Восприятие и понимание людьми друг друга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:19, реферат

Описание

Цель данной работы – рассмотреть и исследовать особенности восприятия человека человеком в юношеском возрасте.
Объектом исследования являются особенности межличностного восприятия в юношеском возрасте. Предмет исследования - степень зависимости уровня эмпатии от возраста.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие «эмпатия», а также роль эмпатии в человеческих взаимоотношениях;
- описать механизм межличностного восприятия;
- провести исследование зависимости уровня эмпатии от возраста.

Содержание

Введение 3
1. Восприятие и понимание людьми друг друга 4
1.1. Природа эмпатии и ее роль в межличностных отношениях 4
1.2. Механизм восприятия человека человеком 6
2. Проведение исследования зависимости степени эмпатии от возраста 13
2.1. Описание использованной методики 13
2.2. Результаты исследования 15
Заключение 19
Список литературы 20
Приложение 1. Список участников исследования 21
Приложение 2. Тест на уровень эмоциональной отзывчивости 22

Работа состоит из  1 файл

vospriatie_referat.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

Полный список участвовавших  в исследовании приведен в приложении 1.

Основной задачей проводимого  исследования являлось изучение особенностей восприятия в юношеском возрасте. Эмпатия является наиболее характерным показателем этих особенностей.

В ходе выполнения исследования была прослежена связь между уровнем  эмпатии и возрастом, а также  полом исследуемых.

Для измерения уровня эмпатии использовался тест на исследование эмоциональной отзывчивости (модифицированный тест А.Меграбиэна и Н.Эпштейна, описан в приложении 2).

В ходе тестирования были получены следующие результаты:

 

Таблица 1. Уровень эмпатии исследуемых

№ п/п

ФИО исследуемого

Возраст,

лет

Пол

Уровень эмпатии

1

Гордиенко Ольга Витальевна

14

Ж

30

2

Гурбан Анастасия Петровна

15

Ж

29

3

Нечаева Галина Владимировна

14

Ж

30

4

Филиппович Дарья Александровна

14

Ж

31

5

Чуприна Анастасия Сергеевна

15

Ж

32

Женский

Всего

 

152

6

Чистенков Юрий Геннадьевич

15

М

28

7

Ковалев Александр Евгеньевич

14

М

29

8

Нечаев Игорь Владимирович

15

М

27

9

Мархотко Егор Борисович

14

М

28

10

Иванов Артем Матвеевич

14

М

28

Мужской

Всего

 

140

 

Всего по группе

 

292

11

Островская Юлия Игнатьевна

16

Ж

27

12

Цыплакова Анна Вячеславовна

16

Ж

26

13

Фирсанова Ирина Семеновна

17

Ж

27

14

Календо Жанна Алексеевна

16

Ж

25

15

Лепкова Екатерина Анатольевна

17

Ж

28

Женский

Всего

 

133

16

Зарецкий Александр  Иванович

17

М

27

17

Шупилов Павел Иванович

17

М

23

18

Осовицкий Алексей Александрович

16

М

25

19

Герасимчик Антон Павлович

17

М

24

20

Сорокин Андрей Андреевич

17

М

23

Мужской

Всего

 

122

 

Всего по группе

 

255

21

Якушева Полина Дмитриевна

18

Ж

22

22

Лепкова Екатерина Анатольевна

18

Ж

19

23

Бугаенко Александра Евгеньевна

19

Ж

20

24

Рачкова Анна Вячеславовна

18

Ж

18

25

Дроздова Мария Николаевна

19

Ж

16

Женский

Всего

 

95

26

Пыкавый Павел Глебович

19

М

17

27

Титовец Павел Вадимович

18

М

20

28

Равин Игорь Геннадьевич

19

М

15

29

Фиалковский Роман Валерьевич

19

М

13

30

Луцик Иван Артемович

18

М

15

Мужской

Всего

 

80

 

Всего по группе

 

175


 

2.2. Результаты исследования

 

В ходе анализа результатов  исследования были построены диаграммы, отражающие следующие закономерности (для построения диаграмм по группам исследуемых индивидуальные количественные показатели уровня эмпатии суммировались для соответствующей группы):

1. Связь уровня эмпатии  с полом человека (для каждой  возрастной группы).

 

 

Диаграмма 1. Сравнение  уровня эмпатии для  исследуемых мужского и женского пола в возрасте 14-15 лет

 

 

Диаграмма 2. Сравнение  уровня эмпатии для  исследуемых  мужского и женского пола в возрасте 16-17 лет

Диаграмма 3. Сравнение  уровня эмпатии для  исследуемых мужского и женского пола в возрасте 18-19 лет

 

Анализ показывает, что  подростки женского пола  и девушки  имеют более высокий уровень  эмпатии, чем подростки мужского пола и юноши соответствующего возраста. Это вполне объяснимо тем, что  женщины воспринимают мир более тонко, чем мужчины, реагируя глубже на большинство событий, более эмоциональный и чутки.

2. Связь уровня эмпатии  с возрастом человека (отдельно  для мужского и женского пола).

 

 

Диаграмма 4. Сравнение  уровня эмпатии для  исследуемых мужского пола в трех возрастных группах

 

Диаграмма 5. Сравнение  уровня эмпатии для  исследуемых  женского пола в трех возрастных группах

 

Анализ диаграмм позволил сделать следующий вывод: склонность к повышенной эмпатии уменьшается с возрастом у людей обоих полов. Наиболее резкое падения происходит при достижении людьми 18-илетнего возраста. Исследование показало, что данная тенденция характерна как для юношей, так и для девушек. Это может быть обусловлено достижением человеком состояния полной дееспесобности – к 18-и годам человек переходит в непривычную обстановку (заканчивает школу, училище, обретает совершеннолетии).

«Усложнение» жизни  влечет за собой понижение интереса человека к другим людям, концентрирует его внимание на самом себе, вынуждает поверхностно воспринимать других.

3. Связь уровня эмпатии  с возрастом человека (совместно  для мужского и женского пола). Для построения диаграммы числовые  показатели уровней эмпатии для  каждой группы были просуммированы.

 

 

 

Диаграмма 6. Сравнение  уровня эмпатии для  исследуемых  обоих полов в трех возрастных группах

 

Исследование уровня эмпатии совместно для мужского и женского пола позволяет сделать  тот же вывод, что и в предыдущем пункте. Устойчивая закономерность сохраняется.

 

Заключение

 

В ходе выполнения настоящей  курсовой работы была поставлена цель – рассмотреть и исследовать особенности восприятия человека человеком в юношеском возрасте.

Практическая цель работы была несколько сужена в связи с многогранностью темы: мы ограничились исследованием такого мощного показателя восприятия одного человека другим, как «эмпатия» - эмоциональная отзывчивость на переживания других.

Гипотеза о том, что  уровень эмпатии уменьшается  при взрослении подростка, при переходе его в юношеский возраст получила подтверждение.

Данный результат в  современной действительности в  первую очередь может быть обусловлен влиянием социума И., в частности, новой системы нравственно-моральных  ценностей – низкий уровень духовной культуры, ожесточение людей влечет к тому, что юношам и девушкам либо малоинтересны другие люди (они воспринимают их поверхностно, не воспринимают их как личности), либо они относятся к другим настороженно.

В общем и целом  результаты исследования показали, что для уровень эмпатии уменьшается начиная с окончания подросткового периода развития человека. Наиболее резкое его (уровня эмпатии) падение происходит при достижении человеком возраста установленной в нашей стране возраста полной юридической дееспособности – 18-и лет.

 

 

Список литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2002. – 416 с.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение : Избр. труды / Бодалев Алексей Александрович. - М.: Педагогика, 1983. - 271 с.
  4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 166 с.
  5. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев: Политиздат Украины, 1989. – 189 с.
  6. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М: ИП РАН, 1994. – 237 с.
  7. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.— 252 с.
  8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2001. – 544 с.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология .— СПб.: Питер, 2001.—292с.
  10. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 152 с.
  11. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под общ. Ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  12. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
  13. Рогов Е.И. Психология общения.—М.: Гуман. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.—336с.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер КОМ, 1998. - 688 с.
  15. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 672с.

 

Приложение 1. Список участников исследования

 

 

№ п/п

ФИО ученика

Возраст, лет

Пол

1

Гордиенко Ольга Витальевна

14

Ж

2

Гурбан Анастасия Петровна

15

Ж

3

Нечаева Галина Владимировна

14

Ж

4

Филиппович Дарья Александровна

14

Ж

5

Чуприна Анастасия Сергеевна

15

Ж

6

Чистенков Юрий Геннадьевич

15

М

7

Ковалев Александр Евгеньевич

14

М

8

Нечаев Игорь Владимирович

15

М

9

Мархотко Егор Борисович

14

М

10

Иванов Артем Матвеевич

14

М

11

Островская Юлия Игнатьевна

16

Ж

12

Цыплакова Анна Вячеславовна

16

Ж

13

Фирсанова Ирина Семеновна

17

Ж

14

Календо Жанна Алексеевна

16

Ж

15

Лепкова Екатерина Анатольевна

17

Ж

16

Зарецкий Александр  Иванович

17

М

17

Шупилов Павел Иванович

17

М

18

Осовицкий Алексей Александрович

16

М

19

Герасимчик Антон Павлович

17

М

20

Сорокин Андрей Андреевич

17

М

21

Якушева Полина Дмитриевна

18

Ж

22

Лепкова Екатерина Анатольевна

18

Ж

23

Бугаенко Александра Евгеньевна

19

Ж

24

Рачкова Анна Вячеславовна

18

Ж

25

Дроздова Мария Николаевна

19

Ж

26

Пыкавый Павел Глебович

19

М

27

Титовец Павел Вадимович

18

М

28

Равин Игорь Геннадьевич

19

М

29

Фиалковский Роман Валерьевич

19

М

30

Луцик Иван Артемович

18

М


 

Приложение 2. Тест на уровень эмоциональной отзывчивости

 

Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызвать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк для ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два варианта возможных ответов "Да" и "Нет". Бланки для ответов желательно не подписывать, а особым образом пронумеровать, чтобы потом определить респондента, увеличив при этом его доверие.

Инструкция  испытуемому. "Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ "Да", а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ "Нет".

Помните, что в тесте  нет "хороших" и "плохих" ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в том случае Вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел Вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

Если у Вас возникнут  какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тест-опроснику.

Если все понятно, приступайте  к ответам".

 

Тест-опросник

 

1. Меня огорчает, когда  я вижу, что незнакомый человек  чувствует себя среди людей одиноко.

2. Люди преувеличивают  способность животных понимать  и переживать.

3. Мне неприятно, когда  люди не умеют сдерживаться  и открыто проявляют свои чувства. 

4. Меня раздражает  в несчастных людях то, что  они сами себя жалеют.

5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что плакать  от счастья глупо. 

7. Я принимаю близко  к сердцу проблемы моих друзей.

8. Порой песни о  любви вызывают у меня сильные  переживания. 

Информация о работе Восприятие и понимание людьми друг друга