Выдающиеся деятели отечественной психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:00, контрольная работа

Описание

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Содержание

Введение 3
Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка 4
Особенности системы сенсорного воспитания Ф.Фребеля 5
Особенности системы сенсорного своспитания М.Монтесори 8
Особенности системы сенсорного воспитания Тихеевой Е.И. 9
Заключение 11
Литература 12

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 42.31 Кб (Скачать документ)

Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно - вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения.

Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.

               Особенности системы сенсорного своспитания М.Монтесори

   Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870–1952), первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.

Образовательная среда строится с учетом положений Марии Монтессори о "впитывающем" сознании ребенка дошкольного возраста, соответствующих сензитивных периодах развития и ее представлении об этом возрастном этапе. Монтессори-материалы являются великолепными моделями абстрактных понятий, позволяют производить с ними развернутые материальные действия, которые постепенно приобретают свернутую умственную форму. За счет этого возможно гораздо более раннее усвоение детьми считавшихся недоступными для них знаний и навыков умственной деятельности, более глубокое и полное понимание смысла понятий и производимых умственных операций.

 Уметь различать –  характерная черта мышления. Различать  – это значит группировать. Таким  образом, сенсорные упражнения  – это упражнения в различении  и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, – пишет Монтессори, – и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них – с гладкой отполированной поверхностью, другой – с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания – значит учить их «видеть руками».

 Для развития чувства  зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы – бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.

Сенсорное воспитание детей  в возрасте от 2 до 5 – 5,5 лет занимает в системе Монтессори одно из центральных мест. Монтессори особенно подчеркивала, что дошкольное детство наиболее благоприятно для воспитания чувств, т.к. в возрасте от 0 до 5.5 лет ребенок находится в сензитивном периоде сенсорного развития. Сенсорное воспитание должно быть начато в ФОРМАТИВНЫЙ период, если мы хотим позже через воспитание реализовать и усовершенствовать каждую особую форму образования. Поэтому сенсорное воспитание должно быть методически начато в детском возрасте . Каково же значение сенсорного воспитания для развития ребенка, и в первую очередь, с позиций самой Монтессори?

1)Основа для интеллектуального  развития. Главное значение сенсорного воспитания Монтессори видела в создании «через расширение поля восприятия все более упрочивающейся и обогащающейся»

2) Основы для умственного  развития. Контакт с окружающей средой и ее непосредственное исследование дают интеллекту пищу для выработки в дальнейшем полноценных абстрактных понятий. Впечатления, полученные ребенком в результате взаимодействия с внешним миром, служат базой, на которой его разум, по выражению Монтессори, создает “то самое богатство действенных мыслей, без которых его абстрактное функционирование было бы лишено основ, точности и вдохновения.”

Основой для развития мышления Монтессори считала способность ощущать и воспринимать внешний мир, а также различать предметы в зависимости от их качеств. Она писала: “… сознание различий – начало каждого умственного процесса; первый шаг интеллектуальной жизни – “различие”. Основой познавательных способностей по отношению к внешнему миру являются “ощущения”. Собирание фактов и различия между ними – начало всех интеллектуальных построений.”

Особенности системы сенсорного воспитания Тихеевой Е.И.

   Елизавета Ивановна Тихеева – яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому – многолетние запреты, а порой и шельмование русских ученых, чья деятельность не отвечала «требованиям» власти большевиков. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничное воспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.

 Решая сложный для  педагогики того времени вопрос  об источнике и средствах развития  ребенка-дошкольника, Тихеева пришла  к правильному пониманию: именно  внешний мир, окружающие ребенка  предметы и явления следует  рассматривать в качестве источника  развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира – как основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве.

 Самое серьезное внимание  в детском саду, как считала  Тихеева, следует уделять обучению, т.е. учить дошкольника умению  наблюдать, свободно говорить  на родном языке, считать, рисовать, ухаживать за растениями и  животными и т.д. Вместе с  тем Тихеева прекрасно понимала: детский сад не школа, и занятия  не должны копировать школьные  уроки. Разработанные ею занятия,  отличающиеся оригинальной методикой,  соответствующие природе ребенка-дошкольника,  вошедшие в золотой фонд отечественной  дошкольной педагогики, построены  на наглядности, с широким использованием  дидактических игр и игровых  упражнений. Смело можно утверждать: ученый проявила удивительное  знание психики дошкольника.

 Проблемы сенсорного  развития и воспитания дошкольников  – центральные в творчестве  Е.И. Тихеевой.

 Общеизвестно: сенсорное  развитие связано не только  с формированием умственных способностей  ребенка, развитием его речи, оно  оказывает сильнейшее влияние  на становление эстетических  и нравственных чувств. Сущность  эстетического воспитания Тихеева  видела в частом восприятии  художественных образов. Воспринимая  красоту, «разлитую» вокруг него, отмечала она, ребенок мало-помалу  становится чутким ценителем  прекрасного. А для этого необходимо  развивать его вкус на лучших  образцах живописи, музыки, живого  художественного слова. В свою  очередь эстетические впечатления  должны рождать в ребенке доброту.  Из всех чувств, дающих наиболее  яркие впечатления и, следовательно,  благотворно влияющих на нравственное  становление ребенка, подчеркивала  Тихеева, первое место принадлежит  зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты – могучий союзник нравственности.

 Да, но каким образом  научить ребенка пользоваться  чувствами во всей их полноте,  предусмотренной природой? Е.И. Тихеева  видела один путь – в «организованном  знакомстве с окружающей конкретной  действительностью и оказании  систематической помощи». По ее  мнению, внешний мир, представленный  сознательно, разумно и систематически, именно та арена, на которой  воздвигается здание чувственных  восприятий. Заслуга Тихеевой в  том, что она разработала методику  использования дидактического материала,  «щедро рассыпанного в природе», методику наблюдений за явлениями  природы. Наивернейший путь развития  чувств ребенка, его мира восприятий, как она считала, это непосредственная  близость с природой, работа в  саду, постепенное знакомство с  миром животных, растений, насекомых,  «экскурсии в природу».

 Тихеева советовала создавать в каждом саду уголки живой природы, обдуманно подбирать дидактический материал – естественный (семена, цветы, плоды, насекомые, камни, песок), жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал), искусственный (строительный материал, игры парами, лото, игрушки, картины). Дидактический материал Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка, однако предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и интересам детей; предостерегала педагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой чувств» (или упражнениями по умственной ортопедии). «Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, – писала она, – требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело не легкое…»

 Своеобразие методики  Тихеевой – разнообразие активных  видов детской деятельности.

                                                          

Заключение

В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, происходит совершенствование  всех видов детской деятельности, начинает формироваться самостоятельность  в познавательной и практической деятельности.

В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная отечественная  теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных  характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему  обследовательских действий, систему  эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому  задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям  является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Литература

  1. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с.
  2. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 52-54
  3. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55
  4. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70
  5. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35
  6. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 64-67
  7. Козлова С.А., Куликова Т,А. Дошкольная педагогика. – М., 2000г

 


Информация о работе Выдающиеся деятели отечественной психологической науки