Вредные привычки у детей и их профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 08:48, курсовая работа

Описание

К сожалению, в современном мире подростка привлекает все больше соблазнов, таких как наркотики, алкоголь и курение. Справится с ними без помощи самих же подростков и их старших товарищей просто невозможно. Наибольшее распространение получила вредная привычка курения. Возраст курящих подростков и употребляющих алкоголь молодеет, поэтому необходимо систематически распространять антиникотиновую информацию среди учеников младшего, среднего и старшего звена.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 32.87 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты введения курсов по изучению действия алкоголя и наркотиков.

 

Результаты различны. Главный  результат заключается в том, что общий уровень знаний об алкоголе и наркотиках повысился. Тем не менее, не произошло заметных изменений  в употреблении веществ. На самом  деле, в некоторых случаях было установлено, что образовательная  программа в краткосрочном аспекте  увеличила употребление наркотиков студентами! Так или иначе, нужно  с осторожностью относиться к  этим данным, до тех пор пока не будут проведены более систематизированные исследования действия образовательных программ, особенно исследования долгосрочных аспектов их влияния. Хотя расширение знания об алкоголе и наркотиках не следует рассматривать только как путь к модификации их использования.

Одним из факторов, который  влияет на такое развитие дел, является возраст, в котором начинается изучение наркотических средств. Как результат  данных, показывающих, что маленькие  дети уже начали формировать свои понятия об интоксикации, культуре питья и последствиях алкоголизма, больше внимание стало уделяться  образовательным материалам для  детей начальной школы. Подготовка материалов для такого уровня развития, скорее всего, более эффективна, чем  попытки изменить более прочно укоренившиеся  представления о наркотиках в  старших классах.

Образовательные программы  должны дополняться средствами массовой информации, телевидение, радио, газеты, журналы, фильмы должны нести соответствующую  информацию.

Много современных программ и особенно те, которые проводятся среди молодежи, содержат в себе так называемый эмоциональный компонент. Он включает в себя прояснение ценностей  и принятие решения. Прояснение ценностей  включает в себя самопознание, выработку  жизненных ценностей и определение  путей их реализации. Эти программы  раскрывают студенту стратегию, позволяющую  делать выбор в жизни и применять  эту технику конкретно к ситуациям с алкоголем и другими наркотиками. Главная цель программы заключается в том, что обучающиеся должны осознать свои чувства по поводу наркотиков и выработать свое отношение к ним для того, чтобы в ситуациях, связанных с наркотиками, вести себя в соответствии со своими индивидуальными ценностями.

Логика применения эмоционального или чувственного подхода состоит  в том, что мысли, чувства, отношение  и ценности, касающиеся алкоголя и  других наркотиков, могут быть такими же важными в конкретной ситуации, как знания, а может быть даже самыми важными. До сих пор неизвестно, в какой степени данные программы  оказывают благоприятное воздействие.

В последние годы значительно  возросло число программ профилактики, которые сфокусированы на развитии альтернатив потреблению наркотиков и умении распознавать и сопротивляться давлению, принуждающему к их употреблению.

Под развитием альтернатив  употребления наркотиков понимается вовлечение в различные продуктивные виды деятельности (например, спорт, различные кружки во время каникул). В теории эта  стратегия кажется разумной, но на практике она не показала конкретной пользы в отношении злоупотребления  веществами.

С другой стороны, тренировка умения сопротивляться представляется более перспективной. Это обучение включает в себя комбинацию следующих  информационных и поведенческих  стратегий:

Развитие умения решать проблемы и принимать решения;

Развитие умения распознавать межличностные и массовые (реклама  алкоголя и сигарет) формы агитации, а также умения сопротивляться им;

Увеличение самосознания и самоуважения;

Обучение искусству справляться  с беспокойством и стрессом без  использования наркотиков;

Улучшение межличностных  качеств, таких как умение завести разговор;

Развитие твердости, умения выражать неудовольствие и злость, а также умения сообщать о своих  потребностях;

Развитие представления  о воздействии наркотиков на здоровье.

Обычно в ходе этих программ участников обучают распознавать социальное влияние, ведущее к употреблению наркотиков, а также сопротивляться этим влияниям. К примеру, их учат отказываться от предложений попробовать наркотик, когда оно исходит от сверстников. Часто программы включают умение сопротивляться влиянию лидеров  в группе.

Анализируя результаты развития умения сопротивляться, отмечают положительные изменения, особенно в отношении курения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В школе молодёжь не только учится, но и обретает навыки общения  со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Таким образом, школа является важнейшим этапом, когда можно и нужно воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни.

Школа является идеальным  местом, где длительное время можно  давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни. Школа  должна помочь обучающимся в противостоянии вредным привычкам.

Необходимо говорить учащимся о риске, связанным с табакокурением, важно, чтобы учащийся осознал ценность хорошего здоровья. Учитель может проводить групповые дискуссии и консультации. В тоже время одного только знания недостаточно, чтобы привести к изменению поведения и отказу от этой вредной привычки. Известно, что более 90% школьников 9-10 лет не только знают, но и горячо осуждают курение. Тем не менее, став подростками, многие из них начинают курить. При проведении бесед важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребёнка и то, какая группа является для него примером. Так, в младшем школьном возрасте это родители, а в подростковом - сверстники.

На этом этапе важным становится выработка изменения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно правильно подготовить ребёнка к принятию решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить:

является ли эта привычка к курению серьёзным риском для  здоровья;

может ли курение сказаться  на его здоровье;

что он приобретает, решив  не курить;

что он потеряет, если не будет  курить.

Важно на этом этапе использовать положительные социальные ролевые  модели, так как для подростка  на этом этапе свойственно найти  пример для подражания.

 

На следующем этапе обучения важным становится приучать ребёнка свободно принимать решение. Ребёнок должен сделать выбор в пользу здорового образа жизни самостоятельно, а учитель и семья в этом должены ему помочь. Нужно научить ребёнка правильно оценивать поступающую информацию. Он должен уметь сознательно делать выбор в конкретной ситуации, взвешивать все за и против. Большую помощь на этом этапе имеют ролевые игры. Например, моделирование ситуации, когда подростку предлагают закурить взрослые или сверстники.

Далее, когда школьник уже принял решение не курить, важную роль имеет поддержка близких, в том числе родителей и учителей.

Известно, что риск курения  возрастает, если курят родители. А  когда школа активно поддерживает антикурильные мероприятия, включая  отказ от курения среди учителей, частота курения среди школьников снижается.

Данная программа предполагает проведение мероприятий, как с учениками, так и их родителями, в ходе которых  формируется представление об основных системах организма и их функционировании, разъясняется полезное влияние физических упражнений и закаливания на организм человека и вредное влияние на организм курения.

Существуют и широко внедряются программы и по профилактике подростковой наркомании. Например: "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению  наркомании" Белогурова С.Б. и Климович В.Ю.

Формирование навыков  здорового образа жизни можно  проводить интегрировано через  различные предметы (биология, ОБЖ, экология, география, химия, литература, музыка, физическая культура, изобразительное  искусство, история, обществознание, и  т.д.) в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью. Кроме названной выше программы существует для подростков профилактические программы: Полезные навыки” “Полезный выбор", которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности. Это программы универсальной (первичной) профилактики употребления психоактивных веществ, целью которых в долгосрочной перспективе является предупреждение их употребления. В программах тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, так как данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания. Нужно проводить мероприятия с использованием разных форм: единый классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные соревнования, “круглые столы", деловая игра-конференция, брейн-ринг, мероприятия с привлечением различных специалистов. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования). Всё это должно привести к снижению числа злоупотребляющих вредными привычками. Пропаганда здорового образа жизни может осуществляться в школе через родительские лектории, радиопередачи, выпуск бюллетеней, стенгазет, проведение Декады здоровья, чествование спортсменов, участие в акциях "Всемирный день борьбы со СПИДом", "Всемирный день борьбы с наркоманией", "Всемирный день здоровья".

Ну и в заключении хочу сказать, что я сам относительно недавно бросил курить окончательно и об этом ничуть не жалею. То есть совсем недавно я полностью осознал, что ничего не дает эта пагубная привычка, а только отбирает здоровье и годы жизни. И если бы были подобные программы в те времена когда  я учился в школе и до меня те знания о вредных привычках которыми я обладаю сейчас донесли бы в то время, то я уверен, что бы не начал курить на первом курсе техникума, повинуясь «стадному чувству».


Информация о работе Вредные привычки у детей и их профилактика