Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:18, лекция
Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям. Например, если психическое развитие человека зависит от его генетики, то есть врождено, то в таком случае, стратегия воспитания состоит в устранении помех для реализации его генетического багажа. Тогда социальное неравенство людей оправдано, а рассовое разделение - естественно. Если же истоки психического развития коренятся в среде ребенка, его социальном обществе, культуре, то следует предпринимать максимальные усилия для развития его способностей, совершенствовать систему обучения и воспитания, бороться с неравенством людей любого толка. Другой пример касается знаний об особенностях возрастных периодов человека.
На четвертой
стадии ребенок ориентируется
на общепринятые нормы и
Постконвенциональный уровень
(с 13 лет) оценивается Колбергом как
истинная нравственность, поскольку
человек исходит из своих собственных
критериев, что предполагает высокий
уровень мыслительного
На пятой
стадии суждение о поступке
основано на уважении прав
человека и признании
На шестом
уровне основным судьей
Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста.
Периодизация нравственного развития Л.Колберга касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.
Как мы видим,
рассмотренные концепции,
Умственные способности взрослого человека.
Молодость является важным
Многочисленные исследования
У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего подъема научное творчество достигает к 35-40 и 40 - 45 годам жизни. Средние значения максимального выражения творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35- 39 лет. В разных науках творческие способности достигают своего наивысшего рассвета в разном возрасте. Для математики, физики, химии до 30 -34 лет; для медицины, географии- 35 -39 лет; для многих фундаментальных научных дисциплин, включая философию - это возраст 40 и 55 лет, при этом максимальная продуктивность ученых наблюдается в возрасте 47 лет.
Выдающийся
отечественный психолог, Б.Г.Ананьев
показал, что интенсивность
Период геронтогенеза (период
старения) начинается согласно международной
классификации с 60 лет у мужчин
и 55 лет - у женщин. Различного рода изменения
человека как индивида, происходящие
в пожилом и старческом возрасте,
направлены на то, чтобы актуализировать
потенциальные, резервные возможности,
имеющиеся и сформированные у
человека в предыдущие периоды онтогенеза.
При этом, роль личности в сохранение
индивидуальной организации и регуляции
ее активности в период геронтогенеза
усиливается. По данным исследований неравномерность
и разнородность процесса старения
касается также и когнитивных
функций: восприятия, памяти, мышления.
Так, у людей 70-90 лет особенно страдает
механическая память, когда следует
запомнить информацию точно и
последовательно, например, выучить
стихотворение, тогда как семантическое
запоминание сохраняется
Имеются многочисленные
данные о сохранении высокой
жизнеспособности и
Включенность в
Психологическое старение многообразно и разнолико. От типа протекания периода старения может зависеть и творческая активность человека. Американский психолог Ф.Гизе выделяет три типа старости: 1) старик - негативист, отрицающий у себя какие - либо признаки старения; 2) старик - экстраверт, признающий наступление старости, путем внешних признаков (выросли дети, появились новые технологии, изменились взгляды, положение в семье, изменился круг общения и т.д.); 3)интровертированный тип - человек, для которого характерно острое переживание процесса старения, он теряет интерес к новому, погружается в свои воспоминания, живет прошлым, стремится к покою.
Не замечать
процессов старения трудно, главное
личностное переосмысление
Периодизации личностного развития человека.
Периодизации
развития личности строили
Периодизация развития личности З.Фрейда.
Согласно З.Фрейду, развитие
личности соответствует
Оральная стадия (от 0 до 1 года.) Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.
Анальная стадия (от 1 до 2
лет). Приучение ребенка к
Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. Он начинает постигать половые отличия мальчиков и девочек. На фаллической стадии развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек (см текст в рамке). Суть комплекса состоит в том, что ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Конфликт, связанный с эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Комплекс Эдипа может быть рассмотрен как необходимый этап психосексуального развития ребенка. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, то есть должно быть представление не только о мужском, но и о женском. Возникающая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представление, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим.
Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций (когда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола), а также может обусловить в дальнейшем выбор партнера, как заместителя родителя (жена -мать, муж -отец).
Миф об Эдипе и Электре
Эдип
Эдип - персонаж греческой
мифологии. Он был сыном Лая, царя
города Фивы, и его жены Иокасты.
Когда Эдип появился на свет, оракул
потребовал, чтобы убили ребенка,
так как судьбой ему
Электра
Электра была дочерью царя Агамемнона, который стоял во главе греков во время Троянской войны. За время долгого отсутсвия мужа, его жена Клитемнестра вместе во своим любовником Эгистом сговорилась погубить мужа по его возвращении из похода и занять его трон. Электра, узнав о преступных замыслах матери и ее любовника, пыталась воспрепятствовать этому, но не смогла предотвратить драму. Тогда она решила отомстить за отца и подговорила брата убить свою мать Клитемнестру и ее любовника Эгиста.
Латентный период (от 6 до 11 лет).
Само название этого периода
указывает на скрытый характер
проявления либидо. Характерно явное
снижение сексуальной