Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:38, реферат
Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
одержание:
Введение 3 стр.
Интеллект и способности 4 стр.
Интеллект 7 стр.
Инфраструктура интеллекта 7 стр.
Нарушения интеллекта 7 стр.
Оценка интеллекта 7 стр.
Диагностика 10 стр.
Обследование 11 стр.
Влияние нарушения интеллекта на личность 11 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы 18 стр.
Под деменцией
понимают утрату ранее приобретенных
интеллектуальных способностей. Она
может возникать в любом
Оценка интеллекта.
Врачу в его
практической работе обязательно придется
иметь дело с больными, у которых
имеется недостаточность
Однако легкие формы патологии интеллекта, что может проявиться в некотором понижении памяти, нестойкости внимания, уменьшений его объема, в ослаблении сообразительности и пр., возможны при ряде соматических заболеваний.
Умение своевременно выявить ту или иную степень слабоумия может оказать большую пользу и при собирании анамнеза, жалоб, во время осмотра больного, на протяжении курса лечения.
Следует установить прежде всего соответствие имеющегося у больного запаса знаний и образования, соответствие жизненного опыта возрасту, характеру трудовой деятельности. Для этого больному предлагают вопросы, которые обязательно должны быть соотнесены с образованием и вообще предполагаемым уровнем развития интеллекта. Если врач не учтет этого, дальнейший контакт с больным может быть нарушен. Особенно это касается тех случаев, когда у больного с высшим образованием врач станет спрашивать элементарные сведения или если при отсутствии у человека достаточной подготовки ему будут предложены слишком сложные вопросы.
В дальнейшем в соответствии с имеющимся умственным багажом применяют тесты для проверки возможностей синтеза и анализа. В зависимости от степени понижения интеллекта можно затем предложить больному решить несколько более или менее сложных задач, а также спросить, как он понимает переносный смысл пословиц, поговорок. Иногда исследуемому предлагают подобрать к некоторым словам синонимы или привести пример омонимов, дать определение двум-трем понятиям.
При изучении интеллекта пожилого человека необходимо помнить, что согласно исследованиям, проведенным в последние годы, установлено менее разрушительное влияние старения на интеллектуальные способности более одаренных людей.
При изучении степени
снижения интеллекта полезно использовать
специальные таблицы для
Для количественной оценки интеллекта и психического развития предложены различные тесты. Наибольшее распространение получили: А. Векслеровская шкала интеллекта для взрослых (переработанная) позволяет определить IQ для вербальных и невербальных навыков и общий IQ; она предназначена для лиц старше 16 лет.
Б. Векслеровская шкала интеллекта для детей (переработанная) также позволяет оценить вербальные и невербальные навыки и общий интеллект, но предназначена для тестирования детей в возрасте 6-16 лет. Различие между IQ для вербальных и невербальных навыков может указывать на расстройства восприятия.
В. Тест Станфорд-Бине (4-я редакция) предназначен для детей старше 2 лет и позволяет определить «умственный возраст» и IQ. Поскольку тест включает в основном вербальные задания, он не годится, если у ребенка имеются специфические коммуникативные расстройства (например, аутизм, дислексия) или недоразвитие (в силу внешних факторов) вербальных функций.
Г. Денверский тест II позволяет оценить четыре стороны поведения: общие двигательные навыки, тонкие движения, речь и личностно-социальные навыки. С его помощью можно быстро определить психомоторное развитие детей дошкольного возраста. IQ при этом не определяют.
Д. Шкала раннего речевого развития и шкала слухоречевого развития предназначены для массовых обследований моторной и сенсорной речи у детей до 3 лет.
Е. Умственная отсталость может быть легкой, умеренной или тяжелой.
1. При легкой
умственной отсталости
2. При умеренной
умственной отсталости
3. При тяжелой (IQ - 25-45) и крайне тяжелой (глубокой) (IQ ниже 25) умственной отсталости больные полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки их социализации остаются безуспешными. Эта группа включает не более 5% всех умственно отсталых лиц.
4. Данная классификация
применяется уже много лет
и во многих ситуациях
Ж. Недостатки и
ограничения тестов на интеллект. Оценка
интеллекта методом тестирования обладает
многими серьезными недостатками. Результаты
тестов часто плохо воспроизводимы,
особенно у детей. В тестах не учитываются
особенности культурного и
Диагностика
Анамнез.
Важно выяснить
историю возникновения и
1. У детей необходимо прежде всего разграничить умственную отсталость и деменцию, так как от этого зависит дальнейшее обследование.
2. Точное описание
нарушений может помочь в
3. Течение заболевания.
Следует определить, прогрессирует
ли нарушение интеллекта
4. Перенесенные заболевания:
а. Внутримозговое
кровоизлияние позволяет
б. Операции на желудке могут приводить к дефициту витамина B12.
в. Заболевания щитовидной железы.
5. Применение
лекарственных средств или
6. Неврологические или психические заболевания в семейном анамнезе.
7. При обследовании детей важно выяснить, как протекали беременность, роды и послеродовой период.
Обследование
1. Цель общего обследования - выявить соматические заболевания и состояния, которые могут сопровождаться нарушениями интеллекта: уремию, печеночную недостаточность, анемию, артериальную гипертонию, злокачественные новообразования.
2. У детей диагноз иногда бывает очевиден уже при первом осмотре (например, при синдроме Дауна).
3. Исследование
психического статуса
4. Неврологическое
исследование позволяет
5. У детей
особое внимание уделяют
6. У детей в возрасте до 18 мес проводят диафаноскопию головы для выявления патологических скоплений жидкости (субдурального выпота, порэнцефалических кист, выраженной гидроцефалии и т. д.).
Влияние нарушения интеллекта на личность
Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет достаточно сложную структуру. Человек должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия на пути к ее достижению и способы их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к достижению той или иной цели.
Слабость обобщений или конкретность мышления - специфическая черта умственно отсталых. В связи с этой особенностью дети с трудом и сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях морали. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят весьма поверхностный характер. Они узнают правила морали из книг, от учителей, воспитателей, родителей, но далеко не всегда оказываются в состоянии действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
Рассматриваемая
особенность мышления этих детей
в меньшей степени сказывается
в процессе формирования сравнительно
элементарных нравственных понятий
и соответствующих им поступков.
Так, например, дети относительно легко
усваивают элементарные нормы общежития.
Раньше всего они овладевают умением
вежливо обратиться к учителю, сверстникам,
приветствовать учителя и т. п. С
большим трудом им дается овладение
умением давать правильную моральную
оценку своего или чужого поступка,
устанавливать связь между
Людям с нарушенным
интеллектом присуща
Не критичность мышления приводит к тому, что люди с нарушенным интеллектом довольно часто совершенно необоснованно не сомневаются в правильности своих только что возникших предположений. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Эта особенность мышления порождает некритическое восприятие любых указаний и советов окружающих. Поэтому и случается, что такие личности относительно легко могут поддаваться дурным влияниям и часто совершают неправильные поступки.
Недоразвитие или неправильное развитие нравственной сферы, обусловленное названными выше особенностями познавательных процессов, частое, но не обязательное вторичное осложнение умственной отсталости. Напряженный и вдумчивый труд учителей и воспитателей вспомогательных школ обеспечивает адекватное развитие личности умственно отсталых учащихся на основе предупреждения или преодоления этих осложнений.
Эмоционально-волевая сфера. Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет достаточно сложную структуру. Человек должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия на пути к ее достижению и способы их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к достижению той или иной цели.
Названные трудности обусловлены слабостью воли умственно отсталых. В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Отсюда следует, что смысл индивидуального подхода в процессе формирования у умственно отсталых эмоционально волевой сферы состоит не только в правильной, четкой постановке целей и доведении их до сознания человека, но и в формировании побуждения. Говоря о слабости воли, следует сказать, что она проявляется далеко не всегда и не во всем. Как правило, умственно отсталые обнаруживают достаточно большую настойчивость и умение добиться цели, если речь идет об удовлетворении относительно элементарных потребностей.