Введение 1. Виды нарушений развития 2. Причины отклонений в развитии 3. Основные закономерности возрастного развития Заключение Сп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:55, контрольная работа

Описание

Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.

Для того чтобы более полно раскрыть данную тему важно поставить некоторые задачи:
Разобрать проблему причин возникновения психических отклонений в развитии у детей.
Разобрать виды психических отклонений у детей
Обобщить все выводы в заключении

Работа состоит из  1 файл

специальная психология.docx

— 50.14 Кб (Скачать документ)

У женщин, перенесших во время  беременности краснуху, особенно в  период эмбриогенеза, т.е. от 4 недель до 4 месяцев, отмечается высокая частота  рождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, а также сердечно-сосудистой системы, иначе говоря, у младенцев  этих женщин имеет место так называемая рубеолярная эмбриопатия.

Внутриутробная патология  имеет место при наличии у  беременной женщины скрытых (латентных) хронических инфекций, особенно таких, как токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис  и др. Поражение мозга плода  при этих инфекциях часто приводит к умственной отсталости, сочетающейся с нарушениями зрения, опорно-двигательного  аппарата, эпилептическими припадками и др.

Неблагоприятное влияние  на развитие мозга плода оказывают  также внутриутробные интоксикации, нарушения обмена веществ у беременной женщины.

Внутриутробные интоксикации могут возникать при применении матерью во время беременности лекарственных  средств. Доказано, что большинство  лекарственных препаратов проходит через плацентарный барьер и проникает  в кровеносную систему плода. К таким препаратам относятся  нейролептические, снотворные и успокаивающие  средства, многие антибиотики, салицилаты, и в частности, аспирин, анальгетики, в том числе лекарства, применяемые  при головной боли, и многие другие. Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода могут оказать  различные гормональные препараты  и даже большие дозы витаминов, препарата  кальция Особенно выражен токсический  эффект всех этих препаратов в ранние сроки беременности.

Особенно неблагоприятное  влияние на развивающийся плод оказывает  употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотических средств, а  также курение

Специальные исследования последних  лет показали наличие связи между  сроком беременности и характером влияния  алкоголя на потомство. Употребление алкоголя будущей матерью в первом триместре  беременности, особенно в первые недели после зачатия, как правило, вызывает гибель клеток зародыша, что приводит к грубым порокам развития нервной  системы плода. Алкоголизация плода  на более поздних сроках беременности вызывает структурные изменения  в его нервной и костной  системах, а также в различных  внутренних органах. Такие системные  проявления алкогольного повреждения  плода во внутриутробном периоде  получили название алкогольного синдрома плода. При алкогольном синдроме плода выраженные нарушения психомоторного развития, включающие умственную отсталость, обычно сочетаются с множественными пороками развития: дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца и выраженной дисфункцией со стороны  центральной нервной системы.

Установлено, что хронический  алкоголизм матери, как правило, сочетается со систематическим курением, более  частым употреблением наркотиков и  лекарственных препаратов с наркотическим  действием. В этих случаях у ребенка  наблюдаются явно выраженные отклонения в развитии, сочетающиеся с нарушениями  поведения и часто судорожными  припадками. Кроме того, многие из этих детей отличаются выраженной физической ослабленностью, низкой жизнеспособностью.

Неблагоприятное влияние  на развитие мозга плода оказывают  различные нарушения обмена веществ  у беременной женщины, чаще всего  возникающие при поздних токсикозах беременности, особенно при невропатии.

Отрицательное воздействие  на развитие плода оказывают также  такие заболевания, как сахарный диабет, гормональная недостаточность, различные наследственные болезни  обмена веществ, например фенилкетонурия.

Причиной нарушения развития плода могут быть различные физические факторы, и в первую очередь, ионизирующая радиация, а также действие токов  высокой частоты, ультразвука и  др. Кроме непосредственного повреждающего  действия на мозг плода, эти факторы  имеют мутагенное влияние, т.е. повреждают половые клетки родителей и приводят к генетическим заболеваниям.

Нарушения психомоторного развития возникают и под влиянием различных  неблагоприятных факторов после  рождения. В этих случаях отмечаются постнатальные отклонения в развитии, имеющие органическую или функциональную природу.

К причинам органического  характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции – энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также  вторичные воспалительные заболевания  мозга, возникающие как осложнения при различных инфекционных детских  заболеваниях (кори, скарлатине, ветряной оспе и др.). При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет  место гибель нервных клеток с  последующим замещением их рубцовой тканью. Кроме того, в этих условиях может развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионный синдром). Оба этих фактора – гибель нервных  клеток и развитие гидроцефалии –  способствуют атрофии участков мозга, что приводит к различным отклонениям  в психомоторном развитии, которые  проявляются в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений  памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.

Черепно-мозговые травмы также  могут вызывать органическое повреждение  ЦНС. Характер последствий черепно-мозговой травмы зависит от ее вида, обширности и локализации поражения мозга. Однако следует иметь в виду, что  при повреждении незрелого мозга  нет прямой корреляции между локализацией и тяжестью поражения, с одной  стороны, и отдаленными последствиями  в аспекте нарушений психомоторного развития, с другой. Поэтому при  оценке роли экзогенно-органических факторов в возникновении отклонений в  психомоторном развитии необходимо учитывать время, характер и локализацию  повреждения, а также особенности  пластичности нервной системы ребенка, его наследственную структуру, степень  сформированности нервно-психических  функций в момент повреждения  мозга.

Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими  заболеваниями.

Известно, что многие соматические заболевания у новорожденных  и грудных детей могут обусловливать  поражение нервной системы в  результате нарушений обмена веществ  и накопления токсических продуктов; неблагоприятно воздействующих на развивающиеся  нервные клетки. Поражение нервной  системы при соматических заболеваниях чаще возникает у недоношенных и  гипотрофичных детей, а также  в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах.

Так, задержка психомоторного развития различной степени выраженности может наблюдаться у детей  с нарушениями кишечного всасывания. Нервно-психические отклонения проявляются  у них уже с первых месяцев  жизни: они отличаются повышенной нервной  возбудимостью, нарушениями сна, замедленным  формированием положительных эмоциональных  реакций, общения со взрослым. В дальнейшем эти дети отстают в умственном и речевом развитии, у них с  задержкой формируются все интегративные  функции, в частности зрительно-моторная координация.

К функциональным причинам, вызывающим отклонения психомоторного развития, относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым), главным образом  в первые годы жизни Известно, что  неблагоприятные условия воспитания, особенно в младенческом и раннем возрасте, замедляют развитие коммуникативно-познавательной активности детей. Выдающийся отечественный  психолог Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития.

Нарушения психомоторного развития имеют различную динамику. Наряду со стойкими отклонениями в развитии, обусловленными органическим поражением мозга, наблюдается множество так  называемых обратимых вариантов, которые  возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленно, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий.

Среди таких обратимых  форм нарушений в первые годы жизни  наиболее часто наблюдаются отставания в развитии моторики и речи.

Следует отметить важность медицинской  диагностики таких функциональных расстройств. Только комплексный эволюционный анализ развития ребенка в целом  и его неврологических нарушений  в частности является основой  правильного диагноза и прогноза.

Практика показывает, что  многие родители при наличии у  детей речевых и двигательных нарушений основное значение придают  медикаментозному лечению, явно недооценивая важность коррекционной работы.

В настоящее время установлено, что существует много вариантов  функциональных, парциальных (частичных) отклонений, проявляющихся, прежде всего  в отставании развития речи или моторики, которые обусловлены особенностями  созревания мозга. Подход к лечению  и преодолению этих отклонений сугубо индивидуален, и далеко не всем детям  показано интенсивное стимулирующее  лечение.

Возрастные закономерности психомоторного развития детей в  норме и патологии.

 

3. Основные закономерности  возрастного развития

 

Для того чтобы как можно  раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь  представление об их причинах, но и  знать основные закономерности нормального  психомоторного развития.

Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и  социальных факторов в их неразрывном  единстве. Соотношение этих факторов в формировании различных функций  неоднозначно. Становление таких  жизненно важных функций, как регуляция  дыхания, сердечнососудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами (генетической программой развития). Формирование же функциональных систем, связанных с  высшей нервной деятельностью, в  значительной степени обусловлено  особенностями социального окружения, обучения и воспитания.

Л.С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

Особенности психического развития в норме и патологии в значительной степени связаны с закономерностями созревания мозга, которое также  обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.

Закономерности развития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственность  этапов нервно-психического развития ребенка. Это определяется важным принципом  эволюции мозга, а именно принципом  гетерохронности его развития. Как  указывал Л.С. Выготский, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответствует периоду главенствующего положения этой функции в психике. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в эти периоды обусловливает их повышенную ранимость. Неравномерность созревания проявляется в парциальных (частичных) задержках развития. Например, при нормальном психическом развитии у ребенка может наблюдаться удовлетворительное понимание речи и временное отставание в становлении активной, разговорной речи. Про таких детей родители обычно говорят: «Все понимает, но не говорит». Безусловно, при таком неравномерном развитии речи ребенок должен быть тщательно обследован врачом-психоневрологом и логопедом.

Наряду с неравномерностью созревания отдельных функциональных систем и их звеньев важное значение для нормального психического развития имеет их взаимодействие, иначе не возникнет полноценного соединения систем в единый ансамбль, что приведет к специфическим отклонениям  в развитии. Несмотря на различный  темп созревания каждой функциональной системы на разных этапах возрастного  развития ребенка, его мозг во все  периоды жизни работает как единое целое, что предполагает формирование межсистемных связей.

Развитие межсистемных связей в нормальном онтогенезе начинается в первые месяцы жизни ребенка. Затем  их развитие осуществляется все интенсивнее. При этом наиболее активно формируются  связи с двигательно-кинестетическим  анализатором: поворот головы в сторону  звука – слухо-моторные связи, манипуляции  с игрушкой – зрительно-тактильно-кинестетические  и зрительно-тактильно-моторные, самоподражание звукам – слухо-вокальные. И наконец, развивается одна из узловых функций  первого полугодия жизни –  зрительно-моторная координация, которая  будет совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста.

У новорожденного ребенка, наряду с набором первичных врожденных рефлексов, обеспечивающих жизненно важные функции сосания, глотания, дыхания, регуляции мышечного тонуса, отмечается преобладание восприятия контактных раздражений. На различные тактильные раздражители ребенок отвечает общей и местной  двигательной реакцией. При этом наиболее развиты у него защитные рефлексы, возникающие при раздражении  глаз или области рта. Так, при  болевом раздражении в области  глаз ребенок зажмуривает глаза, в области угла рта – поворачивает голову в противоположную сторону. Кроме того, у него хорошо выражены все безусловные рефлексы, связанные  с кормлением. Угнетение или чрезмерная выраженность безусловных рефлексов  свидетельствуют о поражении  нервной системы.

Одним из важных показателей  нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных  связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая  в норме возникает в возрасте 2–3 месяцев, а затем направление  руки к объекту. С 12–13 недель ребенок  начинает вскидывать руки на зрительный стимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит за движением своих рук. К 4 месяцам  у ребенка формируется реакция  активного осязания под контролем  зрения. Это проявляется в том, что после зрительного сосредоточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинает ими  водить по этому предмету. В возрасте 5–5, 5 месяцев ребенок начинает захватывать  предметы.

Информация о работе Введение 1. Виды нарушений развития 2. Причины отклонений в развитии 3. Основные закономерности возрастного развития Заключение Сп