Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 02:22, курсовая работа
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения ребенка в группе подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмоциональной тревожности подростков и их статусного положения в группе.
Объект исследования: учащиеся 8 «В» класса, средней школы № 120 города Минска, в количестве 30 человек: из них 17 мальчиков, 13 девочек, в возрасте 13 – 14 лет.
Содержание Я – концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Однако результат не бывает завершенным полностью, что также оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни. Я – концепция есть совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [26, с. 54].
Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л.С. Выготскому в его социальной ситуации развития наличествуют две тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека т. п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т. п.) [27, с. 67].
Семенюк Л. М. считает, что главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела. Их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как общественно ориентированных субъектов.
Перспективу своей полезности обществу они видят в обогащении собственной индивидуальности, стремясь выработать черты характера, необходимые для самостоятельной жизни, утверждения своего «Я», завоевания определенной социальной позиции и реализации себя в ней [28, с. 56].
Таким образом, подростковый период является переломным, переходным, критическим, а также возрастом полового созревания. В этот период идет бурная перестройка организма, психического и физического развития. Начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. Происходит расширение всех сфер общения. Такое общение уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, так как особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности значительно возросли.
1. 2. Понятие «тревожность» в психологии
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным чувствам относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание,
5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину [11, с. 57].
Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, ивину, и интерес – возбуждение [11, с. 66].
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров различий» [4, с. 68].
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный и желанный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность [22, с. 234].
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [16, с. 68].
Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая “личностная тревожность”). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенностьсубъекта к тревоге и редпологающая наличия у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению [22, с. 234].
Ситуативные и изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуативная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать, весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [22, с. 240].
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
1. Высоко тревожные индивиды эмоционально острее, чем низко тревожные, реагируют на сообщение о неудаче.
2. Высоко тревожные люди хуже, чем низко тревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
3. Боязнь неудачи – характерная черта высоко тревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4. Мотивация достижения успехов преобладает у низко тревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможностей неудачи.
5. для высоко тревожных людей большой стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
6. Низко тревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу [4, с. 74].
Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности, как личностной тревожности, определяют когнитивную оценку возникающей ситуации, которая, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи).
Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [16, с. 415].
Таким образом, под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития.
1. 2.1 Причины возникновения тревожности и особенности ее
проявления у подростков
Эмоции играют важную роль в жизни: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что подростку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как подросток растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.
Так же ребенок овладевает умением сдерживать бурные и детские выражения чувств. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурную форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [21, с. 103].
Но подростки все еще остаются непосредственными и импульсивными. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информация степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным и отрицательным [12, с. 103].
Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или дает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется [12, с. 105].
Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза. Так как способствует углублению личностных противоречий [23, с. 109].
Подростки, обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно дома, и в школе. Стараются точно выполнять требования родителей и учителя – не нарушают дисциплину, стараются учиться. Таких учеников называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – подросток делает все, чтобы избежать неудачи [8, с. 6].
Общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократическим (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности [21, с. 111].
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенное требование со стороны родителей и учителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины («Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большего числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, это значит, чем запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими иногда не реализуемыми угрозами.
Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь [10, с. 83].
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиваться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер, что свидетельствует о том, что неуверенный в себе человек, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный подросток нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой подросток опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды [5, с. 119].
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других [20, с. 134].
Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой подросток одинок, замкнут, малоактивен [9, с. 34].
Возможен также вариант, когда подросток находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий» [20, с. 134]. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. Также, интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Чем старше дети, тем заметнее эта разница [8, с. 28].
Тревожность как свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, школе [22 ,с. 29].
Когда же уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки.
Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков