Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:18, лекция
Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям. Например, если психическое развитие человека зависит от его генетики, то есть врождено, то в таком случае, стратегия воспитания состоит в устранении помех для реализации его генетического багажа. Тогда социальное неравенство людей оправдано, а рассовое разделение - естественно. Если же истоки психического развития коренятся в среде ребенка, его социальном обществе, культуре, то следует предпринимать максимальные усилия для развития его способностей, совершенствовать систему обучения и воспитания, бороться с неравенством людей любого толка. Другой пример касается знаний об особенностях возрастных периодов человека.
Проблемы периодизации психического развития
Периодизация психического
Вторая особенность состоит
в гетерохронности ( гетеро - греч. другой,
хронос - время) развития. Это означает,
что развитие человека, включая его
психическое развитие, происходит неравномерно
как в отношении разных психических
процессов, так и отдельных аспектов
индивидуального психического развития
человека. Так, процессы восприятия характеризуются
ранними сроками развития, тогда
как эстетическое восприятие человека
относится к зрелым периодам его
жизни. Формирование самосознания человека
происходит в процессе всей жизни, но
дифференцированное осознание себя
как члена общества характерно для
юношеского возраста. Более того, индивидуально
гетерохронность может
Гетерохронность развития
Единого мнения по вопросу
о критических периодах у психологов
не существует. Так, Л.С. Выготский считал,
что психическое развитие ребенка
имеет стабильные и кризисные
этапы. Кризисные периоды - это время
поворота в психическом развитие,
когда происходит появление новых
психических образований, который
он называл новообразованиями. Так,
развитие речи приводит к тому, что
мышление становится речевым, а речь
интеллектуальной у детей 2 летнего
возраста. Однако данное понимание
кризисных периодов скорее соответствует
определению сензитивноего
Критическим
периодом является диапазон развития,
когда функция или способность
могут быть реализованы только
в этот период. В человеческом
развитии критические периоды
чрезвычайно редки. Они
Гетерохронность
развития связана с тем,
что для разных психических
функций и способностей
Знание сензитивных и
Возрастные периодизации развития
Периодизации жизненного цикла человека имеют очень различные основания. Потребность в нахождении закономерностей развития человека в процессе жизни существовала с древних времен. Приведем для примера периодизации жизненного цикла человека, известные с древности до наших дней.
Древнекитайская классификация.
Молодость
до 20 лет
Возраст вступления в брак
до 30
Возраст выполнения общественных обязанностей
до 40
Познание собственных заблуждений
до 50
Последний период творческой жизни
до 60
Желанный возраст
до 70
Старость
от 70
Классификация возрастов жизни по Пифагору (У1 в. до н. э.)
Период становления
0-20 лет (весна)
Молодой человек
20-40 лет (лето)
Человек в расцвете сил
40-60 лет (осень)
Старый и угасающий человек
60-80 лет (зима)
Классификация возрастов жизни по Гиппократу (1У в. до н. э.)
Первый период
0-7 лет
Второй период
7-14 лет
Третий период
14-21 год
Четвертый период
21-28 лет
Пятый период
28 - 35 лет
Шестой период
35-42 года
Седьмой период
42- 49 лет
Восьмой период
49-56 лет
Девятый период
56 - 63
Десятый период
63-70
Приведенные примеры классификаций жизненного цикла человека указывают на существенные разногласия в возрастном делении. Причиной этих разногласий являются различные основания и критерии, которые были положены в основу классификации жизненного цикла человека.
Разделение
жизненного цикла человека на
периоды позволяет лучше
Периодизации психического развития можно разбить на два больших класса: периодизации одного из аспектов психического развития и периодизации, пытающие вскрыть сущность происходящих перемен.
Остановимся
на основных, наиболее значительных
периодизациях психического
Периодизации когнитивного развития
Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже.
Согласно теории
швейцарского психолога Ж.
Сенсомоторная стадия (от рождения
до 2 лет). Это стадия, на которой
ребенок, наделенный изначально только
рефлексами, постепенно связывает воедино
разрозненные восприятия и действия.
Шаг за шагом ребенок постигает
свойства окружающих объектов через
действия с ними, что приводит к
появлению представлений об объектах
в умственном плане (репрезентациям,
то есть представлением самому себе). Это
принципиально важный шаг для
когнитивного развития, так как он
знаменует появление
Стадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2- 4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Ребенок не способен учитывать различные аспекты ситуации, он центрирован на одной стороне задачи, не может встать на другую точку зрения. Представления ребенка синкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существенные и второстепенные признаки, не вскрыты правила, связывающие эти признаки. Отсюда своеобразие детских суждений на данной стадии развития. На вопрос: “Почему Солнце не падает?”, ребенок отвечает: “Потому что жарко, оно держится”- “Как?”- “Потому что оно желтое”. То есть ребенок объясняет причину явления, опираясь на синкретичность представлений о Солнце, и одним признаком, объясняя другой.
Стадия конкретных операций (7 - 11 лет) способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Например, ребенок правильно может решить логическую задачу типа: «Миша выше Маши, Маша выше Коли. Кто выше всех?», если условия будет даны в конкретном варианте, а не отвлеченно.
Стадия формальных операций (11-15 лет). На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой - либо конкретной опоры, Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.
Периодизация Пиаже
Пиаже интересовал только
один вопрос: как ребенок, наделенный
рефлексами, приходит к знаниям и
взрослой логике мышления. Пиаже считал
интеллектуальное развитие ребенка
основой других аспектов психического
развития. Так, он считал, что развитие
нравственности тесно связано с
когнитивными возможностями. Для того,
чтобы выносить какие-то моральные
суждения, ребенок должен усвоить
правила рассуждения в
Уровни нравственного развития по Л. Колбергу
Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций.
На первой
стадии этого уровня суждения
выносятся на основе того, будут
ли такой поступок наказан
или удостоится похвалы.
На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь. Например, мальчик, который без спроса взял конфету – хороший, потому что он ее очень хотел.
Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. Этому уровню соответствует стадия конкретных операций.
На третьей
стадии главным критерием