Вплив рольових комп'ютерних ігор на формування психологічної залежності людини від комп'ютера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 00:25, реферат

Описание

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.

Содержание

Введение 3

1. Специфика ролевых компьютерных игр. Психологическая классификация компьютерных игр 4

2. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека 8

3. Лечение от компьютерной зависимости 10

Заключение 12

Литература 13

Работа состоит из  1 файл

Влияние компьтера.docx

— 39.56 Кб (Скачать документ)

     Игры  с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя. Этот тип игр  характеризуется наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Специфика здесь в том, что вид "из глаз" провоцирует  играющего к полной идентификации  с компьютерным персонажем, к полному  вхождению в роль. Через несколько  минут игры (время варьируется  в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и  игрового опыта играющего) человек  начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный  мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и  действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная  включенность в сюжет игры. Наиболее полно эти процессы рассмотрены  в главе III данной работы.

     Игры  с видом извне на "своего" компьютерного героя. Этот тип игр  характеризуется меньшей по сравнению  с предыдущим силой вхождения  в роль. Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого  героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная  включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению  с играми с видом "из глаз". Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных "врагов", то в случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель "себя" в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

     Руководительские  игры. Тип назван так потому, что  в этих играх играющему предоставляется  право руководить деятельностью  подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать  в роли руководителя самой различной  спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава  государства, даже "бог", который  руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам  придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого "глубина  погружения" в игру и свою роль будет существенной только у людей  с хорошим воображением. Однако мотивационная  включенность в игровой процесс  и механизм формирования психологической  зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми. Акцентирование предпочтений играющего на играх этого типа можно использовать при диагностике, рассматривая как компенсацию потребности  в доминировании и власти.

     II. Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого  типа является то, что играющий  не принимает на себя роль  компьютерного персонажа, в следствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте "прохождения" и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов: 

     Аркадные  игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют "приставочными", т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

     Головоломки. К этому типу игр относятся  компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство  над машиной.

     Игры  на быстроту реакции. Сюда относятся  все игры, в которых играющему  нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее  количество очков, может формировать  вполне устойчивую психологическую  зависимость человека от этого типа игр.  

     Традиционно азартные игры. Мы употребляем в  названии слово "традиционные", поскольку  нельзя назвать тип просто "азартными  играми", т.к. практически все не ролевые компьютерные игры по своей  природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом - компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические  аспекты формирования зависимости  от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

     Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку "войти" в виртуальность, отрешиться (минимум  на время игры) от реальности и попасть  в виртуальный мир. В следствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни. Психологическая классификация компьютерных игр, в основе которой лежит разделение последних на ролевые и не ролевые, поможет нам отбросить незначимые по силе влияния не ролевые игры и заострить внимание на наиболее интересном с точки зрения психологии детище компьютерных технологий - ролевых компьютерных играх. 

    1. Психологические аспекты негативного  влияния игровой  компьютерной зависимости  на личность человека

     Длительная  работа за компьютером негативно  сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может  означать для простого человека? Все  что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ  жизни. Компьютер является лишь еще  одним звеном в той же цепи: недостаточный  отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

     Все вышеперечисленные недуги безусловно отразятся и на Вашем психическом состоянии. Однако сейчас речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игро-мания.

     Прежде  всего необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

     Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • проблемы с работой или учебой.

   Опасными  сигналами являются также:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;
  • увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
 

   Собственно  все эти симптомы вы встретите  у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или  работа. Со временем, если не предпринять  никаких мер, состояние зависимых  усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в  себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение  к близким. Кстати сказать, огромное заблуждение многих людей, живущих с пьющими или интернетозависимыми родственниками, в том, что вышеперечисленные качества они воспринимают на свой личный счет, пытаясь призвать "зависимого" человека к этическим нормам. Но, еще раз повторюсь, это заблуждение. Эти люди больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера.

   Если  взрослые люди более или менее  осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

   Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а  может добавить кучу проблем, может  помочь найти единомышленников, а  может привести к одиночеству.

 

    1. Лечение от компьютерной зависимости

   Компьютерная  зависимость является серьезной  проблемой социально-экономического характера, затрагивающая все большее  и большее количество людей. По разным оценкам, различными видами компьютерной зависимости страдают до 10% всех пользователей  персональных компьютеров и сети Интернет во всем мире.

   В некоторых странах (Китай, Северная Корея) проблема компьютерной зависимости  вышла на государственный уровень  и взята под контроль правительства.

   Лечение компьютерной зависимости – сложная  проблема, которая требует согласованной  работы специалистов различных областей медицины. Главную роль в лечении  компьютерной зависимости играет социальная реадаптация пациента, которая возможна только при участии квалифицированных специалистов психологов и психотерапевтов.

   Применение  различных лекарственных препаратов в лечении компьютерной зависимости  дополняет психотерапию и помогает закрепить полученные результаты.

   Различные препараты нетрадиционной медицины с успехом используются для лечения  различного вида

зависимостей, в том числе и компьютерной. Основной характеристикой этих препаратов является их способность устранять нарушения обмена веществ организма и восстанавливать равновесие между различными системами организма.

     Психотерапия  является основным методом лечения  различных видов зависимостей. Целью  психотерапии является устранение психологического конфликта (таковой имеется в  большинстве случаев), приведшего к  возникновению компьютерной зависимости  и социальная реинтеграция больного. Сеансы психотерапии проводятся врачами специалистами в специально оборудованных для этих целей кабинетах или на дому. Для того чтобы сеансы психотерапии были эффективными необходимо согласие больного на их проведение и желание больного сотрудничать с врачом. «Навязанные» сеансы психотерапии, проводимые против воли больного, не имеют никакого положительно эффекта, а только усугубляют проблему.

     В процессе психотерапии врач психотерапевт  помогает больному осознать патологическую суть его привязанности к компьютеру, Интернету или электронным играм, при этом важно избежать возникновения  у больного чувства вины. Напротив, целью врача является пробуждение  здорового критического отношения  больного к его патологическому  пристрастию.

Информация о работе Вплив рольових комп'ютерних ігор на формування психологічної залежності людини від комп'ютера