Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание

Задача установления уровня интеллекта является одной из главных в психологии с самого момента появления этой науки. Именно интеллектуальные показатели человека позволили охарактеризовать его моральные и психические качества. Установление качественных и количественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………..6
1.1 Понятие интеллекта и его виды…………………………………………….6
1.2 Изучение проблемы агрессивности в психологии……………………….10
1.3 Особенности вербального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте………………………………………………………………………….15
ВЫВОД………………………………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………….20
2.1 Изучение уровня вербального интеллекта у подростков………………..20
2.2 Изучение уровня агрессивности у подростков…………………………...23
2.3 Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………

Работа состоит из  1 файл

Nesteruk_Irina_DP-31_Nabroski_kursavoy.docx

— 76.92 Кб (Скачать документ)

     Взгляды Фрейда  на истоки и природу агрессии  крайне пессимистичны. С его точки зрения, агрессия имеет биологическую (инстинктивную) природу и преодолеть ее невозможно, кроме как частично регулировать социальными нормами, придавая ей более или менее безобидные формы. [22, С. 117].

     С позиции  аналитической психологии К. Юнга, проблема агрессии и агрессивности  представляется как психическая  энергия, которая может проявляться  в форме сексуальности. Или  же можно сказать, что психическая  энергия проявляется агрессией,  имеющей различные формы и  векторы, в том числе и либидиозную. Агрессивность как психическая энергия имеет свои филогенетические и онтогенетические корни, которые проявляются как в личном, так и коллективном бессознательном. Однако, с позиции индивидуальной психологии А. Адлера главный источник поведения агрессии лежит в мощном стремлении к достижению превосходства и совершенства, которое развивается у человека в ответ на свою неприспособленность в природе как биологического существа и неполноценности отдельных своих органов. [21, С. 84].

     Одна из  точек зрения в современной  психологии рассматривает агрессивность  как относительно устойчивую  черту личности. Уровень агрессивности, будучи биологически детерминированным, в человеческой среде подвергается определенным видоизменениям и определяется как степенью социализации, так и этнокультуральными нормами, требованиями, установками.

     Агрессивность  человека проявляется как в  животно–биологической форме на  уровне индивида (убийства) или коллектива (конфликты, войны), так и в социализированной  форме, проявляясь в социально–психологических  и других взаимоотношениях людей  (притеснения, давления, ограничения, угрозы, пренебрежение и т.д.) [38, С. 83].

     В бытовом,  обыденном понимании слово «агрессия»  означает действие, направленное  на нарушение физической и  психической целостности человека (или группы людей), ведущее к  уничтожению; как причинение материального  ущерба. Как видно из такого  понимания, основным содержанием  его является антисоциальный  оттенок. По форме агрессивные  действия могут быть самыми  разными. Это и детские шалости  и игры, это и подростковые  драки и конфликты; сюда же относятся столкновения у взрослых – войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и апартеид. Мотивационно–психологический анализ форм деятельности человека, в том числе и агрессивного, показывает, что они отличны по генезу, но всегда обусловлены той или иной ситуацией, имея с ней сложную мотивационно–причинную связь. Как подчеркивает Хекхаузен Х. проявляя агрессию, человек, как правило, не просто реагирует на какое–либо обстоятельство среды и ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценить намерения других людей и последствия собственных поступков.[41, С. 308].

     В современной  психологии понятие «агрессивность  человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие  фрустрации; инструментальную агрессию  – способ достижения значимой  цели; ситуативную агрессию –  человек, бросившийся защищать  девушку от хулиганов, иногда  вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать  акты физической или вербальной  агрессии, направленной против других  людей. Сфера действия моральной оценки не распространяется на так называемые вне моральные действия. Агрессивность понимается как черта характера, как одна из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми; а также как действие индивидуума, личности.

    З. Фрейд выделял  следующие виды агрессивности:  импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Их цель – осознавать реальные опасности и защищаться от их поползновений. Такая агрессивность направлена на защиту того, что необходимо для выживания или защиту от угрозы жизненно важным интересам. В своем представлении о садизме Фрейд усматривал единую форму деструктивности, для которой вожделенны акты разрушения, принуждения, мучения. [4, С. 65].

     Большинство  авторов, как отмечают Бэрон Р. и Ричардсон Д., признает сегодня следующее определение агрессии: это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивность рассматривается авторами как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка. [6, С. 91].

     Авторы рассматривают  агрессивность как человеческое  проявление, с одной стороны, и  как форму социального поведения,  с другой; и критерий «намерения»  рассматривают как обязательный  для определения агрессии, что  исключает любое случайное действие, сопровождающееся повреждением. С  другой стороны, сюда не подпадают  действия хирургов, травматологов,  стоматологов, педагогов и родителей,  наказывающих детей в дисциплинарных  целях. Их определение термина  агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор  намеренно причиняет ущерб своей  жертве. Агрессия имеет место,  если результатом действий являются  какие–либо негативные последствия.

     Для описания  агрессии Басс предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. Такой подход, подобные «условия» исключают фактически садомазохизм, некоторые формы деструктивного поведения. То же относится и к суициду.

    Бэрон Р. и Ричардсон Д. выделяют следующие виды агрессии: враждебная агрессия, которая имеет целью причинение жертве страданий, и инструментальная агрессия, когда нападение на других не имеет целью причинение вреда. Зилман вместо этих терминов предпочитает говорить об агрессии «обусловленной раздражителем» (действия, направленные на устранение неприятной ситуации) и «обусловленной побуждением» (действия, предпринимаемые с целью достижения различных внешних выгод). Хекхаузен Х. различает реактивную и спонтанную агрессию. Некоторыми авторами агрессивность рассматривается в трех измерениях: агрессивность как нормальная реакция, агрессивность как функциональная реакция и агрессивность как реакция насилия. [25, С. 67].

     Все перечисленные  выше исследователи подчеркивают  ситуационную обусловленность агрессивного  поведения. Соглашаясь с ними, не следует упускать из виду  роль индивидуальных факторов  и особенностей, которые формируют  различия в проявлениях агрессии  в одних и тех же условиях.

     Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия – это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

     Действие, в  результате которого может быть  нанесен ущерб, но которым не  предшествовали злые намерения,  Э. Фромм относит к псевдоагрессии. Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение. В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия. Изучение литературы по проблеме агрессивности человека и животных, приводит к однозначному выводу, что агрессивное поведение является защитной реакцией на любую угрозу жизни – как угрозу самой жизни, так и угрозу потребностям в пище, сексе и т.д. По Ч. Дарвину это филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных, есть не что иное, как приспособительная защитная реакция.

     Таким образом, агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.

     Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

    Агрессия - это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях.

     Одна из  точек зрения в современной  психологии рассматривает агрессивность  как относительно устойчивую  черту личности. Уровень агрессивности,  будучи биологически детерминированным,  в человеческой среде подвергается  определенным видоизменениям и  определяется как степенью социализации, так и этнокультуральными нормами, требованиями, установками. В современной психологии понятие «агрессивность человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию; ситуативную; агрессивность как свойство личности. Агрессивность понимается как черта характера, как одна из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми; а также как действие индивидуума, личности. Для описания агрессии Басс предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Э. Фромм же выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию, оборонительную.

 

 

 

 

1.3. Особенности вербального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте

    В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 6-9 классах средней школы, и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

     Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.[17, C.106].

      Выготский  Л. С. описывает данный возрастной период как особый переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Автор  выделяет  проблему общения, которая занимает центральное положение в подростковом возрасте, происходит  переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом, специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Общение для подростка - это специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения [32, C.238].

   Обухова Л. Ф.  отмечает, что подросток, считая  себя уникальной личностью, в  то же время стремится внешне  ничем не отличаться от сверстников.  Типичной чертой подростковых  групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. В интеллектуальной сфере Автор отмечает следующие качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно рассуждают на нравственные, политические другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников наблюдается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами. К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словестно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательны процессов. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план [34, C.53].

     Центральными  новообразованиями в данном возрастном  периоде, по мнению Абрамовой  Г.С. является чувство взрослости - отношение к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Автор так же отмечает, что активно развивается самосознание, формируется  "Я-концепция"- система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я", происходит формирование самоанализа, заметное развитие волевых качеств, отмечается большая потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл [34, С. 99].

Информация о работе Взаимосвязь уровня вербального интеллекта и агрессивности у подростков