Возникновение и развитие речи у ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:03, контрольная работа

Описание

Развитие речи у ребёнка опосредованно обучением: ребёнок научается говорить. Но это вовсе не означает, что овладение речью, своим родным языком является результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребёнка изучение речи

Содержание

Введение
1. Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка
2. Структура речи
3. Развитие связной речи
4. Развитие письменной речи у ребёнка
5. Развитие выразительной речи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Психолингвистика.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

Речь маленького ребёнка сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого - такого контекста, чтобы на основании только его  можно было её понять; для её понимания  необходимо учесть ту конкретную наглядную ситуацию, в которой находится ребёнок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, лишь будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь.

Различая ситуативную  и контекстную речь по главной её черте, нельзя, однако, внешне их противопоставлять. Всякая речь имеет хоть некоторый контекст, и всякая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией. Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим.

Основная линия  развития речи ребёнка в том, что  от исключительного господства только ситуативной речи ребёнок переходит  к овладению и контекстную речью. Когда у ребёнка развивается контекстная связная речь, она не наслаивается над ситуативной, не вытесняет её; ребёнок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо передать, и характера самого общения. Ситуативная речь - это речь, которой естественно пользуется и взрослый в разговоре с собеседником, находящимся с говорящим в общей ситуации, когда речь идёт о непосредственном её содержании; к контекстной речи, понятной независимо от ситуации, переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы наличной ситуации, притом изложение, предназначенное для широкого круга слушателей. По мере того, как в ходе развития изменяются и содержание, и функции речи, ребёнок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи.

Проведённое исследование А.М. Леушиной было посвящено изучению развития связной речи у дошкольника, особенностями его ситуативной  речи. Ситуативность в речи ребёнка  проявляется в многообразных  формах. Так, ребёнок в своей речи либо вовсе упускает подразумеваемое им подлежащее, либо заменяет его местоимениями. Речь его наполнена словами "он", "она", "они", хотя в самом контексте нигде не указано, к кому эти местоимения относятся. Одно и то же местоимение "он" или "она" в одном и том же предложении относится к различным субъектам. Точно так же речь полна наречиями ("там", без указания, где именно, и прочее).

В качестве характеристики предмета фигурирует слово "такой", причём подразумеваемое содержание этого эпитета поясняется наглядным показом: ручками демонстрируется, такой ли большой или такой маленький. Чтобы понять мысль ребёнка, одного речевого контекста недостаточно, её можно восстановить, лишь учтя конкретную ситуацию, в которой находился ребёнок. Характерной особенностью такой ситуативной речи является то, что она больше выражает, чем высказывает.

Лишь постепенно ребёнок переходит к построению речевого контекста. Переходный этап на этом пути показательно выступает в  одном частном, но симптоматическом явлении. Преимущественно у старших дошкольников регулярно появляется интересная речевая конструкция: сначала ребёнок произносит местоимение ("он", "она" и т.п.), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения и необходимость его пояснить, он вслед за местоимением вводит поясняющее его существительное; "она - девочка - пошла", "он - мяч - покатился". Эта форма изложения не случайное явление, а типичное, вскрывающее существенный этап в речевом развитии ребёнка. Ребёнок непроизвольно строит свою речь исходя из того, что ему представляется непосредственно понятным.  
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Развитие письменной  речи у ребёнка 

Довольно существенным достижением в речевом развитии ребёнка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое  значение для умственного развития ребёнка, но овладение ею представляет некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, то есть пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима выработка соответствующих технических навыков. Но только лишь навыков недостаточно, т. к. чтение включает в себя понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Чтение как понимание письменной речи является более трудной операцией, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, целая гамма выразительных средств помогают понять её. При чтении же нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, дать ему самостоятельное истолкование. Разрешение задачи заключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность опорных точек, как бы условия задачи, - правильно реконструировать его содержание как смысловое целое. Самостоятельное чтение предполагает умственное развитие и ведёт к дальнейшему умственному развитию. Читая, ребёнок учится по-новому связно строить свою речь.

Очень важное значение имеет овладение письмом. На первых этапах овладения письменной речью  эта последняя обычно во многих отношениях отстаёт от устной речи. К тому времени, когда ребёнок начинает овладевать письмен-

ной речью, он уже  обладает значительным опытом свободного общения посредством устной речи. Прежде всего, некоторые трудности  представляет для ребёнка овладение  самой техникой письма. Ряд зарубежных и советских исследователей утверждают, что письменная речь вообще у ребёнка на несколько (чуть ли не на 7) лет отстаёт от устной.

В развитии речи реально проявляются как различия между письменной и устной речью, так и их общность; она сказывается  и в их взаимодействии. Сначала доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребёнка; ребёнок пишет, как говорит: выработавшиеся у него формы устной речи определяют на первых порах строение его письменной речи.

Но и в письменной речи неизбежно выпадает рад выразительных моментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой её предметно-смыслового содержания, письменная речь с теми требованиями продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи - в той форме, которая нужна для ответа учителю, для связного изложения материала.

Основным звеном в развитии письменной речи является развитие связной речи - умение отобразить в речи все существенные связи  предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Развитие связной - контекстной речи существенно зависит от развития письменной речи.

Развитие связной  и точной речи падает по преимуществу на время обучения в средней школе. В подростковые годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится всё более богатой, многогранной, всё более литературной. Уже имевшиеся в распоряжении ребёнка слова приобретают всё более обобщенное, отвлеченное значение. Так же в речь включается ряд новых специальных терминов. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребёнка, учащегося в начальной школе, выступают её эмоционально-выразительные моменты, более частым становится употребление метафорических выражений. Структура письменной речи значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Развитие выразительной  речи 

Выразительность является важным качеством речи. Её развитие проходит длинный путь. Речь маленького ребёнка часто обладает яркой выразительностью. Нередко в ней преобладают итерации (усиливающиеся повторения), инверсии (нарушения обычного порядка слов), восклицательные обороты и т.д., - всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

У маленького ребёнка  выразительные моменты не являются сознательно избираемыми и используемыми  стилистическими средствами или  приёмами для того, чтобы произвести определённое эмоциональное впечатление. В них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребёнка, поскольку у него ещё нет твёрдо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы её выражение.

В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской  эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее снижается. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, спадает, речь детей может стать крайне маловыразительной (если над развитием её выразительности специально не работать).

Развитие речи, способной выразить эмоциональное  отношение к тому, о чём идёт речь, и оказать на другого человека эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры.

Сознательная  выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из разных элементов: выбор слов (лексика), сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст), структура речи и порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы позволяют речи передать предметное содержание мысли, а так же выразить отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику.

Понимание и  переживание эмоционального подтекста  требует вдумчивого воспитания. Основные трудности для понимания эмоциональный  подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого  текста. Зачастую так дело обстоит  с ироническими оборотами речи. Экспериментальная работа, выполненная В.Е. Сыркиной, показала ряд различных ступеней в развитии понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берётся исключительно в его прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но ещё не улавливает правильного соотношения между ними. При дальнейшем продвижении ученик постепенно учится улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому более глубоко проникает в основную мысль художественного произведения.

Весь ход развития понимания эмоционального подтекста  с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания  и понимания. Для того, чтобы понять подтекст речи, надо его "сопережить". А чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного эксперимента вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных положений о единстве переживания и сознания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой знания. Язык - общественная форма  познания. Посредством языка общественное познание формирует мышление ребёнка  и определяет структуру его сознания. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребёнок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется. Таким образом, речь не только сообщает уже готовую мысль, она включена в процесс формирования мышления. В этом её значение для умственного развития.

В речи человека обычно весь психологический облик  личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность  общительности, которая лежит в  основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи выступает его темперамент, в её интонационном, ритмическом рисунке - его эмоциональность, а в её содержании просматриваются его духовный мир, его интересы их направленность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Рубинштейн  С.Л. - Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.: - (Серия "Мастера  психологии").

2. Развитие речи  у детей дошкольного возраста. / Под ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1984.

3. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1976.

4. Тихеева Е.И.  Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1967.

5. Запорожец  А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965.

Информация о работе Возникновение и развитие речи у ребёнка