Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:55, контрольная работа
Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.
Для того чтобы более полно раскрыть данную тему важно поставить некоторые задачи:
Разобрать проблему причин возникновения психических отклонений в развитии у детей.
Разобрать виды психических отклонений у детей
Обобщить все выводы в заключении
Отклонениями от нормального возрастного развития на этом этапе являются: полное безразличие к общению со взрослым (умственная отсталость, выраженная задержка психического развития – аутизм); общий комплекс оживления и подражательная улыбка вместо ориентировочной реакции и игрового манипулирования (задержка психического развития); чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая в реакцию протеста и препятствующая общению (врожденная детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).
Для диагностики отклонений развития на данном возрастном этапе важное значение имеет оценка реакции ребенка на обращенную речь. При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например, он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т.п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.
Закономерным в этом возрасте
является появление лепета. При общении
со взрослым, после того как преодолена
ориентировочная реакция и
При отставании в психическом
развитии, при детском церебральном
параличе, аутизме, глухоте, выявляемых
в дальнейшем тяжелых нарушениях
речи лепет отсутствует или
Пятый период возрастного
развития ребенка первого года жизни
(9–12 мес.) характеризуется прежде всего
появлением нового типа общения со взрослым,
а именно предметно-действенного. Контакт
с ребенком устанавливается и поддерживается
с помощью ярких предметов и игрушек, которыми
реактивно манипулирует. При этом он начинает
проявлять избирательное отношение к
различным предметам, но у eгo всегда отчетливо
выражена реакция на новизну. Характерной
особенностью этого этапа развития является
то, что активная ориентировочно-
Комплекс оживления в этом возрасте при нормальном психическом развитии закономерно угасает. Поэтому его выраженность, даже у недоношенного и ослабленного ребенка, является одним из признаков задержки психического развития.
Для диагностики психического развития ребенка на этом возрастном этапе важное значение имеет комплексная оценка эмоциональных реакций.
При отставании в психическом
развитии у ребенка отсутствует
адекватная реакция на незнакомого
человека, нет интереса к игрушкам,
не выражена реакция на новизну, нет
познавательных и дифференцированных
эмоций. Мимика таких детей однообразна,
улыбка носит подражательный характер
и возникает в ответ на любое
улыбающееся лицо взрослого, у них
может наблюдаться
У детей с аутизмом предметно-действенное общение со взрослым не развивается. При церебральном параличе обычно отсутствуют выразительные мимические и голосовые реакции, из-за двигательных нарушений ребенок затрудняется в захвате игрушки и взаимодействии со взрослым, но при сохранном интеллекте всегда наблюдается адекватность и избирательность эмоциональных реакций.
Важное значение для диагноза
и прогноза отклонений в развитии
имеет также выявление реакции
ребенка на речевое общение. Начиная
с 9 месяцев дети с нормальным слухом
и интеллектом адекватно
Наряду с оценкой понимания речи следует обратить внимание и на произносимые ребенком звуки. Для начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из 5–6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произносит различные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все эти звуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.
К концу периода ребенок
чаще, чем раньше, обращает внимание
на лицо говорящего, кивает головой
в знак утверждения и качает головой
в знак отрицания. Его голосовое
общение со взрослым расширяется, он
выражает эмоции удовольствия и неудовольствия.
Большинство детей
Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.
В норме на этом этапе у
большинства детей кончается
доречевой период и начинается развитие
речи. Одновременно появляется и новый
интерес – рассматривание книг с
картинками. В результате специальных
занятий ребенок научается
Развитие речевого общения
в указанном объеме является показателем
хорошего психического развития. При
отставании психического развития ребенок
на этом возрастном этапе не понимает
обращенной речи и не начинает говорить
сам. Он также не стремится к предметно-
При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка.
Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению – пить из чашки, есть ложкой и т.п.
Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания (в широком смысле). При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью. Наши наблюдения показывают, что развитие этой «взаиморегулирующей» системы «мать – ребенок» составляет основу для формирования всех психомоторных функций у здорового ребенка и особенно у детей с отклонениями в развитии.
Роль упражнений анализаторных
систем в созревании коры головного
мозга была экспериментально доказана
многочисленными
Особо важная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и в формировании восприятия. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем, психическом развитии.
Наиболее серьезные нарушения в развитии имеют место при сложном дефекте. Так, у детей с церебральным параличом двигательные нарушения часто сочетаются с дефектами зрения, слуха, которые при отсутствии ранней коррекционной работы приводят к отставанию в психическом развитии.
Развитие психики ребенка
зависит от его взаимодействия с
внешним миром. Специфика сложного
дефекта при детском
У детей с сенсорными и двигательными дефектами не развивается предметное восприятие и с трудом формируются предметные действия,
Мы уже отмечали, что для развития восприятия предметов окружающего мира важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. У детей с дефектами зрения, детским церебральным параличом зрительно-моторная координация развита недостаточно.
При нарушениях слуха также
создаются неблагоприятные
Ребенок с двигательными и сенсорными дефектами развивается в условиях своеобразной сенсорной и двигательной депривации.
Для многих детей с отклонениями
в развитии характерно задержанное
формирование гностических функций. Гнозис
представляет собой сложный комплекс
аналитико-синтетических
Недостаточная сформированность
зрительного гнозиса
Специфическим проявлением
недостаточности зрительного
Недостаточность слухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а в дальнейшем – навыков письма.
У большинства детей с
отклонениями в развитии значительно
нарушено формирование пространственных
представлений. Восприятие пространства
– результат совместной деятельности
различных анализаторов, среди которых
особо важная роль принадлежит двигательно-
У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, что задерживает у них развитие предметно-практической деятельности.
Заключение
Итак, на основе всего вышесказанного
можно сделать некоторые
1. Возникновение аномалий
развития связано с действием
как разнообразных
Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.
2. В настоящее время
установлено, что
Возникновению внутричерепной
родовой травмы и асфиксии способствуют
различные нарушения
Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной, патологии с тяжелой асфиксией в родах.
Список используемой литературы