом, например, только  тогда, когда речь идёт о  конкретных предметах, явлениях.

Общим для той или  иной группы является нежелание напрягать  свои умственные силы, негативное отношение  к более сложным формам и методам  работы.

К сожалению, в педагогике больше исследований сосредоточено  на сформировавшейся, фиксированной  неуспеваемости. Но чтобы знать и  применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Известна замечательная  фраза: “Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Думается, эта цитата применима не только к физическим недугам, но и к такому педагогическому  явлению, как неуспеваемость. Наша задача – обнаружить первые признаки неуспеваемости, проанализировать их и предложить действенные  меры.

Так что же такое  неуспеваемость? Наилучшие определения  мы нашли в книге В.С. Цетлина “Неуспеваемость школьников и ее предупреждение”. Вот строки из этой книги: “Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения – изучение темы, конец четверти, полугодия, года”. Здесь же В.С. Цетлин даёт определение отставанию. “Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово “отставание” обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. Отставание – это перерыв непрерывности”. Нельзя не согласится с автором книги, что неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Далее он указывает, что в неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их.

Какие же основные факторы  успеваемости? Прежде всего это:

  • требования к учащимся, вытекающие из целей школы;
  • психофизические возможности учащихся;
  • социальные условия их жизни;

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится ясно, почему так плохо поддаётся  коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставания детей в школе, педагогика называет следующие:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т.е. детскость)

Членами педлаборатории выявлены тенденции к проявлению неуспеваемости в Норильском промышленном регионе. Вот основные аспекты, влияющие на успеваемость учащихся в НПР:

  • плохая наследственность (в школу приходят дети третьего поколения – внуки строителей Норильска и Талнаха.;
  • Полярная ночь, астеническое состояние;
  • снижение зрения (дети практически не смотрят в даль, в результате слабеют мышцы глаз);
  • гиподинамия (учёными выявлена зависимость развития головного мозга от движения);
  • питание (нехватка витаминов);
  • социум;
  • миграции (в нашей школе 39% неуспевающих составляют учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
  • актировки (в 2002 – 2003 учебном году за период ноябрь – март в начальной школе было 40 актировок, в 9 классах – 14);
  • северные условия (родители рано отъезжают в отпуск и поздно возвращаются, что приводит к отставанию ребёнка в учёбе);
  • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой – ребёнок предоставлен сам себе).

Ещё одна причина кроется, как нам кажется, в учителе. Ушли в прошлое дополнительные бесплатные занятия со слабоуспевающими учащимися  после уроков. И причин этому много: отсутствие часов на дополнительные занятия (часто слышим, что учитель  не обязан после уроков в своё свободное  время заниматься с двоечниками (не работает продавец после закрытия магазина, врач говорит пациентам  “Приём окончен”), а факультативы, которых очень мало, используют для  углубления знаний учащихся); снижается  заинтересованность учащихся и появляется равнодушие к собственным оценкам, и учитель ждёт и часто не дожидается, когда же ученик придёт и сдаст  зачёт, относительное материальное благополучие семей и платное  высшее образование снижают и  роль школьной оценки, а в конечном итоге и учителя в будущем  ребёнка.

Информация о работе Внутренние и внешние причины неуспеваемости