Внутриполитические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:05, реферат

Описание

Конфликт - постоянный спутник человека. Он сопровождает его буквально с первого до последнего дня жизни. Как остроумно выразился один из российских исследователей проблем конфликта Д. М.Фельдман, от конфликта можно отдохнуть только на необитаемом острове, будучи Робинзоном Крузо, да и то только до появления Пятницы.
Роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем существенны. Впервые конфликты в крайней форме своего проявления (вооружённые) охватили фактически всю нашу планету, используя при этом, все наличные ресурсы. Особое положение в классификационном ряду социальных конфликтов занимает политический конфликтКонфликты в современном мире.

Работа состоит из  1 файл

внутриполит.конф..docx

— 33.43 Кб (Скачать документ)

предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);

разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло  поиска совместного решения проблемы) Шеллинг Т. Стратегия конфликтов // Социально-политический журнал. 1998. №6..

С учетом трех основных направлений  в урегулировании конфликтов, можно  выделить три группы методов, облегчающих  поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа методов  направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта.

Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.

И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника  от односторонних действий и переход  к поиску совместного решения  проблемы Шеллинг Т. Стратегия конфликтов // Социально-политический журнал. 1998. №6..

Существуют четыре способа  разрешения конфликтов:

1) соглашение в результате  совпадения мнений всех сторон;

2) соглашение в соответствии  с законодательной или моральной  волей внешней силы;

3) соглашение, навязанное  одной из сторон конфликта;

4) застарелый конфликт  теряет свою актуальность и  разрешается сам собойПрактикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А.Василика. М., 2001..

В целом демократический  процесс контроля над конфликтными ситуациями включает следующие специальные  процедуры:

взаимный и оперативный  обмен достоверной информацией  об интересах, намерениях и очередных  шагах сторон, участвующих в конфликте;

сознательное взаимное воздержание  от применения силы,

способной придать неуправляемость  конфликтной ситуации;

объявление взаимного  моратория на действия, обостряющие  конфликт;

подключение арбитров, беспристрастный  подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных  действий;

использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению конфликтующих  сторон;

создание и поддержание  атмосферы делового партнерства, а  затем и доверительных отношений  как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных  конфликтов в будущем Рапопорт А. Конфликт-консенсус как поле для «рефлексивной» политики //Полис. 1999. №4..

Пример урегулирования внутриполитического конфликта  на примере Канады

Характерно что в новых условиях конфликты стали быстро эволюционировать в сторону обострения. Изменилась и сама их природа, большинство современных конфликтов носит не межгосударственный, как в годы холодной войны, а внутригосударственный характер, оказывая при этом существенное воздействие на обстановку в регионе, а нередко и в мире. Многолетние этнические, национальные, религиозные и социальные противоречия вышли на поверхность не только в развивающемся мире, но уже и в странах бывшего СССР, Восточной и Центральной Европы, других государствах. Особенности этих конфликтов ставят перед международным сообществом новые, порой еще более сложные задачи в области их урегулирования. Конфликты в современном мире. Проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000

Почему же Канада, на многие тысячи километров удаленная от зон  конфликтов, имеет свой, особый "голос" при обсуждении вопросов их урегулирования? Что заставляет другие страны к этому  голосу прислушиваться?

По сравнению с другими  членами "большой семерки" она  обладает рядом преимуществ в глазах стран, особенно бывших колоний, которые часто становятся ареной региональных и локальных конфликтов.

Определенную роль в укреплении имиджа Канады как миротворческой державы  играет и ее традиционная активность в сфере защиты прав человека. Канада была одним из инициаторов принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г., создания должности Верховного уполномоченного  ООН по правам человека, внесла заметный вклад в разработку Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин 1993 г. и многих других международных документов. Вопросы воссоединения семей, освобождения политзаключенных, соблюдения прав национальных и этнических меньшинств, коренных народов, инвалидов, детей постоянно находятся в центре внимания канадской дипломатии, что дает ей дополнительные "козыри" в деле урегулирования конфликтов. Говоря о внутриполитических аспектах политики Канады в области урегулирования конфликтов, следует упомянуть франко-канадскую проблему. Она является классическим примером внутриполитического конфликта с глубокими историческими корнями, этническим, политическим, культурным, языковым и другими компонентами. Практика показывает, что большая часть такого рода сложных и многоплановых конфликтов в мире выливается в вооруженные столкновения. Особенность конфликта между Квебеком и федеральным правительством в том, что после урегулирования октябрьского кризиса 1970г. Рапопорт А. Конфликт-консенсус как поле для «рефлексивной» политики // Полис. 1999. №4 он развивался без использования военной силы, без жертв и насилия. Применяя ныне различные механизмы, федеральное правительство демонстрирует модель мирного разрешения конфликтов с помощью переговоров и компромиссов. Уроки происходящего в Канаде являются особенно важными и ценными для международного опыта, а ее достижения в решении собственной проблемы укрепляют репутацию страны как миротворца и посредника Конфликты в современном мире. Проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000.

Одна из особенностей внутриполитического  развития Канады - исключительно широкая  и разветвленная сеть неправительственных  организаций (НПО), осуществляющих разнообразные  проекты в развивающихся странах. Это открывает дополнительные, зачастую уникальные возможности в деле урегулирования конфликтов на уровне общественности. Среди таких организаций - научные  центры, религиозные, женские, правозащитные, экологические, антивоенные НПО, группы помощи беженцам и вынужденным мигрантам. Основными формами их работы являются исследования, обучающие программы, гуманитарные акции, защита прав человека. Внося заметный вклад в урегулировании региональных и локальных конфликтов, Канада, конечно же, опирается и на собственные интересы.

Уступая по многим экономическим  параметрам и политическому влиянию  большинству участников "семерки" и находясь, к тому же, в тени своего могущественного соседа, Канада явно не свободна от определенного комплекса  неполноценности, недовольства тем, что  ее обходят при решении ключевых международных проблем. Отсюда настойчивые  поиски своей "ниши" на мировой  арене, таких сфер деятельности, которые  поднимают авторитет страны. Одной  из таких ниш безусловно является миротворчество.

Канадское правительство  рассматривает проблемы предотвращения и урегулирования конфликтов и с  точки зрения обеспечения безопасности граждан своей страны (канадцы - одна из самых "мобильных" наций в  мире, ежегодно совершают более 20 миллионов  поездок за рубеж).

Возможности и преимущества, которыми обладает Канада в деле урегулирования конфликтов, дивиденды, которые она  от этого получает или рассчитывает получить, во многом определяют ее участие  в миротворчестве.

Анализируя природу, источники  и характер современных конфликтов, развивающихся не на межгосударственном, как прежде, а на внутригосударственном  уровне, авторы канадской концепции  отмечают их главную особенность: исключительно  высокие потери среди мирных жителей, составляющие 4/5 общего числа пострадавших от локальных войн. В этой связи  Оттава предлагает уделять основное внимание при обеспечении безопасности личности превентивным мерам, призванным снизить степень вероятности  гибели людей и риска разрушений. "Лечение" (вмешательство в  конфликт) предполагается только тогда, когда исчерпаны все методы предупредительного характера.

В Канаде намечены и ключевые направления практической реализации концепции: разоруженческое (запрещение противопехотных мин и контроль за оборотом легкого оружия; экономическое - разработка санкций, противодействие  незаконной торговле алмазами, борьба с коррупцией; гуманитарное - защита мирного населения в ходе вооруженных конфликтов, запрещение использования детей в качестве солдат; правоохранительное - борьба с незаконным распространением наркотиков, терроризмом.

Для практической реализации концепции в начале 2000 г. в Канаде был создан специальный фонд с  ежегодным бюджетом 10 млн. дол., с целью финансирования проектов, отвечающих интересам безопасности личности.

Концепция безопасности личности легла в основу политики Канады в  области миростроительства. Объявив об инициативе, предпринимаемой правительством в области миротворчества в октябре 1996 г., Л. Эксуорзи дал ему следующее определение: "пакет мер, направленных на укрепление мира путем построения устойчивой инфраструктуры безопасности личности".

Исходной посылкой миростроительства является идея о том, что только устойчивое развитие государств, вышедших из конфликта или находящихся на его грани, может обеспечить гарантии сохранения мира. Миростроительство поэтому охватывает широкий спектр мер в социально-экономической и политической сферах - от содействия качественному управлению и создания основ рыночной экономики до соблюдения прав человека, совершенствования судебной системы и становления независимых средств массовой информации в указанных странах. Другой принцип миростроительства - всестороннее вовлечение и активное участие в таком процессе населения страны, находящейся в конфликте. Чтобы миростроительство носило устойчивый характер, оно должно быть не инициировано извне, а привязано к местным условиям, используя местный потенциал, инфраструктуры и ресурсы. Третий краеугольный камень миростроительства, как и концепции безопасности личности, - международное, региональное и межгосударственное сотрудничество, взаимодействие НПО, ученых и экспертов в выполнении поставленных задач.

Таким образом, инициатива Канады в области миростроительства рассчитана на долгосрочные цели, включающие предотвращение их рецидива, развязку основных узлов конфликтов, создание фундамента мирного развития. В основе канадского подхода - не столько принятие военно-политических акций, сколько решение социально-экономических проблем, помогающих сохранить мир. В момент формирования мировым сообществом новых моделей миротворчества и урегулирования конфликтов инициатива Канады и шаги по ее реализации получили высокую оценку ОЭСР и других многосторонних организаций.

Заключение

Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу.

Накопленный Канадой опыт в области миротворчества может  оказаться полезным для России, где  правовая база и механизмы миротворчества находятся в стадии формирования. Во-первых, в результате широких  парламентских, научных и общественных дискуссий 1990-х годов Оттавой  были сформулированы критерии предоставления канадского персонала для ОПМ. Подобного  рода критерии в той или иной форме  выдвигались и другими странами, а также обсуждались мировым  сообществом. Однако представляется, что  российские политики и военные могли  бы "довериться" критериям, разработанным  в Канаде, принимая во внимание ее уникальную и многолетнюю деятельность в  этой области.

Вторая составляющая канадского опыта, которая может, на мой взгляд, быть полезна для России - перенос  центра тяжести в миротворчестве с операций по поддержанию мира на превентивную дипломатию и постконфликтное миростроительство. Канадские наработки, рассчитанные на долгосрочные цели обеспечения устойчивого развития могут пригодиться России в свете мирного восстановления Чечни и улаживания конфликтов на постсоветской территории.

В-третьих, для России может  оказаться ценным опыт профессиональной подготовки канадских военнослужащих и специалистов, задействованных  в ОПМ, а также организация  и планирование самих операций. В  этих областях канадцы справедливо  пользуются большим авторитетом. Контакты между российскими и канадским военнослужащими уже наметились во время реализации Дейтонских соглашений 1995 г. по урегулированию ситуации в Боснии и Герцеговине. Кроме того, Канада предоставляет российским военным возможность проходить подготовку в Канадском Центре по обучению в области поддержания мира (пров. Новая Шотландия)


Информация о работе Внутриполитические конфликты