Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:50, дипломная работа
В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.
Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
1.1. Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
1.2. Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3. Определение и типы конфликта
1.4. Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
1.5. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
У юношей : у 19 преобладает сотруднический стиль, у 6 сопернический, у 15 компромиссный, стиль избегания выражен слабо, у 3 приспособление.
В целом и юноши прибегают в основном к сотрудничеству и компромиссу в конфликтных ситуациях , как и девушки.
2. Результаты исследования по тесту Спилбергера – Ханина по определению ситуативной (СТ) и личностной тревожности(ЛТ). Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Результаты представлены в таблице №3. В этой таблице объединены данные по юношам и девушкам.
Определение уровня тревожности
Табл. №3
№ | Ф.и. Дев. | СТ | ЛТ | Ф.И юноши | СТ | ЛТ |
1 | Г.Е. | 42 | 43 | Р.Я. | 37 | 44 |
2 | П.Ю. | 21 | 40 | Б.В. | 50 | 45 |
3 | Д.Ю. | 43 | 41 | И.Э. | 38 | 47 |
4 | Д.Н. | 49 | 47 | Б.А. | 31 | 28 |
5 | Г.Л. | 37 | 44 | К.И. | 32 | 34 |
6 | М.К. | 32 | 36 | Г.Л. | 55 | 48 |
7 | И.К. | 62 | 46 | Т.Е. | 36 | 31 |
8 | Х.З. | 47 | 45 | Р.М. | 40 | 41 |
9 | Д.Е. | 44 | 45 | П.К. | 32 | 37 |
10 | Р.И. | 33 | 33 | З.С. | 32 | 30 |
11 | Б.К. | 35 | 35 | М.Р. | 35 | 31 |
12 | П.Н. | 34 | 43 | Я.Р. | 24 | 27 |
13 | К.Е. | 28 | 41 | З.А. | 37 | 30 |
14 | Л.И. | 29 | 37 | Г.Д. | 31 | 32 |
15 | Ф.А. | 27 | 35 | С.М. | 35 | 44 |
16 | А.Л. | 29 | 41 | М.К. | 35 | 42 |
17 | П.Е. | 34 | 39 | А.Д. | 29 | 31 |
18 | А.Е. | 60 | 57 | Ф.Ю. | 36 | 38 |
19 | С.Т. | 56 | 56 | Е.А. | 30 | 33 |
20 | П.Ю. | 44 | 45 | К.А. | 57 | 53 |
21 | Д.Ю. | 44 | 39 | А.Р. | 31 | 39 |
22 | Т.В. | 37 | 39 | Б.В. | 49 | 55 |
23 | К.К. | 54 | 56 | С.Н. | 47 | 44 |
24 | П.П. | 62 | 68 | З.Р. | 42 | 42 |
25 | А.Е. | 37 | 36 | П.А. | 39 | 36 |
26 | К.Л. | 51 | 53 | Т.Р. | 53 | 45 |
27 | М.Л. | 44 | 52 | З.И. | 43 | 37 |
28 | К.Г. | 35 | 41 | - | - | - |
Таблица №3 показывает, что в основном у учащихся преобладает умеренный уровень тревожности. С высоким уровнем тревожности 14 человек из 55, у 2 человек низкий уровень тревожности, у 3 учеников уровень СТ ниже уровня ЛТ . Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. У 4 учеников ЛТ выше СТ, из них 3 девушки и один юноша .Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Найдем различия двух выборок (юношей и девушек) по уровню тревожности воспользовавшись t – критерием стьюдента. Критерий t стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y двух выборок X и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине, как в нашем случае. Проверим гипотезу о том, что тревожность у юношей и у девушек приблизительно равна – H0; Тревожность различна – H1.
N1- юноши- 27чел. – x
N2 – девушки- 28 чел.- y; n1 ≠n2
X1(ср.знач СТ трев.)- 38.4 ; Y1 – 41.07
X2(ср.знач ЛТ Трев.) – 38.6 ; Y2 – 44.03
Sd1= √ S 2x1+S 2y1= √∑(x1- x)2 +∑(y1-y)2 . (n1+n2)
Sd2 =√S2x2 + S2y2=√∑(x2- x)2 +∑(y2- y)2 . (n1 +n2)
Sd1 = 2.67 ; Sd2 = 2.05; X1 – Y1 =2.67; X2 – Y2 = 2.96
tэмп.1 = │X1-Y1│ ; t эмп2 = │X2- Y2│
Sd1
tэмп1= 1 ; tэмп2 = 2,65
число степеней свободы k = (n1-1) +(n2-1)= n1+n2-2= 53
для такого числа степеней свободы находим
12,71 для р ≤ 0,05
tкр1. = { 63,66 для р ≤0,01 ——|————|————|—————|———————>
64,60 для р ≤0,001 1 12,71 63,66 64,60
Различия между СТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0.05%. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.
12,71 для р ≤ 0,05
tкр2. = { 63,66 для р ≤0,01 ——|————|————|—————|———————>
64,60 для р ≤0,001 2.65 12,71 63,66 64,60
Различия между ЛТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0,05 %. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.
Для удобства выявления взаимосвязи уровня тревожности и стиля поведения объединим данные по этим двум тестам в одну таблицу.
Табл.№4. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у девушек.
№ | Ф.И. | Сотр. | Сопер. | Компр. | Избег. | Присп | СТ | ЛТ |
1 | Г.Е. | 8 | 2 | 8 | 8 | 4 | 42 | 43 |
2 | П.Ю. | 11 | 5 | 7 | 5 | 2 | 21 | 40 |
3 | Д.Ю. | 8 | 2 | 8 | 7 | 5 | 43 | 41 |
4 | Д.Н. | 4 | 11 | 7 | 4 | 4 | 49 | 47 |
5 | Г.Л. | 9 | 3 | 9 | 6 | 3 | 37 | 44 |
6 | М.К. | 8 | 4 | 11 | 3 | 4 | 32 | 36 |
7 | И.К. | 5 | 10 | 6 | 2 | 7 | 62 | 46 |
8 | Х.З. | 6 | 9 | 4 | 7 | 4 | 47 | 45 |
9 | Д.Е. | 6 | 10 | 7 | 4 | 3 | 44 | 45 |
10 | Р.И. | 8 | 4 | 5 | 8 | 5 | 33 | 33 |
11 | Б.К. | 7 | 1 | 9 | 6 | 7 | 35 | 35 |
12 | П.Н. | 12 | 4 | 6 | 5 | 3 | 34 | 43 |
13 | К.Е. | 8 | 3 | 4 | 5 | 10 | 28 | 41 |
14 | Л.И. | 9 | - | 10 | 4 | 7 | 29 | 37 |
15 | Ф.А. | 7 | 1 | 10 | 7 | 5 | 27 | 35 |
16 | А.Л. | 8 | 3 | 10 | 6 | 3 | 29 | 41 |
17 | П.Е. | 9 | 5 | 12 | 2 | 2 | 34 | 39 |
18 | А.Е. | 6 | 11 | 6 | 6 | 1 | 60 | 57 |
19 | С.Т. | 6 | 12 | 7 | 2 | 3 | 56 | 56 |
20 | П.Ю. | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 | 44 | 45 |
21 | Д.Ю. | 9 | 3 | 8 | 8 | 2 | 44 | 39 |
22 | Т.В. | 8 | 6 | 10 | 1 | 5 | 37 | 39 |
23 | К.К. | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 | 54 | 56 |
24 | П.П. | 3 | 11 | 6 | 9 | 1 | 62 | 68 |
25 | А.Е. | 8 | 5 | 3 | 8 | 6 | 37 | 36 |
26 | К.Л. | 5 | 8 | 4 | 8 | 5 | 51 | 53 |
27 | М.Л. | 6 | 9 | 5 | 7 | 3 | 44 | 52 |
28 | К.Г. | 10 | 2 | 8 | 4 | 6 | 35 | 41 |
Из Таблицы №4 мы видим, что у девушек с умеренным уровнем тревожности сотруднический и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях.
Соотнесем также результаты исследования по юношам в таблицу №5.
Табл.№5. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у юношей.
№ | Ф.И. | Сотр. | Сопер. | Компр. | Избег. | Присп. | СТ | ЛТ |
1 | Р.Я. | 9 | 4 | 8 | 5 | 4 | 37 | 44 |
2 | Б.В. | 8 | 9 | 6 | - | 7 | 50 | 45 |
3 | И.Э. | 8 | 6 | 7 | 4 | 5 | 38 | 47 |
4 | Б.А. | 10 | 6 | 8 | - | 6 | 31 | 28 |
5 | К.И. | 8 | 3 | 9 | 5 | 5 | 2 | 34 |
6 | Г.Л. | 6 | 8 | 6 | 4 | 6 | 55 | 48 |
7 | Т.Е. | 9 | - | 6 | 8 | 7 | 36 | 31 |
8 | Р.М. | 8 | 1 | 9 | 5 | 7 | 40 | 41 |
9 | П.К. | 8 | - | 8 | 6 | 8 | 32 | 37 |
10 | З.С. | 6 | 4 | 10 | 5 | 5 | 32 | 30 |
11 | М.Р. | 10 | 4 | 8 | 7 | 1 | 35 | 31 |
12 | Я.Р. | 9 | - | 8 | 5 | 7 | 24 | 27 |
13 | З.А. | 7 | 5 | 6 | 3 | 9 | 37 | 30 |
14 | Г.Д. | 9 | 7 | 3 | 5 | 6 | 31 | 32 |
15 | С.М. | 8 | 2 | 8 | 6 | 6 | 35 | 44 |
16 | М.К. | 7 | 4 | 9 | 5 | 5 | 35 | 42 |
17 | А.Д. | 12 | 6 | 8 | 2 | 2 | 29 | 31 |
18 | Ф.Ю. | 9 | 6 | 8 | 1 | 6 | 36 | 38 |
19 | Е.А. | 7 | 5 | 8 | 6 | 4 | 30 | 33 |
20 | К.А. | 8 | 10 | 3 | 7 | 2 | 57 | 53 |
21 | А.Р. | 9 | 4 | 4 | 5 | 8 | 31 | 39 |
22 | Б.В. | 5 | 9 | 7 | 8 | 2 | 49 | 55 |
23 | С.Н. | 6 | 10 | 4 | 7 | 3 | 47 | 44 |
24 | З.Р. | 9 | 2 | 9 | 7 | 3 | 42 | 42 |
25 | П.А. | 8 | 5 | 8 | 6 | 3 | 39 | 36 |
26 | Т.Р. | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 | 53 | 45 |
27 | З.И. | 9 | 5 | 7 | 6 | 3 | 43 | 37 |
Таблица №5 показывает, что юноши с высоким уровнем тревожности в конфликте используют сопернический стиль поведения и избегание, а у которых уровень тревожности умеренный и низкий, то используется сотруднический и компромисс.
Сравним юношей и девушек по уровню тревожности и представим результаты в диаграмме №1.
диаграмма №1
Диаграмма №1 показывает, что уровень личностной тревожности у девушек выше, чем у юношей, это означает, что девушки склонны больше переживать по поводу оценки окружающих.
Сравним юношей и девушек по стилям поведения в конфликтных ситуациях и представим результаты в диаграмме №2.
диаграмма №2
Диаграмма №2 показывает, что по стилям поведения девушки болеесклонны к соперничеству, легче идут на компромисс чем юноши, а юноши более склонны к приспособлению. Стиль приспособления означает, что человек действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
3. Результаты исследования по рисуночному тесту «Несуществующее животное».
В большинстве девушки располагали рисунки ближе к верхнему краю, что означает высокую самооценку, уверенность в себе, но недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Из них всего 3 девушки расположили свой рисунок ближе к нижнему краю листа, это обозначает обратную тенденцию: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. У 5 % девушек на рисунке голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.
У 10% на рисунках голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. У остальных на рисунке положение головы "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. У половины девушек хорошо прорисованы уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Всего 2 девушки прорисовали ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. На 80% рисунков рот округлой формы открыт и присутствуют зубы - вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная - огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание, боязливость, тревожность. Открытый рот в сочетании с языком, говорит о речевой активности, болтливости. Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Все девушки прорисовали отчетливо радужку, следовательно, у них присутствуют страхи. Многие девушки нарисовали оперенных животных с прическами - перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. На нескольких рисунках нарисованы когти, шипы и панцирь – защитно-ответная агрессия. На 2 рисунках отсутствуют ноги, это говорит о поверхности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений и импульсивность принятия решений рисующего. У остальной части девушек ноги были нарисованы хорошо - основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию. На всех рисунках ноги хорошо соединены с туловищем – это говорит о характере контроля за своими суждениями, выводами, решениями. У большинства ноги на рисунках однотипны, это говорит о том что рассуждения этих девушек банальны, стандартны. На одном рисунке они разнообразны по форме и направлению, у этой девушки присутствует своеобразие суждений, самостоятельность и творческое начало. На 80% рисунков присутствуют украшающие и функциональные детали, поднимающиеся над уровнем фигуры – крылья, банты, одежда - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.
Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях