Восприятие человека организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:08, реферат

Описание

От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений, а также их действия и выполнения норм и правил. Когда же действия не регламентируются или регламентируются не очень жестко, отношение к другим людям в решающей степени зависит от того, какие он вызывает чувства, какое о нем формируется мнение. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится представление о самом себе.

Содержание

Введение
1. Взаимодействие человека и организации
2.Восприятие
3.Модели восприятия человека в организации
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Восприятие человека организацией.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

3.Модели  восприятия человека в организации

Заключение

 

Введение

От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений, а также их действия и выполнения норм и правил. Когда же действия не регламентируются или регламентируются не очень жестко, отношение к другим людям в решающей степени зависит от того, какие он вызывает чувства, какое о нем формируется мнение. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится представление о самом себе. Представление о себе, через представление о другом формируются обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Организация состоит из индивидуумов, поведение и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все другие уровни организационного поведения, будь то поведение групп, лидерство или корпоративная культура организации. Знание особенностей и индивидуальных характеристик личности является важнейшим инструментом, помогающим понять, как ведут себя люди и как они взаимодействуют друг с другом. Личностные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими.

Целью данной работы является изучения особенностей восприятия и построения модели восприятия человека в организации.

1.Взаимодействие человека и организации

Все люди, которых мы встречаем  в жизни, одновременно различны и  похожи как внешне (цвет глаз, рост, голос и т. д.), так и внутренне (по характеру, эмоциям, поведению в одинаковых жизненных ситуациях и проч.). При оценке роли человека в организации это разнообразие имеет:

• положительную сторону, поскольку это увеличивает возможности организации в использовании потенциала различных способностей своих работников как отдельно, так и в группе;

• отрицательную сторону, поскольку это порождает различные -проблемы и конфликты во взаимодействии человека и организации, т. е. увеличивает трудности в управлении организацией.

Управление организацией построено на том, что человек  рассматривается как элемент организации в процессе информационного  материального обмена между организацией и средой, где определены его роли через систему стандартизации и унификации.

Для эффективного управления и снятия противоречия между стандартизацией  и спецификой личности работника  будем исходить из трех основополагающих личностных начал в поведении человека:

- восприятие;

- критериальная основа (база) поведения; 

— мотивация.

Рассмотрим более подробно два первых фактора в поведении человека.

 

 

2.Восприятие

В самом общем виде под восприятием принято считать  процесс получения и обработки информации.

Восприятие — процесс  очень сложный и неоднозначный, зависящий от влияния многих факторов, в частности предыдущего опыта, текущего состояния человека, воздействия внешней среды. Зачастую восприятие может быть ошибочным.

Выделяют два аспекта взаимодействия:

• восприятие человеком  организационного окружения;

• восприятие организационным  окружением человека. Восприятие человеком организационного окружения зависит от:

— отбора информации;

- систематизации информации.

Любой из этих взаимосвязанных процессов осуществляется как с позиции общих, присущих всем закономерностей, так и под влиянием индивидуальных особенностей отдельной личности.

Отбор информации предполагает процесс получения человеком  различной информации. Все мы получаем информацию из окружающего мира с помощью пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Правда, необходимо отметить, что особенность отбора этой информации носит селективный (т. е. выборочный) характер. Известно, что один человек лучше воспринимает информацию на слух, другой — зрительно (увидев один раз, не забудет никогда).

Немаловажную роль в  отборе информации играет так называемое «шестое чувство» - интуиция. Человек не может объяснить пути и условия получения информации. Полученное знание является результатом непосредственного усмотрения.

Систематизация  информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретации, позволяющим каждому человеку определенным образом отреагировать на полученную информацию.

Восприятие  организационным окружением человека складывается под влиянием трех составляющих (табл. 1).

оставляющие восприятия организационным окружением человека

Составляющие элементы восприятия

Характеристика составляющих восприятия

 

 

Воспринимаемый человек

Физиологические и соответствующие им характеристики

Внешность, цвет кожи, глаз, волос, рост, телосложение, возраст, жестикуляция, мимика и пр.

 

Социальные характеристики

Стиль и манера человека вести себя (разговор, одежда) - причисляют его автоматически к той или иной социальной группе

 

Анкетные данные

Пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности и т. п.

 

 

Воспринимающий человек

 

Уровень глубины видения ситуации

Восприятие: исключительно по внешним данным; по социальным характеристикам (например, по манере говорить); по совокупным характеристикам и проч.

Личностные и социальные характеристики

Его личные характеристики восприятия: нетерпимость, доброжелательность и проч.

Место, в котором происходит встреча

Формальная обстановка;

Неформальная обстановка

 

Ситуация, в которой происходит восприятие

 

Причина встречи

Производственная необходимость.

 Наказание.

 Награждение, похвала и прочее.

Организатор встречи

Малознакомый человек.

Высокопоставленное лицо и проч.




 

Изучение факторов восприятия является очень важным для грамотного управления организацией, поскольку это позволяет воздействовать на хорошее взаимоотношение между членами организации и организационным окружением.

Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении.

Все эти составляющие критериальной  базы поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, несмотря на сильную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет большую роль в установлении нормального взаимодействия человека и организационного окружения. Одно и то же явление или действие, имеющее совершенно одинаковое проявление и оказывающее одинаковое влияние на людей, может вызвать различную реакцию в силу того, что у людей существует различное отношение к этому явлению или действию. Отражая чувства человека к конкретному объекту, расположение делает наши решения и действия индивидуальными. При этом важно подчеркнуть, что обычно человек имеет определенное расположение к каждому объекту или явлению, с которыми он сталкивается в жизни.

С учетом сказанного можно попытаться дать определение тому, что мы называем расположением. При этом надо иметь в виду, что однозначной и четкой формулировки для этого свойства личности дать невозможно.

В общем виде расположение — это приорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и веществам, определяющее положительную или отрицательную реакцию на них.

Расположение человека по отношению к явлениям, процессам  и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте. Обычно положительное или отрицательное отношение к объекту формируется в результате того, вызывал ли данный объект удовлетворение или нет. При этом формирование расположения происходит как путем оценки опыта (удовлетворенность - неудовлетворенность) взаимодействия непосредственно с объектом, так и путем соотношения объекта с другими объектами, по отношению к которым сформировалось определенное расположение.

 

 

3. Модели восприятия человека в организации

Одной из важнейших задач управления организацией является обеспечение гармоничного и эффективного включения сотрудников в жизнь организации. Для этого важно правильно построить взаимодействие человека и организационного окружения. Это требует огромной работы и специальных знаний. Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить не только в чем суть проблемы этого взаимодействия, но и то, что в личности человека определяет его поведение в организации и какие характеристики организационного окружения влияют на процесс включения человека в деятельность организации. Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением. По словам О.С. Виханского и А.И. Наумова, этот обоюдный процесс может быть болезненным для сторон. И возникновение напряжения может привести либо к малоустойчивому взаимодействию, либо к разрыву их взаимодействия, так как  каждый член организации имеет свое собственное окружение и это служит причиной для эффективного установления взаимодействия человека и организационного окружения. Ведь каждый человек  выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны. Под взаимодействием понимают «процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

 Взаимодействие – это форма движения, развития организации и человека в ней. Оно определяет существование самой организации.

Системно поведение человека в  организации может быть представлено с двух позиций:

1. С позиции взаимодействия человека  с организационным окружением. В этом случае человек находится в центре модели.

2. С позиции организации, включающей  в себя индивидов. В этом  случае организация как целое  является исходной точкой рассмотрения.

Для рассмотрения первой позиции необходимо дать определение понятию организационное окружение. В самом общем виде организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны, и, во-вторых, потому что он сам обычно занимает вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу.

Теперь необходимо перейти к рассмотрению первой модели восприятия человека в организации. В этом случае, человек – главный в процессе взаимодействия с организационным окружением. Модель включает такие элементы, как:

  • организационное окружение;
  • стимулирующее воздействие;
  • человек;
  • реакция на стимулирующие воздействия;
  • действия,
  • поведение;
  • результаты работы

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Модель восприятия человека в организационном окружении

 

Описать ее можно следующим образом:

  • В процессе взаимодействия человека с организационным окружением он получает побуждающие к действию стимулирующие воздействия.
  • Затем под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия.
  • Эти действия приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.

В этой модели организационное окружение  включает те элементы организационной  среды, которые взаимодействуют с человеком.

  • Стимулирующие воздействия – это речевые и письменные сигналы, действия других людей.
  • Человек - биологическое и социальное существо с определенными физиологическими потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями.
  • Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и принятие решения об ответных действиях.
  • Действия и поведение включают мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты.
  • Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, и в результате пришел к решению проблемы. Вторая – что он сделал для организационного окружения в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.

Если же рассматривать поведение человека с позиции организации (вторая модель), то человек – это ресурс организации, который она использует в своей деятельности (рис. 2). Сама же организация как единый организм в этом случае имеет вход, преобразователь и выход и взаимодействует с внешним окружением, определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой.



 

               ОРГАНИЗАЦИЯ

Вход

  • Человек
  • Цели
  • Структура
  • Процессы
  • Техника

Преобразователь

  • Поведение
  • Действия

 

Выход

  • Продукт
  • Услуга




 

 

 

 
Рисунок 2 – Модель восприятия человека в организационном окружении с позиций организации


 

Заключение

Восприятие человека характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность. Целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект.

Информация о работе Восприятие человека организацией