Восприятие цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание

Восприятие – это сложный процесс. А восприятие цвета, и влияние цвета на человека как физически, так и психологически – это та тема, которая будет раскрыта в данной работе. Главная задача – это проанализировать имеющуюся литературу для полного раскрытия темы. Объектом исследования является процесс восприятия цвета и его влияние на человека.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические основания цветовосприятия.
1.1 Эволюция цветового анализатора…………………………….…4
1.2 Природа цвета…………………………………………………….7
1.3 Классические теории цветового восприятия…………………..11
1.3 Нарушения цветового зрения…………………………………...14
1.4 Гуманитарная парадигма в восприятии цвета…………………15
Глава 2. Влияние цвета на человека
2.1. Цветовые предпочтения………...…………………………. …..19
2.2. Психологическое воздействие цветов.………….…….…….....23
Заключение …………………………………………………………………….27
Список используемой литературы.. ………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Восприятие_цвета.doc

— 282.00 Кб (Скачать документ)

 

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

     По предмету: Общая психология

     На тему: ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Студентки

       Преподаватель:

 

 

 

 

Москва

2010 г.


 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Стр.

 

Введение ………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Методологические основания цветовосприятия.

1.1 Эволюция цветового анализатора…………………………….…4

1.2 Природа цвета…………………………………………………….7

1.3 Классические теории цветового восприятия…………………..11

1.3 Нарушения цветового зрения…………………………………...14

1.4 Гуманитарная парадигма в восприятии цвета…………………15

 

Глава 2. Влияние цвета на человека

2.1. Цветовые предпочтения………...…………………………. …..19

2.2. Психологическое воздействие цветов.………….…….…….....23

 

 

Заключение …………………………………………………………………….27

 

Список используемой литературы.. ………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Восприятие цвета – это проблема, которая имеет едва ли не самую многолетнюю и противоречивую историю из всех, связанных с такими явлениями, как ощущения и восприятие. Своими знаниями о восприятии цвета мы обязаны не только физиологам и психологам, но и художникам, философам, поэтам и физикам. Причину столь активного интереса к восприятию цвета понять нетрудно. Цвет не только характеристический признак, присущий буквально всем предметам окружающего нас мира и точно определяющий фундаментальные отличия одних поверхностей и объектов от других; для людей он нередко является источником сильного эстетического и эмоционального впечатления, основанного на ассоциациях и предпочтениях. Большинство из нас прежде всего обращают внимание на цвет окружающих предметов. Цвета не просто привлекают к себе наше внимание, но нередко и ошеломляют нас, они украшают мир, придают ему большую ценность, пробуждают наши эстетические чувства и — что самое важное - являются источниками информации. Благодаря цветам нам легче отличить одну поверхность от другой, они облегчают зрительное обнаружение предметов и их распознавание и нередко являются также и признаком, позволяющим идентифицировать многие объекты, что придает окружающему нас миру необходимую стабильность.

Восприятие – это сложный  процесс. А восприятие цвета, и влияние  цвета на человека как физически, так и психологически – это та тема, которая будет раскрыта в данной работе. Главная задача – это проанализировать имеющуюся литературу для полного раскрытия темы. Объектом исследования является процесс восприятия цвета и его влияние на человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методологические  основания цветовосприятия

Эволюция цветового  анализатора

Цветовое зрение встречается  на весьма ранних ступенях эволюционной лестницы: им обладают уже насекомые (шмели, пчелы, мухи, бабочки). Лучше  всего насекомые реагируют на желтые, синие и фиолетовые оттенки, причем доказано, что на их поведение в данном случае влияют не ультрафиолетовые или инфракрасные лучи, а именно цветовые различия.

В настоящее время считается, что  среди позвоночных наличие цветового  зрения встречается у всех костных  рыб. Хорошим цветовым зрением обладают многие дневные птицы, различающие, в отличие от насекомых, и цвета красной области спектра. Среди млекопитающих собаки и кошки обладают слабым цветным зрением. Грызуны (кролики, мыши), а также копытные не различают цвета. Слабое цветное зрение обнаружено у белок и грызунов из семейства беличьих (сурки, суслики). Оно отсутствует или почти отсутствует у большинства современных животных (морских свинок, коров, лошадей, собак, свиней, овец и т.д.).

Человекообразные обезьяны и большинство приматов обладают цветовым зрением подобно человеку. У низших приматов (полуобезьян, лимуроидов) цветового зрения нет, поскольку это ночные животные. У хвостатых обезьян обнаружено цветовое зрение типа протонопии: различают только синий и желтый, серый вместо голубого, красные оттенки отсутствуют.

Важной для понимания  взаимодействия цвета и организма, является наблюдение этологов, что  действие раздражителя (в том числе  и цвета), эффективность которого отличается специфичностью в отношении  реакции, обычно связано с определенным физиологическим состоянием животного. Когда животное находится в соответствующем состоянии, вероятность его реакции на данный раздражитель максимальна. Таким образом, “если данный раздражитель специфичен в отношении реакции, то реактивность организма специфична в отношении данного раздражителя”.

Из сказанного следует, что цветовое зрение – очень древняя  способность, появившаяся ранее  завоевания жизнью суши, и уже тогда  цвета имели сигнальную функцию. Отсутствие цветоразличения у большинства млекопитающих объясняется его последующей утратой: на протяжении эволюции наземных теплокровных количество видов, обладающих цветовым зрением, постоянно сокращалось в связи с ночным образом жизни. Такая частичная утрата цветового зрения в связи с ночным образом жизни (совы, хвостатые обезьяны и др.) вызывает протонопию, неразличение цветов красного края спектра. “Подобно другим свойствам, утраченным наследственным веществом, цветочувствительные клетки не восстанавливаются, таков один из непреложных законов эволюции”.

Из сопоставления строения и физиологии сетчатки, а также колориметрических исследований более 30 представителей пяти классов позвоночных (рыб, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих) О.Ю.Орлов делает вывод, что в основе цветоразличения могут лежать очень различные сочетания цветовых приемников (цветовоспринимающих аппаратов). “…Обращает на себя внимание тот факт, что черты сходства и различия систем мало коррелируют со степенью систематической близости или удаленности соответствующих групп. <…> Такие далекие систематически группы, как рыбы и приматы, имеют весьма сходные системы цветового зрения, тогда как в пределах класса млекопитающих (приматы, белка, кошка) и особенно среди рептилий (черепаха, агама, гекконы, змеи) разнообразие очень велико” (Яньшин, 2001; Орлов, 1966. С. 19). Для объяснения этого факта О.Ю.Орлов присоединяется к теории трансмутации Уоллса (1934, 1932), состоящей в том, что при переходе от дневного к ночному образу жизни и обратно сетчатка то теряла, то приобретала вновь колбочковый либо палочковый аппарат путем преобразования (трансмутации) рецепторов одного облика в другой. “Таким образом, весьма вероятно, что цветовое зрение современных позвоночных развилось в результате независимого и неоднократного возникновения его среди нескольких групп, что объясняет видимое отсутствие преемственности между разными группами” (Яньшин, 2001: Орлов, 1966. С. 20). Но это – только предположение, способное объяснить различие, но не сходство. Поразительное сходство между сетчаткой рыб и приматов здесь объясняется через гипотезу конвергенции далеких форм в ходе эволюции.

Итак, пока цветовое зрение у других теплокровных деградировало, у наших предков оно эволюционировало. С.В.Кравков (1951) в свое время присоединился к гипотезе Шенка и Л.Франклина: эволюционируя, человеческое цветовое зрение проходило через стадию “двухцветового зрения” типа протонопии, где все многообразие цветов сводилось к желтым и синим. Согласно этой гипотезе, усовершенствование цветового зрительного аппарата состояло в том, что глаз стал более чувствительным к крайним красным лучам, и “желто-ощущающий” аппарат, первоначально чувствительный ко всей длинноволновой части спектра, расщепился на два самостоятельных аппарата: “красно-ощущающий” и “зелено-ощущающий”. Сказанное выше уже опровергает эту гипотезу: все три колбочковых аппарата имеются уже у рыб, амфибий и рептилий, следовательно, протонопия – это результат инволюции (хронический сдвиг Пуркинье), а не этап развития.

Противоположная гипотетическая последовательность эволюции цветоразличающего аппарата выявляется при анализе развития цветовой лексики в классических исследованиях Берлина и Кея. По их данным, простейший цветовой словарь содержит всего два цветовых обозначения (для черного и белого). Увеличение количества обозначений идет следующим образом: третьим прибавляется красный, четвертым – зеленый (зелено-синяя группа) либо желтый; в языке с пятью цветовыми терминами к черному, белому и красному прибавляются зеленый и желтый; в языках с шестью терминами к перечисленным добавляется синий, а с семью – коричневый. Г.Цоллингер считает, что эта последовательность развития цветообозначений отражает “физиологические механизмы, с помощью которых глаз и мозг анализируют световые стимулы и создают цветовое восприятие”. Она точно соответствует основным цветам Э.Геринга – трем оппонентным механизмам восприятия: светло-темному, красно-зеленому и сине-желтому. На первом месте стоит различие светлоты, на втором – красный и т.д. Синий и коричневый идут последними. Если же гипотетически соотнести эту последовательность с эволюцией цветового анализатора, то окажется, что “красная” чувствительность появляется раньше, чем синяя, зеленая и желтая.

Если принять гипотезу, что цветовое зрение мы унаследовали от низших позвоночных (рыб), что доказывается анатомическим, физиологическим, химическим и структурным сходством строения сетчатки, то цветовое зрение следует изучать не на приматах, а на рыбах, как это нередко и делается (Пэдхем, Сондерс, 1978), и рассуждения об эволюции цветового зрения от протонопии к трихроматизму (С.В.Кравков) нельзя признать обоснованными. Ведь уже у карпа имеются все три типа колбочек и даже детекторов оппонентного типа, но находятся эти детекторные клетки еще в самой сетчатке , а не в латеральном коленчатом теле, как у приматов и человека. (Пэдхем, Сондерс, 1978). Хотя карп обладает повышенной чувствительностью в красно-оранжевой, а не зелено-желтой области спектра, диапазоны частот реагирования рецепторов карпа и человека почти не различаются по ширине.

Таким образом, факты  свидетельствуют в пользу того, что эволюция цветового анализатора шла параллельно с развитием анатомических и функциональных отделов центральной нервной системы (промежуточного, среднего мозга, коры), по “вертикали”, а не в сторону дифференциации цветочувствительных клеток периферического отдела анализатора (колбочек сетчатки). Сохранение (даже небольшое расширение) диапазона чувствительности при усовершенствовании структуры цветового анализатора в ходе наземной эволюции высших позвоночных, а также многократное восстановление цветового зрения при “временной” потере в ходе эволюции остальных классов позвоночных свидетельствует, что цвет играл существенную роль в их жизнедеятельности. О центральном значении цветоразличения для человека свидетельствует хотя бы тот факт, что все 6,5 миллиона колбочек, как у карпа, так и у человека, располагаются в фовеа – центральной зрительной ямке, области максимально четкого зрения.

Природа цвета

Восприятие цвета определяется прежде всего длиной волны света, стимулирующего зрительную систему. Свет, способный вызвать у человека цветовое ощущение, имеет строго определенную длину волны: это лучи видимого электромагнитного спектра с длиной волны от 380 до 760 нм. Следовательно, говоря о «синем» или «красном» свете, мы на самом деле имеем ввиду коротко- или длинноволновой свет соответственно, который таким образом воздействует на зрительную систему, что вызывает ощущение синего или красного (цветов).

Цветоощущение – это совершенно субъективный результат воздействия  на нервную систему отраженного луча, принадлежащего к видимой части спектра и имеющего определенную длину волны. Иными словами, цвета зависят от того, как именно зрительная система интерпретирует световые лучи с разной длиной волны, которые отражаются от предметов и воздействуют на глаз. Они всего лишь избирательно используют лучистую энергию, испуская или пропуская через себя лучи с определенной длиной волны, отражая одни из них и поглощая другие. Следовательно, цвет – это продукт деятельности зрительной системы, а не неотъемлемое свойство видимого спектра.

Основным и, без сомнения, физическим параметром цвета является длина волны образующего его отраженного света. Однако в действительности ощущение цвета определяется тремя атрибутами света: длиной волны, интенсивностью и спектральной чистотой. Каждому из этих параметров соответствует свой особый психологический аспект ощущения цвета: цветовой тон, яркость и насыщенность.

Понятие цветовой тон соответствует  традиционному представлению о  цвете. Если цвет имеет узнаваемый спектральный тон, мы воспринимаем его как, скажем, синий, зеленый, желтый. Как правило, цветовой тон определяется длиной волны.

Любой цвет характеризуется так  же яркостью, которая зависит от интенсивности. Чем выше интенсивность, тем более ярким кажется цвет. С уменьшением интенсивности яркость уменьшается. Однако при одной и той же интенсивности некоторые цвета, например желтый, кажутся более яркими, чем синий, длина волны которого короче, нежели длина волны желтого цвета. Кроме того, воспринимаемый цветовой тон раздражителя отчасти зависит и от интенсивности последнего. При увеличении интенсивности относительно длинноволнового света, такого, например, как желто-зеленый или желто-красный, он будет казаться не только более ярким, но и «более желтым». Точно так же и коротковолновый свет, воспринимаемый как сине-зеленый и фиолетовый, при увеличении интенсивности начинает казаться синее. Это изменение оттенка в результате изменения интенсивности называется эффектом Бецольда-Брюкке

Насыщенность цвета является психологическим  параметром, отражающим относительное количество цвета поверхности предмета. Насыщенность связана с физическим параметром, называемым спектральной чистотой. Цвет с определенной длиной волны, т.е. монохроматический свет, является спектрально чистым светом и кажется очень насыщенным. Однако добавление к монохроматическому свету света с другой длиной волны или белого уменьшает чистоту, и монохроматический свет начинает восприниматься как менее насыщенный. При достаточно сильном разбавлении свет утрачивает свойственный ему оттенок и становится серым.

Как правило, чистые цвета с одной  длиной волны – монохроматические  цвета – встречаются редко  и только в лабораторных условиях. В большинстве случаев воздействующий на глаз свет представляет собой смесь лучей с разной длиной волны. Существует две модели смешения цветов – аддитивная и субтрактивная. Аддитивная модель предполагает, что при смешении в зрительной системе происходит «смещение» световых лучей с разной длиной волны. Это значит, что речь идет о наложении друг на друга результатов воздействия на зрительную систему световых лучей с разной длиной волны. Некоторые важные явления, связанные с аддитивной моделью, обобщены в цветовом круге. В рамках аддитивной модели рассматривают три закона смешения цветов:

Информация о работе Восприятие цвета