Задачи и основные отрасли психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:42, реферат

Описание

Говоря о задачах психологии, можно сделать вывод о том, что в основном они сводятся к следующим:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
•использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
• быть теоретической основой практики психологической службы.

Содержание

Введение.

Глава I. Развитие современной психологии.

Глава II. Основные отрасли современной психологии.

Глава III. Задачи психологии

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ задачи и основные отрасли психологии..doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

      Содержание 
 

    Введение.

    Глава I. Развитие современной  психологии.

    Глава II. Основные отрасли  современной психологии.

    Глава III. Задачи психологии

    Заключение.

    Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что после выделения психологии в конце XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла быстрая ее дифференциация на направления, школы и прикладные области, число которых в настоящее время огромно. Перечисление их не имеет смысла, поскольку его можно найти в любом учебнике по психологии. Здесь можно лишь обратить внимание на то, что в возникновении и развитии основных психологических течений или направлений нашло отражение закономерное членение психики на перечисленные выше компоненты или фазы психической деятельности. В 20-е гг. XX в. в психологии стихийно сформировались три мощных направления, каждое из которых отличалось от двух других акцентированием внимания на каком-то одном из трех компонентов - мотиве, образе или деятельности, поведении. Эти направления в процессе их развития видоизменялись, дробились, порождая соперничающие друг с другом школы, но и теперь принадлежность той или иной школы к тому или иному направлению характеризуется именно данным акцентом.

    Говоря  о задачах психологии, можно сделать вывод о том, что в основном они сводятся к следующим:

    • научиться понимать сущность психических  явлений и их закономерности;

    • научиться управлять ими;

    •использовать полученные знания с целью повышения  эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

    • быть теоретической основой практики психологической службы. 
 

  1. Развитие  современной психологии.

    Первый  аспект состоит в том, что психология тогда и только тогда станет наукой о человеке, когда она вторгнется в мир и начнет понимать, подчеркиваю, понимать происходящее в этом мире.

    Второй  аспект заключается в том, что  развитие психологии, рождение новой  системы психологических знаний пойдет в перспективе не по отдельным  областям, а по проблемам. В будущем  произойдет сближение общей психологии с детской, педагогической, социальной и исторической психологией. Психология разных направлений и школ XX века жестко распалась на отрасли, стала психологией разных отраслей. Но как только вы приходите в жизнь, например, в жизнь школы, и сталкиваетесь с реальными проблемами, то вам приходится постоянно отсылать обращающихся 'с вопросами людей по несуществующим под рукой кабинетам клинической психологии, социальной психологии, детской психологии, психологии управления, педагогической психологии и т. п. Психология, как бы она ни кичилась прощанием с функционализмом, с «психологией функций» в стиле В. Джеймса, прощанием с психологией «уха, горла, носа» в стиле ранней психофизики и психофизиологии, во-первых, в преподавании и мышлении психологов еще вовсе не избавилась от «психологии отдельных функций», во-вторых, оказалась еще более разорванной «отраслевыми» и «ведомственными» интересами, стала во многом психологией «отраслей».

    Добавим, что психологические знания иначе  пересекутся и в осмыслении истории своего развития, и в современном мире. В истории психологии, как только спадут ограничения описания развития любых наук через призму идеала рациональности, побуждающую мерить зрелость науки по аналогии с классической физикой, начнут ставиться под сомнение многие традиционные периодизации истории психологии. Ведь именно идеал рациональности заставляет нас утверждать, что лишь с появлением экспериментальной психологии начинается подлинная история психологии как науки, а все остальное - лишь предыстории, прелюдии психологии в лоне философии. Стоит нам понять ограничения идеала рациональности при анализе движения истории науки, перед нами откроется история многих психологии. Эти психологии пересекутся с историей культуры, займутся, например, бытовым поведением декабристов как историко-психологической категорией или увидят в различных религиях уникальные психотерапевтические практики по снятию неопределенности. Среди этих многих историй психологии займет свое достойное место и история научной экспериментальной психологии, но вряд ли она будет именоваться даже «первой среди равных». В новой системе психологических знаний в современном мире будет, надеюсь, оценено и эвристическое значение идеи А. Н. Леонтьева об «амодальном образе мира» для принципиально иной систематизации психологических знаний. Ведь точно так же, как «образ мира», нельзя расчленить на сенсорные модальности, науку, занимающуюся «образом мира», нельзя рассыпать на отдельные отрасли. Вот что приоткрывается только при робком прикосновении к аспекту А. Н. Леонтьева о том, что в психологии, осознавшей себя ведущей наукой о человеке, принципиально иначе переплетутся психологические знания, родится иная система психологических знаний.

    Третий  аспект является во многом неожиданным для деятельностного подхода в психологии. Резко, дерзко и явно Алексей Николаевич Леонтьев в своих записках о будущем нашей науки венчает этику и психологию. В беседе с В. Ф. Тендряковым он пишет о губительности для человеческой души последствий «бюрократизации» выполняемых человеком функций - ролей, власти социальных ролей над человеком (подчеркнем, человеком, а не личностью). «Ситуация конвейера уже понята, а эту еще предстоит понять, но она много опаснее с точки зрения сдвига ценностей, который на одном полюсе дает такие явления, как «потребительская психология», а на другом - бунты леваков, хиппи и т. д. И то и другое - обнищание души при обогащении информацией...». Слова А. Н. Леонтьева об обнищании души при обогащении информацией - это убийственная этическая диагностика безликого накопления знаний, по существу, приговор безличным системам образования в двадцатом столетии. В заметке «Психология 2000-го года» А. Н. Леонтьев по-другому подходит к мысли об опасности системы образования как формовки, штамповки человека: «Игровое освоение мира(!). Не убивать детское. Сделанная голова - голова потерянная».

    Как только А. Н. Леонтьев обращается к вопросу  о связи этики и психологии, аксиологии и психологии, он обращает свой взор на вершинные проблемы психологии - проблемы развития личности и на образование, которое должно порождать личность, а не быть фабрикой общества сделанных голов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Основные отрасли  современной психологии. 

    Отрасли современной психологии классифицируются по различным основаниям. Можно привести наиболее распространенные из них.

    1.       Основание для классификации  отраслей психологии — конкретная  деятельность человека 

    Отрасли психологии:

    ― психология труда (инженерная, авиационная, космическая психологии и др.);

    ―   педагогическая (психология обучения и воспитания, психология учителя);

    ―   медицинская (нейропсихология, психофармакология, психотерапия, психопрофилактика и психогигиена);

    ―  военная (психологи человека в экстремальной, боевой ситуации, психология взаимоотношений, психология пропаганды и контрпропаганды);

    ― юридическая (судебная, криминальная, исправительно-трудовая психология, психология убеждения и принуждения и др);

    ― психология спорта (психология подготовки спортсмена, психологическая устойчивость и мобилизационная готовность спортсмена);  

    2.       Основание для классификации  отраслей психологии — развитие.

    Отрасли психологии:

    ― возрастная психология (психология младенца, дошкольника, младшего школьника, подростка, юности, зрелого и старческого возраста);

    ― психология аномального развития (тифлопсихология, сурдопсихология, алигофренопсихология);

    ―     сравнительная психология (зоопсихология, этология);  

    3.       Основание для классификации  отраслей психологии — отношение  человека к обществу

    Отрасли психологии:

    ― психология больших групп (психология наций и народностей, психология массовой коммуникации, психология религии);

    ― психология малых групп (психология совместимости, семейная психология, психология лидера и руководителя);

    ― социальная психология личности (психология самочувствия человека в группе, психология направленности личности, устойчивости, самооценки и др).

    Особенности развития психологического знания зависят  не только от связей психологии с другими  науками. Не в меньшей степени они определяются возрастающими потребностями общественной практики. Как известно, прежде психология была преимущественно теоретиччской (мировоззренческой) дисциплиной, теперь же, сохраняя свою познавательную роль, она все более становится и областью профессиональной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т.д.

    Таким образом, современная психология представляет собой весьма разветвленную систему  научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. Поэтому чаще всего в основу классификации отраслей психологии кладут различные виды человеческой деятельности. На этом основании выделяются следующие отрасли психологии.

    Психология  труда изучает психологические  особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты  научной организации труда и  имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

    Педагогическая  психология имеет предметом изучение психологических закономерностей  обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, а также психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. Связь между психологией и педагогикой существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

    В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

    Не  менее остро потребность в  психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

Информация о работе Задачи и основные отрасли психологии