Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:12, реферат
Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям
Самые последние исследования
показывают, что значение ранней привязанности
ребенку к взрослому очень
важно для всего психического
развития, однако, привязанность может
формироваться и в более
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины, движущие силы развития, традиционно относят периодизации Л.С.Выготского и Д,Б.Эльконина. Рассмотрим периодизацию развития Д.Б.Эльконина, как наиболее разработанную классификацию.
Основанием для периодизации
психического развития для Д.Б.
Д.Б.Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок -вещь и ребенок - взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научится с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс,в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребенок - предмет” и “ребенок -взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок -предмет” и “ребенок -взрослый”.
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
Возрастные периоды |
Ведущая деятельность |
Система отношений |
Младенческий (0-1 год) |
Общение со взрослым |
Человек - человек |
Раннее детство |
Предметная деятельность |
человек - предмет |
Дошкольный возраст |
Игра |
человек - человек |
Младший школьный возраст |
Учебная деятельность |
человек - предмет |
Подростковый возраст |
Общение со сверстниками |
человек - человек |
Юношеский возраст |
Учебно - профессиональная деятельность |
человек - предмет |
К каждой точке своего развития
ребенок подходит с известным
расхождением между тем, что он усвоил
из системы отношений человек - человек,
и тем, что он усвоил из системы
человек - предмет. Как раз моменты,
когда это расхождение
В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития?
Во-первых, в данной периодизация
показана взаимосвязь между
В периодизации Д.Б.Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка. Эльконин придавал игре первостепенное значение и разработал теорию игры. Рассмотрим значение игры для психического развития человека.
ИГРА.
Игра – это обманчиво
простой термин, обозначающий разнообразные
виды деятельности. Она имеет биологическую
основу, которая наблюдается в
играх молодых животных и детей
человека. У человека игра тесно
связана с культурой. Эта связь
ярко проявляется в
Биологические корни игры
послужили основой для
Играть можно в одиночку, тренируя индивидуальные навыки, или в группе, где в игре происходит знакомство с неодушевленными предметами или изучение человеческих отношений и социальных ролей. Игры в «дочки – матери», «магазин», «школу», «гости» и т.п. моделируют, прежде всего, социальные отношения, социальные роли, нормы социальной жизни, принятые в данной культуре. Участники выполняют разные роли, следую определенным представлениям, нормам и стереотипам поведения. Подобные игры называются ролевыми. Игра может быть спонтанной или подчиняться правилам. Игра противоположна работе. Если игра возникает в силу внутреннего желания, то работа направлена на социально значимые цели. Джером Брунер, английский ученый, приводит убедительные факты, которые показывают, что в промышленно развитых обществах существует четкая граница между игрой и работой взрослых. В традиционных обществах, такой четкой границы нет. Так, у африканских пигмеев, игра помогает освоить взрослый стиль жизни. Дети играют в охоту, собирание и, по мере взросления, эти игровые действия постепенно переходят в реальные.
Описанные характеристики игры позволяют сделать ее определение. Игра – это доставляющая удовольствие, добровольная деятельность, которая включает широкий спектр повторов и вариаций исследовательского поведения.
Игра часто имеет
Игра имеет большое
значение не только для развития интеллекта,
но она тесно связана с
ОТРОЧЕСТВО
Отрочеством обозначается подростковый и ранний юношеский возраст, когда ребенок переходит из мира детства во взрослый мир. Этому периоду в жизни человека придается особое значение, так как он является социально и индивидуально значимым. Для социального сообщества – это включение новой генерации людей, определяющих будущее развитие. Для индивида в отрочестве определяется жизненный путь, жизненный сценарий, личностное развитие, профессиональная ориентация и психологическое здоровье человека. Не следует думать, что все это решается именно и только в подростковом возрасте. Вся предыдущая история развития человека, его отношения с другими людьми, успехи и неудачи в школе, его психическое здоровье являются условиями прохождения подросткового возраста, одного из самых сложных в человеческой жизни. Для одних подростков этот период пройдет плавно, без потрясений, для других – драматично и трудно. Почему подростковый период - столь значим и сложен для человеческого развития, постараемся разобраться.
Подростковый возраст отмечается как биологическими, так и социальными изменениями, обуславливающими психологические перестройки. Биологическим критерием перехода от детства к отрочеству является достижение половой зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функций. Социальным критерием перехода считается достижение социальной зрелости, определение которой зависит от конкретной культуры. Большинство западных культур определяет социальную зрелость как возможность юноши или девушки самостоятельно решать свою судьбу – выбор профессии, места учебы, работы, решение о браке без согласия с родителями. Для западных культур разрыв между биологической и социальной зрелостью составляет 7- 9 лет, за которые человек должен многому научиться, чтобы справляться с обязанностями и правами взрослого человека. С понятиями «биологической» и «социальной» зрелости связано понятие «психологическая зрелость», включающая оба понятия, но не сводимое к ним. Психологическая зрелость человека, означает сознательную регуляцию собственного поведения человека, предполагающего реализацию человека как личности. Человек, как личность, поступает преимущественно «как должно», а не « как хочется», действия во имя определенных, социально значимых ценностей (красоты, знания, морали, детей, других людей, собственного совершенствования, развития общества и т п.). Достижение психологической зрелости означает, что у человека сложилась иерархия мотивов, сознательная регуляция собственного поведения, система ценностных критериев и ориентаций. Безусловно, что развитие человеческой личности не имеет пределов, но психологическая зрелость означает субъективное осознание собственных возможностей, целей и личностной ответственности за себя и других людей. Наступление психологической зрелости может не совпадать, а наступать значительно позднее, чем биологической и социальной зрелости. Оценить психологическую зрелость человека значительно сложнее, чем наступление половой зрелости или возраста социально – правового признания.
Одной из характеристик подросткового возраста является биологическое созревание, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием. Это выражается в так называемых «скачках роста» (ускоренное прибавление в росте и весе), что является существенным биологическим показателем начала подросткового периода. Существуют значительные индивидуальные и межполовые различия во времени начала и скорости физических изменений в подростковый период. У мальчиков ускоренный рост может начаться уже в 10 лет, а может и в 16. У девочек этот возрастной диапазон от 8 до 12- 13 лет. Другие физические изменения – это нарастание физической силы, увеличение размеров сердца (почти в 2 раза), объема легких, выделение половых гормонов гипофизом головного мозга: тестостерона – у мальчиков и эстрогена - у девочек. Девочки достигают половой зрелости на 1,5 – 2 года раньше мальчиков. У девочек резкая прибавка в росте предшествует развитию вторичных половых признаков, а у мальчиков наоборот, существенная прибавка в росте происходит только после того, как у них начинают усиленно развиваться гениталии.
Стремительное изменение тела подростка, изменяет его представления о своей телесности, он не может больше ориентироваться на старую схему тела. Управление движениями требует новой наладки мозговых механизмов регуляции движений, в соответствии с меняющими размерами. Отсюда неуклюжесть подростка.
В подростковом возрасте чаще всего возникает страх или бред физического недостатка (дисморфобия). У мальчиков тревогу вызывает их рост. У девочек - общее телосложение, которое должно соответствовать принятым в данное время в обществе стандартам. Иногда понятные опасения перерастают в болезненные , навязчивые состояния, требующие помощи психотерапевта.
Интересной особенностью стадии отрочества является тенденция к ускоренному развитию на более ранние сроки по сравнению с предыдущими поколениями. Эта тенденция прослеживается на протяжение нескольких столетий в ряде благополучных стран. Американский ученый Джон Коулман указывает на то, что средневековые доспехи, которые носили в Европе, могли бы быть в пору современному американскому мальчику 10 – 12 лет. Сегодня мужчины в среднем носят обувь 39 – 42 размера, тогда как обувь, которые носили их дедушки в среднем была 36 размера. Следовательно, прогресс общества, улучшение структуры питания, успехи в медицине, улучшение условий жизни людей сказываются на скорости и тенденциях физического развития человека.
В традиционных обществах (которые иногда называют первобытными) подростковый период специально не выделен. Мир детства не отделен от мира взрослых переходной зоной, подросткового возраста. Так, у народа кунгсан, проживающего в Калахари, дети обучаются охоте и собирательству, начиная с 6 – 7 лет и к подростковому возрасту становятся вполне самостоятельными и независимыми от взрослых. Таким образом, подростковый период выделялся не везде и не всегда. Период подросткового возраста выделяется в связи с ростом социальной организации сообщества, ставящего перед своими членами более сложные цели, как в плане профессиональных знаний, так и личностного развития. Реализация социальных планов развития человека обусловило выделение отрочества как отдельного периода.