Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 14:27, реферат
Кризис, от греческого krineo, бувально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого‑то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Введение
Возрастные кризисы развития личности
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Возрастные кризисы развития личности
Заключение
Список использованной литературы
Кризис, от греческого krineo, бувально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого‑то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Также выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы.
Ситуационные кризисы – кризисы, возникшие в результате каких‑либо внезапных или неожиданных событий.
Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально‑типологических особенностей человека, социальных и микро социальных условий.
Для введения представления о кризисах возрастного развития исходным является разделение периода развития на отдельные этапы.[1]
Примем за начальную посылку, что при переходе от одной возрастной стадии развития к другой есть критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение бывшей формы отношений человека с находящимся вокруг миром и создание новейшей системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается важными психологическими трудностями для самого человека и его общественного окружения.
Представление о критических периодах в развитии многоаспектно. Говоря о психологическом переходе, нужно выделять представления:
- о замене некоторой структуры или организованности;
- о психологическом механизме происхождения новейшего;
- о кризисе (конфликте) как характеристике некого отрезка онтогенеза.
Все эти подходы начально задаются различными базовыми представлениями о развитии. Наиболее распространенной является эпигенетическая теория Э. Эриксона.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает 8 психосоциальных кризисов, специфичных для каждого возраста, подходящий или вредный исход которых описывает направленность предстоящего развития личности.
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, довольствуются главные физиологические потребности малыша ухаживающим за ним человеком или нет. В первом случае у малыша развивается чувство глубочайшего доверия к окружающему его миру, а во втором, напротив, сомнение к нему.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, в особенности с приучением малыша к чистоплотности. Если родители понимают малыша и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, очень строгий или очень непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у малыша стыда или сомнений, связанных основным образом со страхом утратить контроль над своим организмом.
Третий кризис соответствует " второму детству ".[2] В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, какие он непрерывно строит и какие ему разрешают выполнить, содействуют развитию у него ощущения инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности имеют все шансы привести его к покорности и ощущению вины.
Четвертый кризис проистекает в школьном возрасте. В школе ребенок обучается работать, готовясь к исполнению грядущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых способов обучения у ребенка развивается привкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане применения средств и возможностей, так и в плане личного статуса посреди друзей.
Пятый кризис переживают дети обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения важных для ребенка других людей). Этот процесс подразумевает соединение прошлого опыта ребенка, его возможных способностей и выбора, который он обязан сделать. Неспособность ребенка к идентификации или связанные с ней трудности имеют все шансы привести к ее " распылению " или же к путанице ролей, какие ребенок играет или станет играться в эмоциональной, общественной и профессиональной сферах.
Шестой кризис свойствен юным взрослым людям. Он связан с розыском близости с любимым человеком, совместно с которым ему предстоит исполнять цикл " работа – появление деток – отдых ", чтоб снабдить собственным детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.[3]
Седьмой кризис начинается приблизительно в 40 лет. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося основным образом во " внимании к следующему поколению и его обучению ". Этот период жизни различается высочайшей продуктивностью и созидательностью в самых различных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет другим путем, она может окаменеть в состоянии псевдо близости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком целостности базируется на подведении им результатов собственной прошлой жизни и осознании ее как одного целого, в котором уже ничто невозможно поменять. Если человек не может свести свои прошлые поступки в целое единое, он заканчивает свою жизнь в ужасе перед гибелью и в унынии от невозможности начать жизнь заново.
В ребяческом и юношеском возрасте выделяют огромные кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис в 13–14 лет) и небольшие кризисы (кризис 1-го года, кризис 7 лет, кризис в 17–18 лет). При огромных кризисах перестраиваются дела ребенка (подростка) и сообщества. Малые кризисы проходят снаружи спокойнее, соединены с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы детки трудновоспитуемы, проявляют упорство, негативизм, строптивость, неповиновение.
У взрослых большинство исследователей выделяет три главных кризиса: кризис юности, кризис " середины жизни " и кризис старости, а еще ряд наименее важных критических периодов.[4]
Стадия ранней зрелости, или юность (20–30 лет), соответствует предисловию человека в интенсивную собственную жизнь и профессиональную активность, периода " становления ", самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, сообществе.
Во взрослые годы выделяют еще кризис (приблизительно в 33–35 лет), когда, достигнув определенного общественного и семейного положения, человек с опаской начинает думать: " Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего? " Затем начинается недолгий (возле 10 лет) период стабилизации, когда человек укрепляет все то, что он достиг, убежден в собственном профессиональном мастерстве, в собственном престиже, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется самочувствие, положение в семье, сексе.
Вслед за временем стабильности начинается критическое десятилетие " среднего возраста "(45–55 лет), когда возникают 1-ые симптомы ухудшения здоровья, утраты красоты и физиологической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детками, прибывает боязнь, что уже ничто лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В итоге появляется чувство усталости от надоевшей реальности, депрессивные настроения, от которых человек скрывается или в мечтах о новейших любовных победах, или в настоящих попытках " обосновать свою юность " чрез любовные интриги или подъем карьеры.
Завершающий период зрелости (55–65 лет) – период физического и психологического равновесия, понижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от функциональной трудящийся и общественной жизни.
О возрасте 65–75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, понимает родное " Я " в духовных раздумьях о прожитых годах и либо воспринимает свою жизнь как неподражаемую судьбу, которую не нужно менять, или понимает, что жизнь прошла ошибочно, зря.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под кризиса. Первый из них содержится в переоценке личного " Я " кроме его профессиональной роли, которая почти у всех людей вплоть до ухода на пенсию остается ключевой. Второй под кризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку вероятность выработать у себя в этом плане нужное безразличие. В результате третьего под кризиса у человека теряется само озабоченность, и сейчас он без кошмара может принять мысль о смерти.
Форма, продолжительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно отличаться в зависимости от индивидуально-типологических необыкновенностей человека, социальных и микросоциальных критерий, необыкновенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и модифицирование мировоззрения человека и смена его статуса по отношению, как к социуму, так и к самому себе. Научится принимать себя, новейшего, с положительной точки зрения — вот то, основное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.
Для периодов возрастных кризисов в детстве свойственны процессы перехода к новенькому типу взаимоотношений деток со взрослыми, при котором учитываются новейшие, возросшие способности малыша, модифицирование " общественной ситуации развития ", замена деятельности, перестройка всей структуры сознания малыша. [5]
Процессы перехода деток на новейшую возрастную степень соединены с разрешением часто очень острых противоречий между сложившимися у них раньше формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физиологическими и психологическими способностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упорство, переменность, состояние повышенной конфликтности и остальные характерные возрастным кризисам нехорошие поведенческие проявления заостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при верном воспитании. К числу ребяческих возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни, кризис 3-х лет, кризис 7 лет и подростковый кризис (11-12 лет).
Значительно менее исследованы возрастные кризисы взрослых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты появляются заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, наиболее скрыто, без проявленных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новейшие жизненные задачи, ведущие к замене нрава деятельности и взаимоотношений, оказывают глубочайшее влияние на предстоящий ход развития личности. Это возрастной кризис в пору молодости — приблизительно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается зрелым. Более того — зрелым он считает себя сам, и поэтому пробует это доказать себе же, и всему остальному миру. Кроме того, это время подлинной, взрослой ответственности: армия, 1-ая работа, институт, возможно первый брак. За спиной прекращают стоять родители, наступает действительно независимая жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на грядущее.
Следующий возрастной кризис приходится приблизительно на тридцатилетие. Первый угар юности уже позади, человек расценивает сделанное и уже гораздо более разумно глядит в грядущее. Ему начинает хотеться спокойствия, стабильности. Многие в этом возрасте начинают " делать карьеру ", остальные, напротив, уделяют больше времени семье в надежде отыскать некий " смысл жизни ", что-то, что серьезно заняло бы ум и сердце.
Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку встречается впереди старость, а за ней наиболее страшное — смерть. Тело теряет силу и красоту, возникают морщины, седоватые волосы, одолевают заболевания. Наступает время для главного боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные похождения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые отыскивают спасения в религии, остальные — в различных философиях, третьи же напротив становятся циничней и злобнее.
Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и совсем не знает, чем себя занять. К тому же самочувствие уже не то, старые товарищи далеко, а кого-то может быть, нет в живых, детки выросли и живут давно уже собственной жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек в один момент соображает, что жизнь идет к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он чувствует себя потерянным, может запасть в депрессию, потерять интерес к жизни.[6]
Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой.