Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 02:22, курсовая работа
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения ребенка в группе подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмоциональной тревожности подростков и их статусного положения в группе.
Объект исследования: учащиеся 8 «В» класса, средней школы № 120 города Минска, в количестве 30 человек: из них 17 мальчиков, 13 девочек, в возрасте 13 – 14 лет.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
д) половая дифференциация взаимоотношений.
В результате проведенного социометрического исследования в группе детей подросткового возраста мы определили следующие диагностические показатели:
а) Статусное положение в учебной деятельности:
лидеры – 9 человек
предпочитаемые – 4 человек
принебрегаемые – 13 человек.
отверженные – 4 человек.
б). Статусное положение в межличностном общении:
лидеры – 4 человек.
предпочитаемые – 10 человека.
принебрегаемые – 12 человек.
отверженные – 4 человек.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод: большинство детей в этом классе имеют низкое статусное положение, то есть эмоциональный климат группы к этим воспитанникам холодный, отчужденный. Следовательно, в этой группе большинство подростков неблагополучны в системе межличностных взаимоотношений, не удовлетворены в общении, признании сверстниками (приложение 6, 7).
2. 3. Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного
положения в группе подростков
При проведении исследования нами была выдвинута гипотеза: существует ли взаимосвязь между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков. Ее мы приняли как альтернативную (H1). Противоположную этой мы взяли нулевую (H0): не существует взаимосвязи между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков. Для подробного анализа мы применили критерий коэффициента ранговой корреляции Спирмена, а для более достоверной информации критерий x² - Пирсона. Данная информация показала следующие результаты:
1. По критерию ранговой корреляции Спирмена определились следующие взаимосвязи:
между неумением управлять эмоциями и дозировать их, и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем выше эмоциональная тревожность, тем ниже статусное положение в группе;
между доминированием негативных эмоций и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем выше эмоциональная тревожность, тем ниже статусное положение в группе;
между нежеланием сближаться с людьми на эмоциональной основе и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем выше эмоциональная тревожность, тем ниже статусное положение в группе;
между статусным положением в учебной деятельности и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем ниже эмоциональная тревожность, тем выше статусное положение в группе;
между статусным положением в межличностном общении и неадекватным проявлением эмоций, то есть чем выше эмоциональная тревожность, тем ниже статусное положение в группе (приложение 12).
По критерию x² - Пирсона образовались следующие взаимосвязи:
между статусным положением в учебной деятельности и доминированием негативных эмоций, то есть чем ниже уровень эмоциональной тревожности, тем выше статусное положение в группе;
между статусным положением в учебной деятельности и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем ниже уровень эмоциональной тревожности, тем выше статусное положение в группе;
между статусным положением в межличностном общении и неадекватным проявлением эмоций, то есть чем выше уровень эмоциональной тревожности, тем ниже статусное положение в группе;
между неумением управлять эмоциями и дозировать их, и общим уровнем эмоциональной тревожности, то есть чем выше уровень эмоциональной тревожности, тем ниже статусное положение в группе;
между общим уровнем эмоциональной тревожности и доминированием негативных эмоций; негибкостью, невыразительностью эмоций и нежеланием сближаться с людьми на эмоциональной основе, то есть чем выше уровень эмоциональной тревожности, тем ниже статусное положение в группе (приложение 13).
Таким образом, мы видим, что существует взаимосвязь между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков, что свидетельствует о том, что наша гипотеза подтвердилась с вероятностью ошибки p < 0,05, что значит менее 5%, то есть существует взаимосвязь между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков.
Выводы по 2 главе
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Изучение характеристики межличностных отношений в подростковой группе с помощью социометрического метода мы определили, что в этой экспериментальной группе большинство детей имеют неблагоприятный статус (53%), то есть относятся к категориям «отверженные» и «принебрегаемые».
2. Полученные в ходе нашего исследования уровня эмоциональной тревожности в группе подростков результаты показывают, что большому количеству девушек и юношей характерен средний уровень эмоциональной тревожности.
3. Таким образом, мы видим, что существует взаимосвязь между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков, что свидетельствует о том, что наша гипотеза подтвердилась с вероятностью ошибки p < 0,05, что значит менее 5%.
Заключение
В процессе проведенного исследования по проблеме взаимосвязи эмоциональной тревожности и статусного положения в группе гипотеза исследования подтвердилась, так как полученные результаты свидетельствуют о том, что, чем выше уровень тревожности, тем больше процент детей имеет неблагоприятный статус в группе.
Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного подростка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В тоже время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становиться эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как это может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, стремлению к уединению.
В нашем исследовании были достигнуты следующие результаты:
1. На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе детей подросткового возраста, даны представления об уровне эмоциональной тревожности детей данного возраста.
2. После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
в экспериментальной группе большинство детей имеют неблагоприятный статус (53%),что значит, относятся к категориям «отверженные» и «пренебрегаемые». Следовательно, в этой группе большинство подростков неблагополучны в системе межличностных взаимоотношений, не удовлетворены в общении, признании сверстниками;
в данной экспериментальной группе существует несколько взаимосвязей, которые можно определить как «взаимная симпатия» между мальчиками и девочками, а также в группе наблюдаются явления «неразделенной любви»;
мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело;
самооценка детей данной экспериментальной группы находится в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и низкий уровень эмоциональной тревожности;
математическая обработка данных показала, что дети с низким статусным положением имеют более высокую эмоциональную тревожность, чем подростки, имеющие высокий статус.
Результаты проведенного эмпирического исследования стали основой для разработки рекомендаций:
1. Необходимо изучить систему личных отношений подростков в группе, для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
2. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, снизить уровень их тревожности, поднять уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
40
Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков