Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:06, доклад
История психодиагностики — это и история появления основных психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основе эволюционирования взглядов о природе и функционировании психического. В этой связи интересно проследить, как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных школ психологии.
Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
Тестология как наука о тестах
Впервые понятие тест применительно к психологии ввел Френсис Гальтон в XIX в., и он же заложил основу математического аппарата: ввел формулу для вычисления коэффициента корреляции. Тестология, как теория тестов со своими методами научного исследования, появилась в начале ХХ в. Авторы первого педагогического теста, созданного для измерения интеллектуальных способностей детей, французы Альфред Бине и Теодор Симон в 1908-1911 гг. провели эмпирическую проверку заданий, которые предполагалось включить в их тест. Критериями оценки пригодности заданий стали эмпирическая мера трудности каждого задания, которую они определяли по доле правильных ответов в группах детей разного возраста, и степень совпадения результатов теста с мнением преподавателей. Так фактически были заложены основные характеристики теста: норма трудности и валидность; разработана шкала Бине-Симона. Показатель интеллекта Бине вычислял как разность между «умственным» и биологическим возрастом. Cо временем было замечено, что эта разность все время увеличивается, в то время как отношение возрастов остается постоянным. Штерн в 1911 г. назвал отношение рассмотренных возрастов, выраженное в процентах, коэффициентом интеллекта (IQ), который вычислялся до 30-х гг. ХХ в. Во время Первой мировой войны Роберт М. Йеркс заинтересовал военное ведомство США отбором новобранцев по результатам тестов. В результате были разработаны групповые армейские тесты Альфа и Бета, выполненные в бланковой форме. Армейский Бета-тест разработали для необразованных солдат, которые не умели читать и писать, поэтому в нем использовались только картинки и диаграммы. В Альфа-тесте выстроили пункты внутри каждого субтеста в порядке возрастающей сложности. Этот тест прошли примерно 1 250 000 военнослужащих армии США. После небольшой переработки Альфа-тест используется и в настоящее время, сейчас он называется шкалой Стенфорда-Бине.
В СССР использование тестов было запрещено в послереволюционный период, когда были отменены любые методы контроля знаний. В 20-е гг. произошел переворот в образовании - ставились смелые опыты, развивались психология, педагогика и педология ( буквально - наука о детях, а фактически -направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребенка.). В пропаганде тестов и издании книг по технике разработки, методологии, организации и процедуре тестирования, методам статистической обработки участвовали такие ученые, как П.П. Блонский, которого называли советским Песталоцци; А.Н. Бернштейн, разработавший тест геометрических фигур; А.П. Болтунов, Ю.А. Левин, А.Б. Залкинд, Е.В. Гурьянов, А.А. Смирнова и многие другие. В 1926 г. в Москве была выпущена первая серия тестов для школьников по природоведению, счету и другим школьным дисциплинам; затем каждый год эти тесты совершенствовались. Наркомат просвещения РСФСР финансировал специальные лаборатории по разработке тестов, по этой теме выпускались книги, публиковались статьи в газетах и журналах.
Однако вся эта работа в начале 30-х гг. XX в. была подвергнута критике, а затем, в 1936 г., оказалась под запретом. Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», принятым 4 июля 1936 г., использование тестов было запрещено: «…Практика педологов… свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению… бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п…» Центр развития тестологии сместился на Запад, но прогрессивные наработки советских тестологов внесли вклад в дальнейшее развитие этой науки.
Первое признание тестирования как способа проверки уровня знаний официально появилось в декабре 1988 г. (см. постановление Госкомобразования СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС № 544/649/12-7 «Об утверждении Типового положения об учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства» от 23 декабря 1988 г.); тесты разрешалось использовать в системе повышения квалификации. Затем вышли нормативные документы, разрешающие проводить тестирование в качестве вступительных испытаний, в том числе в техникумах. В приказе Минобразования РФ № 88 «Об утверждении документов по итоговой аттестации и награждению выпускников» от 24 февраля 1995 г. тестирование предлагалось использовать уже как способ итоговой аттестации школьников. Таким образом, состоялась реабилитация тестирования после 1936 г.