Воля. Формирование волевых качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание

В связи с всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в 19 веке, эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале 20 века в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта задача оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений, жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

Содержание

Введение
1. Воля. Формирование волевых качеств
1.1. Воля. Понятие о воле
1.2. Нейрофизиологические основы воли
1.3. Структура волевой регуляции поведения
1.4. Структура волевого действия
2. Волевые качества личности и их формирование
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология готовая.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

  1. осознание цели и стремление достичь ее;
  2. осознание ряда возможностей достижения цели;
  3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
  4. борьба мотивов и выбор;
  5. принятие одной из возможностей в качестве решения;
  6. осуществление принятого решения.

Первый этап не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном  действии. Если цель задана извне и  ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформулировав у себя образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает тогда, когда у человека есть возможность выбора целей. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (если цель выбирается самостоя-тельно). Желание – это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности.

Каждое желание, прежде чем стать  целью волевого действия, подвергается внутреннему обсуждению. В воображении  человек забегает вперед и мысленно угадывает результат своих действий, происходит столкновение противостоящих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Это и называют борьбой мотивов.

Второй этап – это мыслительное действие, являющееся частью волевого действия.

На третьем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей. Результатом является четкое осознание доводов «за» и «против» каждого из возможных путей.

Четвертый этап оказывается центральным  в сложном волевом действии. Здесь возможен конфликт, связанный с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели, но не может его принять в силу своих принципов. Результатом этой ситуации является следующий пятый этап. Он характерен спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт.

Шестой этап не освобождает человека от необходимости прилагать волевые  усилия, поскольку практическое осуществление  цели опять же связано с преодолением препятствий (люди, время, пространство, болезнь, усталость, недостаток знаний). Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликт разрешается либо последовательным движением к цели, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия, а в конечном итоге – от цели.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: 1. это достижение конкретной цели и  2.человек оценивает свои действия и извлекает уроки на будущее.

 

2. Волевые качества личности  и их формирование

 

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность. Эти качества связаны с типом нервной деятельности человека и с теми требованиями, которые предъявляются ему социумом.

К волевым качествам относятся: целеустремленность (способность сосредоточить сознание на основных целях), решительность ( способность быстрого выбора цели), настойчивость (способность в длительном преодолении трудностей), смелость (способность преодолевать страх и растерянность), уверенность (ожидание запланированного результата деятельности), самостоятельность (способность самому ставить цели, находить пути их достижения и выполнять их).

Воля, направленная на преодоление  внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, своими чувствами, действиями. Человек, с сильной волей, умеет преодолевать любые трудности на пути к достижению поставленной цели. Слабовольные люди пасуют перед трудностями , не проявляют решительности, настойчивости. Типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Направления выработки волевых  качеств могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих  условий:

1. Начинать воспитание воли следует  с приобретения привычки преодолевать  сравнительно незначительные трудности.  Систематически преодолевая сначала  небольшие трудности, а со временем  и значительные, человек тренирует  и закаляет свою волю. Каждое  препятствие нужно рассматривать как еще не «взятую крепость».

2. Преодоление трудностей и препятствий  совершается для достижения определенных  целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов,  тем большие трудности способен  преодолеть человек.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется.

4. Если человек наметил для  себя дальнюю цель, далекую перспективу,  весьма важно видеть этапы  достижения этой цели, намечать перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое  соблюдение режима дня, правильного  распорядка всей жизни человека. Волевой человек – хозяин своего времени. Закалить волю могут также занятия спортом.

Нужно сознательно ставить перед  собой все более трудные задачи, преследовать все более отдаленные цели, которые требуют приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени, и тогда успех вам обеспечен. Например, школьник еще подростком может поставить перед собой цель развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть много примеров, когда люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Ну а теперь хочу рассказать о  своих волевых качествах, о том  как я их в себе вырабатываю  и что мне в этом мешает.

Я считаю, что прежде всего волевые  качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Тренировка волевых усилий происходит в процессе выполнения повседневных обязанностей. Например, каждое утро я должна вставать в 6.00 часов, чтобы успеть отвести ребенка в школу и не опоздать на работу, вырабатывая при этом дисциплинированность.

Все время возникают какие-то жизненные  задачи и проблемы, решение которых  зачастую зависит от проявленной  мною силы воли, упорства, решительности, целеустремленности и настойчивости. Например, взять хотя бы учебу в  институте. Конечно, продолжить учебу сразу после школы  или техникума гораздо легче, в том смысле, что знания еще «свежи». Но обстоятельства сложились так, что я пришла к этому только сейчас, когда оказался перед выбором – либо дальнейшее получение образования, либо я  могу не рассчитывать в будущем на повышение по служебной лестнице. Я столкнулась при этом с рядом проблем – проблемы в материальном плане,  нехватка времени, ломание привычного уклада жизни и режима дня. Мне пришлось переломить свой страх, (что я не смогу, не справлюсь), и решилась на эту затею, так как это необходимо мне и моей семье.

Я должна обладать выдержкой и самообладанием, так как по долгу своей работы в органах внутренних дел часто попадаю в сложные ситуации. Чтобы их решать приходится проявлять всю свою решительность и настойчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы мною были использованы труды таких авторов как Немов  Р.С., Еникеев М.И., Казаков В.Г. и  др.

Проанализировав работу можно сделать  вывод, что самовоспитание воли заключается, прежде всего, в повседневной жизни, в учебе, труде.

Необходимо ставить перед собой  все более отдаленные цели, прилагать  волевые усилия к их достижению, и тогда можно будет сказать: - Я это сделала!

Решение многих проблем зачастую зависит, прежде всего, от нас самих, от нашего желания и силы воли их решать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.с.819-828

2. Еникеев М.И. Общая и социальная  психология. Учебник для вузов. - М.:                                                                                                                                              Норма-Инфра,1999.с.246-273

3. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л.  Психология. - М.: Высшая школа, 1989. с.179-186

4.  Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для вузов. Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1977.с.311-316

5. Немов Р.С. Психология. Книга  1. Общие основы психологии. - М.: Владос,1997.с.424-433

6. Общая психология: Учебник для  вузов/ А.В.Петровский, А.В. Брушлинский; 3-е изд. - М.: Просвещение,1996.с.385-396

7. Столяренко А.М.Психология и педагогика. –М., 2004. -с.367

 

 

 


Информация о работе Воля. Формирование волевых качеств