Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:49, курсовая работа
Основными причинами возникновения конфликтов являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. д. В организации ресурсы всегда ограничены.
1 ПРИРОДА
КОНФЛИКТОВ
1.1 Причины
возникновения конфликтов
Основными причинами возникновения конфликтов
являются ограниченность ресурсов, которые
нужно делить, взаимозависимость заданий,
различия в целях, различия в представленных
ценностях, различия в манере поведения,
в уровне образования, а также плохие коммуникации,
несбалансированность рабочих мест, недостаточная
мотивация и т. д. В организации ресурсы
всегда ограничены. Руководство должно
решить, как распределить материалы, информацию,
людские ресурсы и финансы между разными
группами, чтобы наиболее эффективным
образом достигнуть целей организации.
Различия в целях. Специализированные
подразделения организации и даже подгруппы
формируют свои цели, несут ответственность
за их достижение, получают плату за конечный
результат. Поэтому подразделения и рабочие
группы могут уделять больше внимания
их достижению, чем целям всей организации.
Причиной конфликта, как правило, является
и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности,
ни власть, ни ответственность не распределены
четко по подразделениям и рабочим местам.
Различиях в ценностях – также очень распространенная
причина конфликта. Вместо того, чтобы
объективно оценивать ситуацию, люди акцентируются
на тех взглядах, альтернативах и аспектах
ситуации, которые, по их мнению, благоприятны
для группы и личных потребностей.
Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. [3] Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Плохая передача информации
Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.
Говоря о последовательности
технологических действий в условиях
конфликта, следует, в первую очередь,
указать на необходимость его институциализации,
то есть установления норм и правил разрешения
конфликта. [7]
Их эффективность находится
в прямой зависимости от добровольной
готовности большинства участников конфликтующих
групп соблюдать эти нормы и правила. Должно
осуществиться и структурирование конфликтующих
групп, что предполагает создание условий
для проявления и организационного закрепления
коллективных субъектов - носителей имеющихся
в обществе интересов.
Отношения конфликтующих
(непосредственные действия). При более
полной информации основная задача конфликта
решается с минимальными энергетическими
затратами. Чем лучше информация, тем меньшая
часть энергии выделяется на противодействие
и тем большая - для решения основной задачи.
Отсюда цель информационного противоборства
- диагностировать собственное положение,
а также положение противника и в зависимости
от этого выбрать адекватные способы поведения.
[2]
Р. Л. Кричевский указывает
три группы причин конфликтных
отношений: обусловленные
Конфликты различают по
их значению для организации, а также способу
их разрешения. Различают конструктивные
и деструктивные конфликты. Для конструктивных
конфликтов характерны разногласия, которые
затрагивают принципиальные стороны,
проблемы жизнедеятельности организации
и ее членов и разрешение которых выводит
организацию на новый более высокий и
эффективный уровень развития. Деструктивные
конфликты приводят к негативным, часто
разрушительным действиям, которые иногда
перерастают в склоку и другие негативные
явления, что приводит к резкому снижению
эффективности работы группы или организации.
[14]
Рисунок
1. Выраженность индивидуально-психологических
характеристик личности, задающих позитивную
направленность в межличностных
отношениях в процентном выражении
Основной причиной
1.2 Типы
конфликтов
Источником обострения
Как правило, сначала процесс
накопления неудовлетворенности идет
медленно и подспудно, пока не происходит
некоторое событие, которое играет роль
своего рода спускового механизма выводящего
наружу это чувство неудовлетворенности.
Неудовлетворенность, приобретающая открытую
форму, стимулирует возникновение социального
движения, в ходе которого выдвигаются
лидеры, отрабатываются программы и лозунги,
формируется идеология защиты интересов.
На этом этапе конфликт становится открытым
и необратимым. Он либо превращается в
самостоятельный и постоянный компонент
общественной жизни, либо завершается
победой инициирующей стороны, либо решается
на основе взаимных уступок сторон.
В рамках социально - конфликтологического анализа интересно рассмотреть взаимосвязи людей в рамках их отношений в производственном коллективе.[6] Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер. Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному производственному коллективу. В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении. Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
- конфликты,
представляющие собой реакцию
на препятствия достижению
- конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности;
- конфликты,
вытекающие из восприятия
- сугубо
личные конфликты между
В реальной деятельности коллективов чаще встречаются конфликты, представляющие собой сочетания нескольких из указанных типов. [11]
По направлению конфликты делятся на горизонтальные
(в которых не задействованы лица, находящиеся
в подчинении друг друга), вертикальные
(в которых участвуют лица, находящиеся
в подчинении один у другого) и смешанные
(представленные и «вертикальные», и «горизонтальные»
составляющие). Конфликты, имеющие «вертикальный»
характер, наиболее нежелательны для руководителя,
так как его действия рассматриваются
всеми сотрудниками через призму этого
конфликта. И даже в случае полной объективности
руководителя в любом его шаге будут видеть
происки по отношению к его оппонентам.
А поскольку подчиненным часто недостает
информационности или компетентности,
чтобы квалифицированно оценить действия
руководства, то недопонимание компенсируется
обычно домыслами.
[8]
Наиболее распространены
конфликты вертикальные и смешанные. Они
в среднем составляют 70-80% от всех остальных.
Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой.
Межличностный конфликт, самый распространенный,
возникает там, где
Конфликт между личностью и группой может
возникнуть, если личность займет позицию,
отличающуюся от позиции группы. В процессе
функционирования группы вырабатываются
групповые нормы, стандартные правила
поведения, которых придерживаются ее
участники, но в организации люди взаимодействуют
непосредственно друг с другом не только
как функционеры организации
.
Возникают отношения, нерегламентированные
никакими инструкциями. Соблюдение групповых
норм обеспечивает принятие или не принятие
индивида группой.
Межгрупповой конфликт часто
возникает из-за отсутствия четкого согласования
функций и графиков работы между подразделениями.
Причиной может послужить и дефицит ресурсов:
материалов, информации, нового оборудования,
времени и т. д. Межгрупповые конфликты
возникают и между неформальными группами
в организации. [5]
1.3 Последствия
конфликтов. Их влияние на работу персонала
По значению для организации конфликты
делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт возникает, когда
оппоненты не выходят за рамки этических
норм, деловых отношений и разумных аргументов.
[15]
Причинами являются обычно
недостатки в организации деятельности
и управления. Разрешение такого конфликта
приводит к развитию отношений между людьми
и развитию группы. Последствия такого
конфликта являются функциональными и
ведут к повышению эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. [11]
Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Конфликт вносит вклад в структурирование организации, определяя положение различных подгрупп внутри системы, их функции и распределяя позиции власти между ними. Они помогают снизить сопротивление изменениям, способствуют поддержанию динамического равновесия и общественной стабильности. Причины вскрываются, а не уходят вглубь, где еще более усиливаются и разрушающее действуют на организацию. Конфликты могут также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, способствуют становлению групповой солидарности, что позволяет искоренить причины внутреннего разобщения и восстановить единство. Но необходимо отменить, что такое воздействие оказывают конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений. В тенденции такие конфликты содействуют изменению внутригрупповых норм и отношений в соответствие с насущными потребностями отдельных индивидов или подгрупп. Также среди функциональных последствий конфликта следует указать получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом, стимулирование к изменениям и развитию в межличностных отношениях в организации в целом.
Если не найти эффективного способа управления
конфликтом, могут образоваться следующие
дисфункциональные последствия, т. е. условия,
мешающие достижению целей. Повышение
эмоциональной и психологической напряженности
в коллективе. Неудовлетворенность, плохое
состояние духа и, как результат, рост
текучести кадров и снижение производительности.
[14]
Препятствие осуществлению
перемен и внедрению нового. Сворачивание
взаимодействия и общения между конфликтующими
сторонами. Увеличение враждебности между
конфликтующими сторонами по мере уменьшения
и взаимодействия и общения. Крайне дисфункциональные
эмоциональные, материальные затраты
на участие в конфликте, снижение дисциплины,
ухудшение социально-психологического
климата в коллективе, представление о
побежденных группах, как о врагах, чрезмерное
увлечение процессом конфликтного взаимодействия
в ущерб работе, сложное восстановление
деловых отношений («шлейф конфликта»).
Информация о работе Взаимоотношения в организации: конфликт и методы его разрешения