Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 11:08, реферат
Опытный школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости — внешние и внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.
Третий тип неуспевающих школьников.
Для этого
типа, как и для первого характерна
низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных
процессов вызывает серьезные трудности
в усвоении учебного материала. При выполнении
учебных задач у этих школьников отсутствует
критичность; манипулируя цифрами, они
легко приходят к абсурду. Причем полученные
результаты они не пытаются сравнивать
с результатами других школьников. Выполнение
работы подобным образом свидетельствует
не только о трудностях в усвоении и неумении
работать, но и о беспечном отношении к
учению. У этих школьников весьма отчетливо
проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны
познавательной деятельности проявляется
в отсутствии познавательных интересов,
в характере общей направленности личности.
Совокупность этих качеств определяет
отрицательное отношение к знаниям, к
школе, учителям, а также стремление оставить
школу. Общее отрицательное отношение
определяет интересы этой категории. В
школе их больше всего привлекают такие
предметы как физкультура, уроки труда.
Более частные характеристики учебного
труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург.
Автор имеет в виду разные уровни усвоения
учащимися учебного материала. Под учебным
материалом в данном случае понимается
текст учебника, а различные типы усвоения
соотносятся с определенным уровнем смысловой
переработки текста. Так, одни неуспевающие
ученики характеризуются тем, что они
совсем не могут следить за ходом объяснения
учителя и испытывают серьезные трудности
при чтении текста учебника, другие –
тем, что справляются с анализом – синтезом
только в некоторых случаях, в частности,
когда речь идет о конкретных предметах
и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся
выступает нежелание напрягать свои умственные
силы, отрицательное отношение к более
сложным методам работы.
Внимание исследователей сосредоточено
в основном на сформировавшейся, фиксированной
неуспеваемости, и главной целью выступает
изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская
и ее сотрудники изучают только тех учащихся,
которые не успевают по многим предметам
в течение ряда лет. В исследовании Ю. К.
Бабанского анализ причин неуспеваемости
составляет основной метод разработки
средств предупреждения неуспеваемости.
Причины неуспеваемости
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.
Классификации причин.
Однако имеются
попытки тем или иным образом
сгруппировать причины
В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.
Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.
Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю. К. Бабанский. Он изучает учебные возможности школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости. Учебные возможности, в понимании Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями.
Схема изучения учащихся, разработанная Ю. К. Бабанским и его сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы (её силами).
СХЕМА
I условия внутреннего
плана;
I 1 - особенности
организма школьника;
I 2 - особенности личности школьника;
II III IV — условия внешнего плана;
II а) бытовые
условия;
II б) гигиенические условия в школе;
II в) особенности воспитания и семье;
II г) особенности обучения и воспитания
в школе;
III а) причины недостатков бытовых условий;
III б) причины недостатков гигиенических
условий в школе;
III в) условия порождающие недостатки воспитания
в семье;
III г) условия порождающие недостатки учебно-воспитательного
процесса.
К причинам
внутреннего плана он относит
дефекты здоровья детей, их развития,
недостаточный объем знаний, умений
и навыков. К причинам внешнего порядка
отнесены в первую очередь педагогические:
а) недостатки дидактических и воспитательных
воздействий;
б) организационно-педагогического характера
(организация педпроцесса в школе, материальная
база);
в) недостатки учебных планов, программ,
методических пособий, а также недостатки
внешкольных. влияний, включая и семью.
Очень важно в схеме Ю. К. Бабанского то,
что показаны связи между группами причин,
различаются явления первого и второго
порядка, соотносящиеся между собой как
причины и следствия. Так, например, отрицательное
влияние семьи связано с недисциплинированностью
ученика.
Условия внутреннего и внешнего плана
не однородны - они представлены определенными
группами явлений: особенности организма
и особенности личности школьника составляют
две взаимосвязанные группы явлений внутреннего
плана в первом кругу условий внешнего
плана, т.е. наиболее непосредственно-воздействующих
на особенности самого ученика выделяются
следующие группы явлений: бытовые и гигиенические
условия жизни и деятельности ученика
(в семье и в школе); особенности учебно-воспитательного
процесса в школе особенности воспитания
в семье. Следующий за данным круг определяет
те обстоятельства, следствием которых
являются причины предыдущего круга. Здесь
можно указать такие группы: причины недостатков
бытового и гигиенического плана; условия,
вызывающие недостатки учебно-воспитательного
процесса в школе; условия, вызывающие
недостатки воспитания в семье. Последующий
круг должен раскрывать причины этих причин
и т.д., идя ко все более общим социальным
условиям жизни и развития детей.
Некоторые другие попытки сгруппировать
причины неуспеваемости больше отвечают
теоретическим требованиям. В частности,
представляет интерес схема П. П. Борисова.
В ней рассматриваются три группы причин
неуспеваемости:
I. Общепедагогические
причины.
II. Психофизиологические причины.
III. Социально-экономические и социальные
причины.
Причины I
группы порождаются, как считает автор,
недостатками учебно-воспитательной работы
учителей. Соответственно эти причины
делятся на дидактические (нарушение принципов
и правил дидактики) и воспитательные
(главным образом недооценка внеклассной
и внешкольной работы с детьми). Вторая
группа причин обусловлена нарушениями
нормального физического, физиологического
и интеллектуального развития детей.
Причины III группы, отмечает П. П. Борисов,
непосредственно не зависят от воли учителей
и учащихся. К ним он относит слабую материально-техническую
базу школы, низкий уровень дошкольного
воспитания детей, не разработанность
проблем языка обучения, домашние условия
жизни учащихся, культурный уровень родителей,
отношения в семье, нехватку учителей.
В данной классификации внутреннее по
отношению к учащемуся причины (состояние
здоровья, особенности психики) отчленены
от внешних (школьные условия, социальные
условия); условия обучения отделены от
более широких социальных условий. Однако
здесь имеется непоследовательность.
Психофизиологические причины также мало
зависят от воли учителей и учащихся, как
и причины социальные. С другой стороны,
неверно связывать недостатки учебно-воспитательной
работы только с деятельностью учителя.
Пути устранения неуспеваемости
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая
профилактика - поиски оптимальных педагогических
систем, в том числе применение активных
методов и форм обучения, новых педагогических
технологий, проблемного и программированного
обучения, информатизация педагогической
деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики
была предложена концепция оптимизации
учебно - воспитательного процесса. В США
идут по пути автоматизации, индивидуализации,
психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика - систематический
контроль и оценка результатов обучения,
своевременное выявление пробелов. Для
этого применяются беседы учителя с учениками,
родителями, наблюдение за трудным учеником
с фиксацией данных в дневнике учителя,
проведение тестов, анализ результатов,
обобщение их в виде таблиц по видам допущенных
ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический
консилиум - совет учителей по анализу
и решению дидактических проблем отстающих
учеников.
3. Педагогическая терапия - меры по
устранению отставаний в учебе. В отечественной
школе это дополнительные занятия. На
Западе - группы выравнивания. Преимущества
последних в том, что занятия в них проводятся
по результатам серьезной диагностики,
с подбором групповых и индивидуальных
средств обучения. Их ведут специальные
учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку
неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим
воспитанием, то с неуспевающими учениками
должна вестись индивидуальная планируемая
воспитательная работа, которая включает
и работу с семьей школьника.
Педагогикой
накоплен значительный опыт преодоления
неуспеваемости. Анализ разнообразных
практических мер позволил выявить
некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими
школьниками выдвигаются воспитательные
и развививающие педагогические воздействия.
Целью работы с неуспевающими признается
не только восполнение пробелов в их учебной
подготовке, но одновременно и развитие
их познавательной самостоятельности.
Это важно потому, что, догнав своих товарищей,
ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Допускается временное снижение требований
к неуспевающим школьникам, что позволит
им постепенно наверстать упущенное.
Осуществляется нейтрализация причин
неуспеваемости (устранение отрицательно
действующих обстоятельств и усиление
положительных моментов).
При разработке путей совершенствования
учебно-воспитательного процесса, как
правило, имеется в виду создание особо
благоприятных условий для неуспевающих
школьников. Разрабатываются также отдельные
меры, распространяющиеся на всех учащихся;
они служат для общего улучшения условий
обучения и воспитания учащихся в школе.
Сюда относятся предложения к улучшению
учёта и контроля, рекомендации о том,
как активизировать познавательную деятельность
учащихся и их самостоятельность, усиливать
творческие элементы в ней, стимулировать
развитие интересов. Плодотворными представляются
пути перевоспитания отношений, предложенные
в некоторых педагогических и психологических
работах: поставить перед учеником такие
доступные для него задачи, чтобы он мог
достигнуть успеха. От успеха, даже самого
незначительного, может быть проложен
мост к положительному отношению к учению.
С этой целью используют игровую и практическую
деятельность, приобщают неуспевающих
учеников старших классов к занятиям с
отстающими учениками младших классов.
В данном случае педагогическая деятельность
заставила учащихся понять ценности знаний,
критически отнестись к своим занятиям
в школе.
Обращено внимание и на особые условия
опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется
давать им больше времени для обдумывания
ответа у доски, помогать излагать содержание
урока, используя план, схемы, плакаты.
Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется
сочетать с самостоятельной работой других
учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником
можно было провести индивидуальную беседу,
выяснить его затруднения, помочь наводящими
вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной
работы на уроке задания для слабоуспевающих
учеников полезно разбивать на этапы,
дозы, более подробно, чем других учеников,
инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено
на дифференцированную работу учителя
на уроке с временными группами учащихся.
Предлагается выделять три группы учащихся:
слабых, средних и сильных. Задача учителя
не только в том, чтобы подтягивать слабых
до необходимого уровня, но и в том, чтобы
дать посильную нагрузку для средних и
сильных учащихся. На тех или иных этапах
урока организуется самостоятельная работа
по группам, и учащиеся выполняют задания
разной степени трудности. Учитель помогает
в первую очередь слабым учащимся. На последнем
этапе учащиеся выступают с отчетом о
выполненной самостоятельной работе.
Указанный принцип построения урока используется
в практике многих школ. Важно отметить,
что группы носят временный характер,
переход из одной в другую разрешается
учащимся по их желанию и производится
учителем с учетом успешности учения каждого
ученика.
Необходима дифференциация и домашней
работы учащихся. Этот вопрос относительно
мало разработан, но имеются интересные
соображения, которые хотелось бы отметить:
о полезности программированных пособий
для домашних заданий отстающим, об эффективности
создания проблемной ситуации и индивидуализации
домашних заданий.
В практике школы широко используют разного
рода дополнительные занятия с отстающими.
Распространенность этой меры, хотя её
и справедливо критикуют за нерациональность,
объясняется, по нашему мнению, тем, что
она увеличивает количество времени для
изучения материала. Этот способ оказывается
единственным у тех учителей, которые
не умеют дифференцировать работу учащихся
на уроке, индивидуализировать домашние
задания.
Неуспеваемость
Рекомендуем родителям "Развивающие
компьютерные методики
для младших школьников"
Неуспевающих учеников можно разделить
на три категории:
1. те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
2. те, кто и не могут, и не хотят;
3. те, кто могли бы хорошо учиться, но не
хотят.
Ребенку очень легко попасть из первой
категории во вторую. Зависеть это будет
и от позиции учителя, и от терпения родителей,
и от самого ребенка.
Почему
учиться трудно?
1. У ребенка может
быть задержка психического
2. Могут быть незрелыми
отдельные психические функции,
3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
4. Быстрая истощаемость
нервной системы, низкая
5. Ригидность психики,
то есть замедленное
6. Речевые нарушения:
недостаточное умение выражать
свои мысли, затрудненное
7. Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.
8. Нарушения зрения, слуха.
9. Преобладание у
ребенка одного канала
10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
Это так называемые
первичные причины. Они не зависят
от личности ребенка или от отношений
в семье. Устраняются лечением или
специальными развивающими занятиями,
подбором программ, соответствующих
возможностям ребенка.
Что
еще может помешать
хорошо учиться?
- Высокая тревожность.
Ребенок боится не успеть и
действительно не успевает, боится
сделать ошибку, но делает их
множество. Боится плохо
Информация о работе Внутренние и внешние причины неуспеваемости