Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:34, реферат

Описание

Решение этих проблем возложено на и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Эти органы обязаны осуществлять меры по выявлению, устройству и осуществлению последующего контроля за условиями жизни детей. В связи с тем, что при устройстве детей на воспитание в семью и особенно при передаче их на усыновление, были выявлены многочисленные злоупотребления, ни одно иное юридическое или физическое лицо, кроме органов опеки и попечительства, не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей как профессиональную (ст. 121 СК).

Содержание

Введение 3
Глава I Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 5
Глава II Учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 11
Заключение 19

Работа состоит из  1 файл

Выявление и устройство детей,оставшихся без попечения родителей.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

     Централизованный  учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ.

     На  первоначальном этапе  по результатам обследования органом опеки  и попечительства условий жизни ребенка и установления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета установленной формы. (Приложение № 1 к Порядку централизованного учета детей). В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, то орган опеки и попечительства согласно п. 3 ст. 122 СК заполняет на него анкету установленной формы (Приложение № 2 к Порядку централизованного учета детей), копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. В частности, в Москве формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории г. Москвы, возложены на Комитет образования.

     На  основании сообщений  органов опеки  и попечительства соответствующим  органом исполнительной власти субъекта РФ формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью (п. 3 ст. 122 СК). Лицам, изъявившим желание взять ребенка в семью, выдается направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии возможности устроить ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в Министерство общего и профессионального образования РФ для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (то есть для постановки на федеральный учет), и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. В случае изменения правового статуса ребенка (при восстановлении родителя в родительских правах, усыновлении ребенка и т.п.) сведения об этом соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ в недельный срок направляются в Министерство общего и профессионального образования.

     Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, формируется в Министерстве общего и профессионального образования на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ. Министерство образования ведет учет детей, а также осуществляет их подбор для лиц, обратившихся непосредственно в Министерство общего и профессионального образования и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, с выдачей направления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и последующего решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью. Министерство общего и профессионального образования также предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных, о детях, оставшихся без попечения родителей.

     Датой постановки ребенка  на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).

     Орган опеки и попечительства, орган  исполнительной власти субъекта РФ и Министерство общего и профессионального образования, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам РФ, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

     С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 2 ст. 122 СК). Последующее устройство ребенка в семью на основании этих сообщений (в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должны происходить в строгом соответствии с требованиями закона.

     За  неисполнение обязанностей по выявлению и  учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п. 4 cm. 122 СК могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом, в частности, к административной ответственности. Так, ст. 1931 КоАП (в ред. Федерального закона от 25 июня 1998 г. № 91-ФЗ) устанавливает, что нарушение руководителями учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, на которых возложен учет сведений о несовершеннолетних, подлежащих передаче на воспитание в семью, в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления установленных порядка и сроков представления сведений о несовершеннолетних, подлежащих передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), либо предоставление заведомо недостоверных сведений, либо иные действия, направленные на сокрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание в семью, влекут за собой административную ответственность в виде наложения штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

     Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 54 СК к правам ребенка относит его право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Отсюда п. 1 ст. 123 СК установлен несомненный приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего, семейным формам воспитания: передача на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т. п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

     Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. С принятием СК порядок и условия образования приемной семьи получили законодательное закрепление в ст. 151-155 СК. В последующем более детальная регламентация правового статуса приемной семьи и порядка ее организации была дана в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.

     Семейным  кодексом (ст. 123), как и прежде КоБС (ст. 127), предусмотрена возможность  передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Деятельность этих учреждений должна отвечать требованиям, установленным компетентными органами, в области безопасности и здравоохранения, по численности и пригодности их персонала, а также по осуществлению компетентного надзора за детьми. Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

     Помимо  государственных и муниципальных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения (ст. 1, 50 Закона об образовании).

     При устройстве детей, оставшихся без попечения  родителей, в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства обязательно должен представить ряд необходимых документов. Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 26), закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.5

     В целях устройства детей, находящихся  в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до 7 суток (не считая времени нахождения в пути). При этом предусматривается устройство детей не только у родственников, но и в воспитательные учреждения (детские дома) (п. 2 ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

     Для некоторых категорий детей-сирот  федеральным законодательством предусмотрены льготы в виде первоочередного помещения в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 370 "О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями" потерявшие мать (отца) дети военнослужащих, проходящих военную службу, а также несовершеннолетние братья и сестры военнослужащих, лишившиеся попечения родителей (лиц, их заменяющих), помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.

     К обязанности федеральных органов  исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев.

     С принятием Семейного кодекса  появилась возможность использования  иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то есть тех, которые прямо не указаны в ст. 123 СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. Отсюда следует, что допускается использование в перспективе различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (включая патронат, патронаж, так называемое "свободное воспитание" и т. п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ. Так, известно, что в СССР патронат над детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее предусматривался в виде формы их передачи на добровольных началах на воспитание в семьи, как довоенным союзным законодательством*, так и нормативными актами военного времени. Патронат над детьми существовал в дореволюционной России.

     Таким образом, перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в ст. 123 Семейного кодекса, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

     Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом конкретном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т. п.). До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только проживание, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь*. В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Более тридцати из них расположено в Московской области. В Москве постановлением Правительства Москвы от 9 января 1996 г. № 8 в этих целях создан городской детский социальный центр (приют) для детей, временно оказавшихся в сложной ситуации.

     Последующий выпуск ребенка из данного учреждения осуществляется на основании распоряжения (решения) органа опеки и попечительства о передаче ребенка на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*. Перспективным выглядит формирование семейных групп, когда временный приют детям, лишившимся попечения родителей, будет обеспечен не в специальном учреждении, а в семье лиц, добровольно изъявивших желание взять на себя эти функции.6

Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей