Взаимосвязь интеллекта и личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:38, реферат

Описание

Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Содержание

одержание:
Введение 3 стр.
Интеллект и способности 4 стр.
Интеллект 7 стр.
Инфраструктура интеллекта 7 стр.
Нарушения интеллекта 7 стр.
Оценка интеллекта 7 стр.
Диагностика 10 стр.
Обследование 11 стр.
Влияние нарушения интеллекта на личность 11 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы 18 стр.

Работа состоит из  1 файл

титульник.docx

— 45.55 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Волжский политехнический институт

(филиал)

федерального  Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

(ВПИ  (филиал) ВолгГТУ) 

Факультет  «Автомеханический»  _

Кафедра  «Социально-гуманитарных дисциплин»   
 
 
 
 
 

Семестровая работа по психологии профессиональной деятельности

Тема: Взаимосвязь интеллекта и личности. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                  Выполнил: студент

                                                                                                       группы ВМ-436

                                                                                                            Румянцев Е.И.

                                                                                                       Проверил: к.п.н.,

доц. Сидорова С.Н.  
 
 
 
 

Волжский 2011

Содержание:

  1. Введение          3   стр.
  2. Интеллект и способности      4   стр.
  3. Интеллект         7   стр.
  4. Инфраструктура интеллекта      7   стр.
  5. Нарушения интеллекта       7 стр.
  6. Оценка интеллекта       7   стр.
  7. Диагностика        10 стр.
  8. Обследование        11 стр.
  9. Влияние нарушения интеллекта на личность   11 стр.
  10. Заключение         17 стр.
  11. Список литературы       18 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Термин интеллект  часто применяется для того, чтобы  подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При  этом не следует упускать из виду, что  способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее  важна и такая сторона как  конкретность мышления. Нередко интеллект  трактуют, как возможность приспосабливаться  к новым ситуациям, используя  ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется  со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект  заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого  интеллекта состоит в том, что  он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов  и явлений окружающего мира, тем  самым дает возможность творчески  преобразовывать действительность.

Современная наука  уже многое знает о сущности человеческого  интеллекта. Наиболее общая природа  интеллекта как способности отображения  мира в понятиях, законы мышления, связь  интеллекта с языком раскрыты и объяснены  весьма основательно. Однако остаются и более глубокие уровни неисчерпаемой  сущности человеческого интеллекта, к изучению которых современная  наука еще только приближается. К  ним следует отнести в первую очередь те глубинные уровни человеческого  интеллекта, которые закладываются  в бесконечной предыстории интеллекта и скрыто «работают» в деятельности интеллекта, обеспечивая его способность  адекватно познавать мир.

 

Интеллект и  способности

Интеллект как  познавательная деятельность человека включает в себя уже приобретенный  опыт (знания) и способность к  дальнейшему его приобретению и  применению на практике. Интеллект  обобщает все познавательные процессы: мышление, внимание, память и, не являясь  самостоятельной функцией или тем  более ограниченным от других психическим  процессом, не может рассматриваться  с должной полнотой.

Вместе с тем  значение интеллекта особо велико именно для медицинской психологии. В  патологии встречаются такие  случаи, когда налицо относительная  сохранность ассоциативного процесса, сравнительно не нарушенная способности  к суждениям, выводам, а познавательные возможности человека все-таки резко  снижены. В одних случаях это  может быть связано с нарушениями  памяти, внимания, в других - с уменьшением  первоначального объема знаний, навыков, неспособностью пополнять свой опыт, приобретать новые сведения.

Уровень познания окружающего при этом несомненно понижается, однако снижение не сопровождается столь же выраженными изменениями мыслительного процесса как такового. Так, при резко выраженной гипертермии существенных расстройств интеллекта может и не быть, однако нарушение формального мышления почти обязательно. Наоборот, при снижении интеллекта из-за сотрясения головного мозга мышление совершается с соблюдением законов логики, без значительных отклонений в смысле темпа и целенаправленности. Поэтому выделение интеллекта для патопсихологии является не только полезным, но и необходимым хотя бы с точки зрения возможности более пристального и подробного изучения нарушений психической деятельности соответствующих больных.

Объединение в  понятии интеллекта категорий, связанных  с познавательным процессом, соответственно предполагает изучение каждой из этих категорий в отдельности. Кроме  того, должны быть рассмотрены и  некоторые иные слагаемые, из которых  составляется личность человека.

Формулировка  интеллекта включает в себя прежде всего опыт и знания человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета его способностей и одаренности.

Способности - такие  индивидуальные свойства человека, которые  помогают ему быстрее и легче  овладеть знаниями, приобретать те или иные навыки и умения. Способности - психические явления, рассматриваемые  более широко, чем интеллект. При  этом подразумевается, что способности  бывают всегда к какой-то определенной деятельности: к познанию и применению его на практике, музыке, технике и т.д. Потому и говорят о способностях не только интеллектуальных, но и музыкальных, художественных, технических.

Способности должны учитываться врачом при проведении им врачебной экспертизы. Но особое значение для медицинской психологии имеют именно интеллектуальные способности. Поэтому хотя в учебниках общей  психологии способности разбираются  в особой главе, включаемой в раздел о личности и располагаемой наряду с главами о направленности, темпераменте и характере, мы рассматриваем способности  вместе с интеллектом. При этом нельзя забывать, что если направленность и темперамент являются достаточно самостоятельными подструктурами личности, то способности, как и характер, включая  в себя черты и направленности личности и характера, являются общими свойствами личности.

Авторы, стоящие  на идеалистических или биологизаторских позициях, утверждают, что интеллект, как и другие способности индивидуума, передаются по наследству в неизмененном виде. Выше уровня, определенного наследственностью, способности якобы подняться  не могут. Отсюда делается практический вывод: достаточно замерить тестами  уровень интеллекта и сравнить его  с нормой для данного возраста, чтобы установить интеллектуальный коэффициент. Если он не совпадает со статистическими выведенными данными, считают, что ребенок является умственно  неполноценным и ему следует  учиться в специальной вспомогательной  школе для умственно отсталых детей.

Интеллект, как  и другие способности человека, не есть некая постоянная величина. Развитие способностей (на основании определенных биологических предпосылок-задатков) происходит в течение всей жизни, особенно интенсивно в детстве и  юности. Следовательно, разовьются ли имеющиеся у человека задатки, зависит  от условий его жизни, воспитания и обучения. В развитии биологических  предпосылок ведущая роль принадлежит  именно той деятельности, которая  опирается на них. И чем раньше это будет сделано, тем эффективнее  будут результаты развития. Задатки  долгое время могут быть либо не развитыми, не превращенными в способности, либо не использованными во всей широте до определенного времени. Так было с СТ. Аксаковым, И.А. Гончаровым: оба  писателя проявили незаурядное литературное дарование лишь на 40-50-летнем возрасте.

Определяя одаренность, имеют в виду сочетание различных  способностей человека. Но, кроме способностей, одаренность - свойство не врожденное.

Важнейшим свойством  и вместе с тем условием, интеллектуальной деятельности является умственная работоспособность. Характерно, что большинство талантливых  и гениальных людей обладали большой  работоспособностью. Являясь показателем силы нервной системы, работоспособность тем не менее не может быть развита в течение жизни и деятельности человека.

Таким образом, способности, одаренность и умственная работоспособность обязательно  должны быть рассмотрены и учтены при решении вопроса об объеме знаний и опыта.

Весьма важную и существенную роль играет память. Богатые запасы памяти - важная предпосылка  интеллектуального развития. Однако память опять-таки не главное в интеллекте. Ч. Дарвин, например, исключительно  высокие интеллектуальные способности, которого не подлежат сомнению, откровенно признавался, что обладал чрезвычайно  слабой памятью.

Наши знания приобретаются в процессе обучения и практической деятельности. Большой  запас знаний, так называемая эрудиция - важнейшее свойство интеллекта. Несмотря на это, нельзя оценить ум человека, овладевшего значительным количеством  знаний, как большой и высокий, ибо и эрудиция не определяет всего  интеллекта. Можно иметь диплом об окончании высшего образовательного учреждения и тем не менее не обладать развитым интеллектом. И наоборот, человек со сравнительно небольшим запасом знаний только лишь на основании одного этого не может считаться интеллектуально отсталым. Способность к суждению, применению имеющегося комплекса знаний и опыта может быть у него на высоком уровне, что при соответствующих условиях и проявляется в виде замечательных трудовых успехов.

Немаловажны и  внимание, волевые качества человека, способности к восприятию, особенности  эмоциональной сферы применительно  к понятию интеллекта. Однако так  же, как и память, эти психические  функции представляют собой лишь его предпосылки, которыми обусловлено  развитие интеллекта. Специально следует  отметить роль мышления, точность понятий, которыми оно оперирует, тонкий анализ и точный синтез, их адекватность ситуации, обстановке. Наконец верность суждений и умозаключений обязательны для высокоразвитого интеллекта, являясь вместе с тем его необходимыми условиями и предпосылками.

Таким образом, интеллект - весьма сложное психическое  явление, включающее в свою структуру ряд элементов. Развитие интеллекта нельзя рассматривать в отрыве от социальной среды, которая обязательно принимается во внимание при квалификации его глубины и широты в течение дальнейшей жизни. Оба эти качества не могут служить критерием при оценке интеллекта, как нельзя, посмотрев на термометр сегодня, сказать, какая температура воздуха будет завтра.

Интеллект

Инфраструктура  интеллекта

Нарушения интеллекта

Интеллект обычно определяют как способность воспринимать абстрактные понятия, устанавливать их взаимосвязь, судить о них. Эта чрезвычайно сложная психическая функция включает множество компонентов - опыт, память, способность к учению, внимание, понимание, суждение, абстрактное и ассоциативное мышление, речь, математические способности, ориентацию и восприятие.

Умственная отсталость - это не прогрессирующее снижение интеллекта, обусловленное врожденной патологией либо нарушениями развития в раннем детстве и проявляющееся не менее чем в двух сферах адаптивного поведения. Всего выделяют 10 таких сфер: общение, самообслуживание, бытовые навыки, социальная активность, досуг, забота о своем здоровье и безопасности, самостоятельность поведения, академическая успеваемость, поведение в коллективе, трудовая деятельность. Таким образом, оценка интеллекта возможна лишь в контексте поведения человека в привычном кругу, в домашних условиях, в коллективе.

Информация о работе Взаимосвязь интеллекта и личности