Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:08, реферат
От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений, а также их действия и выполнения норм и правил. Когда же действия не регламентируются или регламентируются не очень жестко, отношение к другим людям в решающей степени зависит от того, какие он вызывает чувства, какое о нем формируется мнение. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится представление о самом себе.
Введение
1. Взаимодействие человека и организации
2.Восприятие
3.Модели восприятия человека в организации
Заключение
Оглавление
3.Модели
восприятия человека в
Заключение
Введение
От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений, а также их действия и выполнения норм и правил. Когда же действия не регламентируются или регламентируются не очень жестко, отношение к другим людям в решающей степени зависит от того, какие он вызывает чувства, какое о нем формируется мнение. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится представление о самом себе. Представление о себе, через представление о другом формируются обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.
Организация состоит из индивидуумов, поведение и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все другие уровни организационного поведения, будь то поведение групп, лидерство или корпоративная культура организации. Знание особенностей и индивидуальных характеристик личности является важнейшим инструментом, помогающим понять, как ведут себя люди и как они взаимодействуют друг с другом. Личностные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими.
Целью данной работы является изучения особенностей восприятия и построения модели восприятия человека в организации.
1.Взаимодействие человека и организации
Все люди, которых мы встречаем в жизни, одновременно различны и похожи как внешне (цвет глаз, рост, голос и т. д.), так и внутренне (по характеру, эмоциям, поведению в одинаковых жизненных ситуациях и проч.). При оценке роли человека в организации это разнообразие имеет:
• положительную сторону, поскольку это увеличивает возможности организации в использовании потенциала различных способностей своих работников как отдельно, так и в группе;
• отрицательную сторону, поскольку это порождает различные -проблемы и конфликты во взаимодействии человека и организации, т. е. увеличивает трудности в управлении организацией.
Управление организацией построено на том, что человек рассматривается как элемент организации в процессе информационного материального обмена между организацией и средой, где определены его роли через систему стандартизации и унификации.
Для эффективного управления и снятия противоречия между стандартизацией и спецификой личности работника будем исходить из трех основополагающих личностных начал в поведении человека:
- восприятие;
- критериальная основа (база) поведения;
— мотивация.
Рассмотрим более подробно два первых фактора в поведении человека.
2.Восприятие
В самом общем виде
под восприятием принято
Восприятие — процесс очень сложный и неоднозначный, зависящий от влияния многих факторов, в частности предыдущего опыта, текущего состояния человека, воздействия внешней среды. Зачастую восприятие может быть ошибочным.
Выделяют два аспекта взаимодействия:
• восприятие человеком организационного окружения;
• восприятие организационным окружением человека. Восприятие человеком организационного окружения зависит от:
— отбора информации;
- систематизации информации.
Любой из этих взаимосвязанных процессов осуществляется как с позиции общих, присущих всем закономерностей, так и под влиянием индивидуальных особенностей отдельной личности.
Отбор информации предполагает процесс получения человеком различной информации. Все мы получаем информацию из окружающего мира с помощью пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Правда, необходимо отметить, что особенность отбора этой информации носит селективный (т. е. выборочный) характер. Известно, что один человек лучше воспринимает информацию на слух, другой — зрительно (увидев один раз, не забудет никогда).
Немаловажную роль в отборе информации играет так называемое «шестое чувство» - интуиция. Человек не может объяснить пути и условия получения информации. Полученное знание является результатом непосредственного усмотрения.
Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретации, позволяющим каждому человеку определенным образом отреагировать на полученную информацию.
Восприятие организационным окружением человека складывается под влиянием трех составляющих (табл. 1).
оставляющие восприятия организационным окружением человека |
Составляющие элементы восприятия |
Характеристика составляющих восприятия |
Воспринимаемый человек |
Физиологические и соответствующие им характеристики |
Внешность, цвет кожи, глаз, волос, рост, телосложение, возраст, жестикуляция, мимика и пр. |
Социальные характеристики |
Стиль и манера человека вести себя (разговор, одежда) - причисляют его автоматически к той или иной социальной группе | |
Анкетные данные |
Пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности и т. п. | |
Воспринимающий человек |
Уровень глубины видения ситуации |
Восприятие: исключительно по внешним данным; по социальным характеристикам (например, по манере говорить); по совокупным характеристикам и проч. |
Личностные и социальные характеристики |
Его личные характеристики восприятия: нетерпимость, доброжелательность и проч. | |
Место, в котором происходит встреча |
Формальная обстановка; Неформальная обстановка | |
Ситуация, в которой происходит восприятие |
Причина встречи |
Производственная Наказание. Награждение, похвала и |
Организатор встречи |
Малознакомый человек. Высокопоставленное лицо и проч. |
Изучение факторов восприятия является очень важным для грамотного управления организацией, поскольку это позволяет воздействовать на хорошее взаимоотношение между членами организации и организационным окружением.
Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении.
Все эти составляющие критериальной базы поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, несмотря на сильную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.
Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет большую роль в установлении нормального взаимодействия человека и организационного окружения. Одно и то же явление или действие, имеющее совершенно одинаковое проявление и оказывающее одинаковое влияние на людей, может вызвать различную реакцию в силу того, что у людей существует различное отношение к этому явлению или действию. Отражая чувства человека к конкретному объекту, расположение делает наши решения и действия индивидуальными. При этом важно подчеркнуть, что обычно человек имеет определенное расположение к каждому объекту или явлению, с которыми он сталкивается в жизни.
С учетом сказанного можно попытаться дать определение тому, что мы называем расположением. При этом надо иметь в виду, что однозначной и четкой формулировки для этого свойства личности дать невозможно.
В общем виде расположение — это приорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и веществам, определяющее положительную или отрицательную реакцию на них.
Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте. Обычно положительное или отрицательное отношение к объекту формируется в результате того, вызывал ли данный объект удовлетворение или нет. При этом формирование расположения происходит как путем оценки опыта (удовлетворенность - неудовлетворенность) взаимодействия непосредственно с объектом, так и путем соотношения объекта с другими объектами, по отношению к которым сформировалось определенное расположение.
Одной из важнейших задач управления организацией является обеспечение гармоничного и эффективного включения сотрудников в жизнь организации. Для этого важно правильно построить взаимодействие человека и организационного окружения. Это требует огромной работы и специальных знаний. Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить не только в чем суть проблемы этого взаимодействия, но и то, что в личности человека определяет его поведение в организации и какие характеристики организационного окружения влияют на процесс включения человека в деятельность организации. Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением. По словам О.С. Виханского и А.И. Наумова, этот обоюдный процесс может быть болезненным для сторон. И возникновение напряжения может привести либо к малоустойчивому взаимодействию, либо к разрыву их взаимодействия, так как каждый член организации имеет свое собственное окружение и это служит причиной для эффективного установления взаимодействия человека и организационного окружения. Ведь каждый человек выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны. Под взаимодействием понимают «процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Взаимодействие – это форма движения, развития организации и человека в ней. Оно определяет существование самой организации.
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1. С позиции взаимодействия
2. С позиции организации,
Для рассмотрения первой позиции необходимо дать определение понятию организационное окружение. В самом общем виде организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны, и, во-вторых, потому что он сам обычно занимает вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу.
Теперь необходимо перейти к рассмотрению первой модели восприятия человека в организации. В этом случае, человек – главный в процессе взаимодействия с организационным окружением. Модель включает такие элементы, как:
Рисунок 1 – Модель восприятия человека в организационном окружении
Описать ее можно следующим образом:
В этой модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком.
Если же рассматривать поведение человека с позиции организации (вторая модель), то человек – это ресурс организации, который она использует в своей деятельности (рис. 2). Сама же организация как единый организм в этом случае имеет вход, преобразователь и выход и взаимодействует с внешним окружением, определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой.
ОРГАНИЗАЦИЯ | ||
Вход
|
Преобразователь
|
Выход
|
Рисунок 2 – Модель восприятия человека
в организационном окружении с позиций
организации
Заключение
Восприятие человека характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность. Целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект.