Восприятие как познавательный психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:41, контрольная работа

Описание

Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Восприятие как психический процесс…………………………………...5
Классификация видов восприятия………………………………………9
Свойства (закономерности) восприятия……………………………….11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

все.docx

— 42.87 Кб (Скачать документ)

    Обобщенность  и  классификация   обеспечивают   надежность   правильного узнавания  объекта  независимо  от   его   индивидуальных   особенностей   и искажений, не выводящих объект за пределы  класса.  Обобщенность  восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы  и  явления,  но  и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

    Следующим   свойством   восприятия    является    константность.    Это

относительная  независимость  образа  от  физических   условий   восприятия,

проявляющаяся  в  его  неизменности.  Форма,   цвет   и   размер   предметов

воспринимаются  нами  как  постоянные,  несмотря   на   то,   что   сигналы,

поступающие от этих предметов в  органы  чувств,  непрерывно  меняются.  Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит  от  расстояния между предметом и глазом и от угла  зрения.  Однако  нам  знакомые  предметы кажутся  неизменной  величины  вне  зависимости  от  этого   расстояния   (в определенных  пределах).  Восприятие  цвета  зависит  от  многих   факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же  время  цвет  знакомых  предметов всегда воспринимается  одинаково.  Аналогично  и  форма  привычных  объектов воспринимается как постоянная, независимо от  условий  наблюдения.  Значение константности очень  велико.  Не  будь  этого  свойства,  при  всяком  нашем движении,  при  каждом  изменении  расстояния  до  предмета,  при   малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись  бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет.  Мир  перестал  бы служить средством познания объективной действительности.

    Следующим  свойством  восприятия  является  его   осмысленность.   Хотя

восприятие  возникает при непосредственном действии  раздражителя  на  органы чувств, перцептивные образы всегда имеют  определенное  смысловое  значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления  и восприятия прежде всего  выражается  в  том,  что  сознательно  воспринимать предмет – это значит мысленно  назвать  его,  т.е.  отнести  к  определенной группе,  классу,  связать  его  с  определенным  словом.   Даже   при   виде незнакомого предмета  мы  пытаемся  установить  в  нем  сходство  с  другими предметами.  Следовательно,  восприятие  не  определяется   просто   набором раздражителей,  воздействующих  на  органы  чувств,  а  представляют   собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

    Процесс осмысления воспринимаемой  информации  может  быть  представлен структурно-логической  схемой.   На   первом   этапе   процесса   восприятия происходит выделение комплекса стимулов  из  потока  информации  и  принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же  определенному  объекту. На втором этапе происходит поиск  в  памяти  аналогичного  или  близкого  по составу ощущений комплекса  признаков,  по  которым  можно  идентифицировать объект.  На  третьем  этапе  происходит  отнесение  воспринятого  объекта  к определенной  категории  с  последующим  поиском  дополнительных  признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И  наконец, на четвертом этапе  формируется  окончательный  вывод  о  том,  что  это  за объект, с приписыванием ему еще  не  воспринятых  свойств,  характерных  для объектов  одного  с  ним  класса.  Таким  образом,  восприятие   –   это   в значительной степени интеллектуальный процесс.

    Восприятие зависит не только  от характера раздражения, но  и  от  самого

субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому  в восприятии всегда сказываются  особенности  личности  человека.  Зависимость восприятия  от  общего  содержания  нашей   психической   жизни   называется апперцепцией.

    Огромную роль в апперцепции  играют знания человека, его   предшествующий опыт,  его  прошлая   практика.   Содержание   восприятия   определяется   и поставленной перед человеком  задачей,  и  мотивами  его  деятельности,  его интересами и  направленностью.  Существенное  место  в  апперцепции,  также, занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

    Еще одно, не менее существенное  свойство  восприятия  как   психического

процесса  – это активность (или избирательность). Оно заключается в том,  что в любой момент времени мы воспринимаем только один  предмет  или  конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального  мира  являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. 
 

     Заключение 

     Восприятие - чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя. В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически. Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу. Сознание подключается к познаваетльному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.

     Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений - это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование.

     Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.  
 
 
 

Список  литературы

  1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 2000;
  2. Грегори Р. Разумный глаз. - М., 2003;
  3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000;
  4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000;
  5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001;
  6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.- М., 2004;

Информация о работе Восприятие как познавательный психический процесс