Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 12:34, курсовая работа
В данной работе ставится задача отразить уникальность каждого возрастного момента, рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитию человека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позиции самой личности.
Введение…………………………………………………………………………...................4
1. Понятие развития ................................................................................................................5
1.1. История развития представлений о «развитии»...................................................5
1.2. Категории психологии развития............................................................................7
2. Возраст и возрастные категории.......................................................................................10
2.1. Категория возраста ...............................................................................................10
2.2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий .......................................11
2.3. Возраст как форма развития.......................... .................. ..................................16
3. Периодизация развития. ...................................................................................................18
3.1. Протяженность развития во времени .................................................................18
3.2. Проблема периодизации развития человека.......................................................19
3.3. Основные положения периодизации психического развития в отечественной психологии ............................................................................................................................21
4. Интегральная периодизация развития субъективной реальности……………………25
4.1. Понятие субъективной реальности....... .............................................................25
4.2. Образы субъективной реальности в психологии ..............................................26
4.3. Закономерности развития субъективности в онтогенезе………......................30
Заключение ……………………………………………………………………………….…34
Глоссарий …………………………………………………………………………………...36
Список использованных источников………...............................................................….…38
Приложение А «Интегральная периодизация развития субъективной реальности по В.И. Слободчикову»…………………………………………………………………………...
происходят с каждым из нас в определенном возрасте, и с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают - то больше.
Субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято
самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.
Принято использовать три основных термина для описания индивидуального развития в его целом - время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.
Время жизни, или протяженность, пространство жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью, означает изучение психического развития индивида на протяжении всей его жизни. Продолжительность времени жизни имеет важные социальные и психологические последствия: так, от нее во многом зависят длительность существования поколений и продолжительность первичной социализации детей. Тем не менее «время жизни» - понятие формальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования безотносительно к его содержанию.
Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни» или «времена жизни», подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Так, организм нормально проходит последовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность сначала усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), а затем тот же цикл заново повторяют ее потомки.4
Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания индивидуального развития - «жизненный путь». До недавнего времени психологи изучали процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире, тогда как историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. Сегодня ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. И в свете новой методологической перспективы возрастные различия - не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла. По словам Б.Г.Ананьева5, жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Личностью человек не рождается, личностью он становится. В отличие от других живых существ человечество имеет свою историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. История человеческой жизни не сводится к ряду внешних дел. Всякий человек имеет свою историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю.
Историко-культурный анализ жизненного пути и его отдельных компонентов отнюдь не отрицает онтогенетических инвариант развития в его целом - развития индивида. Но он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического и социального исторические условия. Ничто не может изменить инвариантную последовательность циклов детства, взрослости и старости, но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов.
Вторая система отсчета - возрастная стратификация общества, описываемая в таких терминах как «социально-возрастные процессы»,
описываемая в таких терминах как «социально-возрастные процессы»,
«социально-возрастная структура», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.
Возрастная стратификация - такое же универсальное явление, как жизненный путь. Каждое общество разделяется на какие-то слои (страты) соответственно возрасту своих членов, а развитие общества может быть представлено как процесс последовательной смены и преемственности этих
слоев-поколений (когорт).
Возраст служит основанием и критерием для обретения или оставления определенных социальных ролей. В одних случаях эта связь бывает непосредственной, в форме возрастного ценза (например, возраст гражданского совершеннолетия или пенсионный возраст). В других случаях она выступает косвенно, например опосредуется временем, необходимым для получения образования, без которого невозможно занять данное общественное положение.
Возрастная стратификация предполагает систему связанных с возрастом социально-психологических экспетаций и санкций. К ребенку предъявляются одни требования, к взрослому - другие; от опытного профессионала ждут больше, чем от молодого специалиста. Соответственно
варьируется и характер юридических и моральных санкций за те или иные проступки.
Возрастная стратификация - относительно устойчивая система, которая создается, поддерживается и изменяется социально-возрастными процессами. Изменение состава и численности возрастных слоев в населении обусловлено демографическим процессом течения когорт, включающим в себя возникновение сменяющих друг друга когорт, их сосуществование, изменение их численности в результате миграций и постепенное уменьшение и исчезновение каждой данной когорты в результате ее вымирания. Социально-демографический процесс смены когорт покоится на естественно-биологическом процессе старения составляющих когорту индивидов, последовательно проходящих стадии своего жизненного пути.
Смена когорт имеет также важные социально-исторические последствия, поскольку каждая когорта, сформировавшись в конкретной исторической обстановке, является носителем специфического, в чем-то уникального социального опыта, ценностей, убеждений.
Возрастная стратификация не сводится к демографическим процессам и разделению труда. Она имеет также свой социально-политический и организационный аспект. Само понятие стратификации предполагает не просто расслоение и взаимозависимость, но определенную иерархию в распределении авторитета или власти. Так, любая система возрастной стратификации делит людей на старших и младших. А понятие «старшинства» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая ассиметрию прав и обязанностей.
Третья система отсчета - возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально- экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.). Другими словами, возрастной символизм культуры - это система представлений и образов, в которых общество воспринимает, осмысливает и легитимизирует жизненный путь индивида и возрастную стратификацию, так же универсален и одновременно специфичен, как и сами эти явления. Как подсистема культуры он включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:
1. нормативные критерии возраста, т.е. принятую культурой возрастную терминологию, периодизацию жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов; фиксируется не жизненный путь индивида, а именно жизненный цикл как нечто повторяющееся, обязательное и нормативное;
2. аскриптивные возрастные свойства, или возрастные стереотипы, - черты и свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы;
3. символизацию возрастных процессов - представления о том, как протекает или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую;
4. возрастные обряды - ритуалы, посредством которых культура структурирует жизненный цикл и оформляет взаимоотношения слоев, классов и групп;
5. возрастную субкультуру - специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве «мы», отличного от всех остальных возрастных общностей.
Возрастные
категории и стереотипы всегда и везде
многозначны, противоречивы и амбивалентны,
одновременно описательны и нормативно-предписательны.
Описать возраст можно только в единстве
с историко-специфическими особенностями
культуры и социальной идентичностью.
2.3.
Возраст как форма развития
Если подходить к пониманию возраста, исходя из позиции И.С.Кона, суть которой в следующем: соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого принципиально неодинаково у разных индивидов, то возраст не есть и не может быть внутренним моментом процесса развития. Возраст не данность, а заданность. Один возраст не развивается в другой, а сменяется другим. Это не натуральный феномен, участвующий в процессе созревания чего-либо (тела, мозга и т.д.). Это не социальная организованность, имеющая квазинатуральный характер (например, ступени обучения или обретения социальных прав - паспорт, голосование и т.д.). Это не культурно-духовная ценность (как, например, в гуманистически ориентированных концепциях детства). Это не норма и не просто традиция.
Одним словом, возраст - не объект, не некая объективная реальность, существующая сама по себе, что можно изучать и использовать. Соответственно и понятие о возрасте не является отражением некоей реальности (того, что есть), оно не имеет отражательного статуса смысла. Именно поэтому бессмысленна педагогическая практика, ориентированная на «возраст как он есть», к чему надо приспосабливать образование и учитывать в обучении и воспитании. В культурно-исторической теории Л.С.Выготского6 обоснована мысль, что детство, как и всякое сложное социальное явление, имеет конкретную историческую природу; существует не просто детство, а есть история детства и история представлений о детстве. В.В.Давыдов, например, отмечал, что только при всеобщем обязательном школьном обучении имеет смысл говорить об особом дошкольном возрасте. Н.А.Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос» рисует яркий образ шестилетнего мальчика, который живет реальной жизнью трудового человека и осознает себя настоящим «мужиком». По сегодняшним же меркам - это дошкольник. Современные общественные реалии российской жизни также дают основания изменения наших представлений о возрастных возможностях и ограничениях.7
Каково же соотношение понятий развития и возраста? В живых системах возраст - это одно из понятий, позволяющих расчленить весь временной интервал существования системы на отдельные, отграниченные периоды (стадии, эпохи и др.). В этом смысле возраст есть производное от категории времени, которое формально характеризуется двумя параметрами: метрикой (длительностью) и вектором (направленностью) - стрелой времени. Но собственно возраст имеет еще и такой параметр, как топика - это место в ряду других возрастов, а значит, характеризуется и своими границами. Возраст может быть задан его содержанием, которое определяет границы и наполненность любой временной формы. Поэту Н.Асееву принадлежат замечательные строки: «Мы знаем - время растяжимо, // Оно зависит от того, // Какого рода содержимым// Вы наполняете его».
Для исторически определенных систем содержание времени их жизни и его оформленность заданы развитием, которое есть способ существования любой органической системы. Соответственно периодизация ее развития предполагает смену (чередование) стабильных периодов критическими (где нет кризиса ставшей системы, там нет и развития, а значит, рано или поздно наступают стагнация и распад). Периодизация предполагает также смену периодов становления периодами реализации (функционирования) некоторых подсистем - превращение предпосылок в условия и способы движения системы. Периодизация предусматривает переходы с одного уровня (ступени) развития на другой, движение от неразвитого состояния в сторону роста, усложнения, расцвета и т.д. Характер этих смен и переходов определяет способ периодизации развития некоторой системы.
Итак, членение и упорядочивание времени полного жизненного цикла определяется принципом периодизации, который, в свою очередь, определяется общей теорией развития живых систем в исторических процессах; или схематически: от общей теории развития к способу упорядочивания времени существования системы, определяющему границы и специфику временных интервалов жизни. Первые два момента составляют концепцию периодизации, третий момент - набор и последовательность возрастных интервалов. Следовательно, понятие возраста является выводным из теории развития и принципа периодизации. Более того, все три категории (развитие, периодизация, возраст) являются взаимополагающими, и каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет.
Возраст до и вне периодизации развития не может быть ни внутренним феноменом самого развития, ни внешне противопоставленной ему нормированной сеткой; он сопряжен с развитием. В противовес традиционным представлениям возраст не самостоятельная внешняя форма для развития, не содержание самого развития и не его результат. Возраст - это форма развития. Можно сказать, что развитие оформляется, результируется в возрасте; именно поэтому возраст не развивается, а образуется как форма, которая в силу своей целостности и завершенности может только сменяться другой формой, замещаться ею.
Хотя
каждый конкретный возраст всегда имеет
историю своего возникновения, он не имеет
истории своего развития; или он однажды
возник и есть, или его нет (как не было
когда-то собственно дошкольного детства,
юности и др.). В силу того, что возраст
образуется (а точнее, специально конструируется)
в соответствии со сдвигами в общественной
практике, он все более дифференцируется,
усложняется его структура. Например,
в одном только дошкольном детстве уже
сегодня выделяются такие возрастные
субпериоды, как новорожденность, младенчество,
раннее детство, младший, средний дошкольный
возраст, каждый из которых претендует
на свою сугубую специфичность. Такое
усложнение структуры возраста не случайно,
так как происходит увеличение объема
социального содержания жизни, усложнение
задач социального бытия индивида; происходит
также углубление наших представлений
о нормативном характере общего психического
развития в определенном возрасте.