Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 02:22, курсовая работа

Описание

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения ребенка в группе подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмоциональной тревожности подростков и их статусного положения в группе.
Объект исследования: учащиеся 8 «В» класса, средней школы № 120 города Минска, в количестве 30 человек: из них 17 мальчиков, 13 девочек, в возрасте 13 – 14 лет.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Галя готовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных  статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие боль­шинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в об­щении, признании сверстниками;

в) индекс изолированности (ИИ).  Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

д) половая дифференциация взаимоотношений.

  В результате проведенного  социометрического исследования в группе детей подросткового возраста мы определили следующие диагностические показатели:

а) Статусное положение в учебной деятельности:

лидеры – 9 человек

предпочитаемые – 4 человек

принебрегаемые – 13 человек.

отверженные – 4 человек.

б). Статусное положение в межличностном общении:

лидеры – 4 человек.

предпочитаемые – 10 человека.

принебрегаемые – 12 человек.

отверженные – 4 человек.

  Исходя из полученных данных, можно сделать вывод: большинство детей в этом классе имеют низкое статусное положение, то есть эмоциональный климат группы к этим воспитанникам холодный, отчужденный.  Следовательно, в этой группе большинство подростков неблагополучны в системе межличностных взаимоотношений, не удовлетворены в общении, признании сверстниками (приложение 6, 7).

            2. 3. Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного  

            положения в группе подростков

  При проведении исследования нами была выдвинута гипотеза: существует ли взаимосвязь между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков. Ее мы приняли как альтернативную (H1). Противоположную этой мы взяли нулевую (H0): не существует взаимосвязи между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков. Для подробного анализа мы применили критерий коэффициента ранговой корреляции Спирмена, а для более достоверной информации критерий x² - Пирсона. Данная информация показала следующие результаты:

1.                  По критерию ранговой корреляции Спирмена определились следующие взаимосвязи:

                   между неумением управлять эмоциями и дозировать их, и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем выше эмоциональная тревожность, тем ниже статусное положение в группе;

                   между доминированием негативных эмоций и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем выше эмоциональная тревожность, тем ниже статусное положение в группе;

                   между нежеланием сближаться с людьми на эмоциональной основе и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем выше эмоциональная тревожность, тем ниже статусное положение в группе;

                   между статусным положением в учебной деятельности и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем ниже эмоциональная тревожность, тем выше статусное положение в группе;

                   между статусным положением в межличностном общении и неадекватным проявлением эмоций, то есть чем выше эмоциональная тревожность, тем ниже статусное положение в группе (приложение 12).

По критерию x² - Пирсона образовались следующие взаимосвязи:

                  между статусным положением в учебной деятельности и доминированием негативных эмоций, то есть чем ниже уровень эмоциональной тревожности, тем выше статусное положение в группе;

                  между статусным положением в учебной деятельности и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем ниже уровень эмоциональной тревожности, тем выше статусное положение в группе;

                  между статусным положением в межличностном общении и неадекватным проявлением эмоций, то есть чем выше уровень эмоциональной тревожности, тем ниже статусное положение в группе;

                  между неумением управлять эмоциями и дозировать их, и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем выше уровень эмоциональной тревожности, тем ниже статусное положение в группе;

                  между общим уровнем эмоциональной тревожности и доминированием негативных эмоций; негибкостью, невыразительностью эмоций и нежеланием сближаться с людьми на эмоциональной основе, то есть чем выше уровень эмоциональной тревожности, тем ниже статусное положение в группе (приложение 13).

  Таким образом, мы видим, что существует взаимосвязь между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков, что свидетельствует о том, что наша гипотеза подтвердилась с вероятностью ошибки p < 0,05, что значит менее 5%, то есть существует взаимосвязь между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

  В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1.                  Изучение характеристики межличностных отношений в подростковой группе с помощью социометрического метода мы определили, что в этой экспериментальной группе большинство детей имеют неблагоприятный статус (53%), то есть относятся к категориям «отверженные» и «принебрегаемые».

2.                  Полученные в ходе нашего исследования уровня эмоциональной тревожности в группе подростков результаты показывают, что большому количеству девушек и юношей характерен средний уровень эмоциональной тревожности.

3.                  Таким образом, мы видим, что существует взаимосвязь между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков, что свидетельствует о том, что наша гипотеза подтвердилась с вероятностью ошибки p < 0,05, что значит менее 5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  В процессе проведенного исследования  по проблеме взаимосвязи эмоциональной тревожности и статусного положения в группе гипотеза исследования подтвердилась, так как полученные результаты свидетельствуют о том, что, чем выше уровень тревожности, тем больше процент детей имеет неблагоприятный статус в группе.

  Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного подростка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В тоже время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становиться эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как это может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, стремлению к уединению.

  В нашем исследовании были достигнуты следующие результаты:

1.                  На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе детей подросткового возраста, даны представления об уровне эмоциональной тревожности детей данного возраста.

2.                  После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

                  в экспериментальной группе большинство детей имеют неблагоприятный статус (53%),что значит, относятся к категориям «отверженные» и «пренебрегаемые». Следовательно, в этой группе большинство подростков неблагополучны в системе межличностных взаимоотношений, не удовлетворены в общении, признании сверстниками;

                  в данной экспериментальной группе существует несколько взаимосвязей, которые можно определить как «взаимная симпатия» между мальчиками и девочками, а также в группе наблюдаются явления «неразделенной любви»;

                  мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело;

                  самооценка детей данной экспериментальной группы находится в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и низкий уровень эмоциональной тревожности;

                  математическая обработка данных показала, что дети с низким статусным положением имеют более высокую эмоциональную тревожность, чем подростки, имеющие высокий статус.

  Результаты проведенного эмпирического исследования стали основой для разработки рекомендаций:

1.                  Необходимо изучить систему личных отношений подростков в группе, для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.

2.                  Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, снизить уровень их тревожности, поднять уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

 

40

 



Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков