Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:50, дипломная работа
В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм и учeником, родителем и учителем. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками старших классов, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях позволяет внести практические рекомендации по их предупреждению.
Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
1.1. Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
1.2. Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3. Определение и типы конфликта
1.4. Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
1.5. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него.) Обратный же характер линий -жирная с нажимом -не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) -резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления "лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кускус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклетамиешиния" и т.п.).
2.3. Анализ результатов исследования.
1. Результаты исследования по тесту К.Томаса по определению стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях у девушек из 11ых классов представлены в таблице №1.
Определение стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях по тесту К.Томаса. Табл. №1.
№ | Ф.И. | Сотр. | Сопер. | Компр. | Избег. | Присп. |
1. | Г.Е. | 8 | 2 | 8 | 8 | 4 |
2. | П.Ю. | 11 | 5 | 7 | 5 | 2 |
3. | Д.Ю. | 8 | 2 | 8 | 7 | 5 |
4. | Д.Н. | 4 | 11 | 7 | 4 | 4 |
5. | Г.Л. | 9 | 3 | 9 | 6 | 3 |
6 | М.К. | 8 | 4 | 11 | 3 | 4 |
7 | И.К. | 5 | 10 | 6 | 2 | 7 |
8 | Х.З. | 6 | 9 | 4 | 7 | 4 |
9 | Д.Е. | 6 | 10 | 7 | 4 | 3 |
10 | Р.И. | 8 | 4 | 5 | 8 | 5 |
11 | Б.К. | 7 | 1 | 9 | 6 | 7 |
12 | П.Н. | 12 | 4 | 6 | 5 | 3 |
13 | К.Е. | 8 | 3 | 4 | 5 | 10 |
14 | Л.И. | 9 | - | 10 | 4 | 7 |
15 | Ф.А. | 7 | 1 | 10 | 7 | 5 |
16 | А.Л. | 8 | 3 | 10 | 6 | 3 |
17 | П.Е. | 9 | 5 | 12 | 2 | 2 |
18 | А.Е. | 6 | 11 | 6 | 6 | 1 |
19 | С.Т. | 6 | 12 | 7 | 2 | 3 |
20 | П.Ю. | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 |
21 | Д.Ю. | 9 | 3 | 8 | 8 | 2 |
22 | Т.В. | 8 | 6 | 10 | 1 | 5 |
23 | К.К. | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 |
24 | П.П. | 3 | 11 | 6 | 9 | 1 |
25 | А.Е. | 8 | 5 | 3 | 8 | 6 |
26 | К.Л. | 5 | 8 | 4 | 8 | 5 |
27 | М.Л. | 6 | 9 | 5 | 7 | 3 |
28 | К.Г. | 10 | 2 | 8 | 4 | 6 |
Из Таблицы №1 видно, что у девушек преобладают различные стили поведения: У 16 преобладает сотруднический стиль поведения. Это означает что большинство девушек, отстаивая собственные интересы, принимают во внимание нужды и желания другой стороны. У 7 преобладает – сопернический стиль, он свойственен сильным личностям не заинтересованным мнением другого и для кого важен исход конфликта в его пользу. У 12 – компромиссный стиль, суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. У 6 стиль избегания. Он реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна, и человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль приспособления ярко выражен только у 1 девушки. Из результатов мы видим, что девушки склонны сотрудничать и находить компромиссы во время конфликта.
Посмотрим насколько конфликтны юноши в таблице №2.
Определение стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях по тесту К.Томаса.
Табл. №2.
№ | Ф.И. | Сотр. | Сопер. | Компр. | Избег. | Присп. |
1 | Р.Я. | 9 | 4 | 8 | 5 | 4 |
2 | Б.В. | 8 | 9 | 6 | - | 7 |
3 | И.Э. | 8 | 6 | 7 | 4 | 5 |
4 | Б.А. | 10 | 6 | 8 | - | 6 |
5 | К.И. | 8 | 3 | 9 | 5 | 5 |
6 | Г.Л. | 6 | 8 | 6 | 4 | 6 |
7 | Т.Е. | 9 | - | 6 | 8 | 7 |
8 | Р.М. | 8 | 1 | 9 | 5 | 7 |
9 | П.К. | 8 | - | 8 | 6 | 8 |
10 | З.С. | 6 | 4 | 10 | 5 | 5 |
11 | М.Р. | 10 | 4 | 8 | 7 | 1 |
12 | Я.Р. | 9 | - | 8 | 5 | 7 |
13 | З.А. | 7 | 5 | 6 | 3 | 9 |
14 | Г.Д. | 9 | 7 | 3 | 5 | 6 |
15 | С.М. | 8 | 2 | 8 | 6 | 6 |
16 | М.К. | 7 | 4 | 9 | 5 | 5 |
17 | А.Д. | 12 | 6 | 8 | 2 | 2 |
18 | Ф.Ю. | 9 | 6 | 8 | 1 | 6 |
19 | Е.А. | 7 | 5 | 8 | 6 | 4 |
20 | К.А. | 8 | 10 | 3 | 7 | 2 |
21 | А.Р. | 9 | 4 | 4 | 5 | 8 |
22 | Б.В. | 5 | 9 | 7 | 8 | 2 |
23 | С.Н. | 6 | 10 | 4 | 7 | 3 |
24 | З.Р. | 9 | 2 | 9 | 7 | 3 |
25 | П.А. | 8 | 5 | 8 | 6 | 3 |
26 | Т.Р. | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 |
27 | З.И. | 9 | 5 | 7 | 6 | 3 |
Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях