Задачи и основные отрасли психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:42, реферат

Описание

Говоря о задачах психологии, можно сделать вывод о том, что в основном они сводятся к следующим:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
•использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
• быть теоретической основой практики психологической службы.

Содержание

Введение.

Глава I. Развитие современной психологии.

Глава II. Основные отрасли современной психологии.

Глава III. Задачи психологии

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ задачи и основные отрасли психологии..doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

    Медицинская психология изучает психологические  аспекты деятельности врача и  поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

    Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей.

    Военная психология исследует поведение  человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.

    Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

    В основу классификации ветвей психологии можно положить психологические аспекты развития. В этом случае будет реализован принцип развития. Теперь перед нами выступит следующий ряд отраслей психологии:

возрастная  психология, изучающая онтогенез  различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология; психология аномального развития, или специальнаяяпсихология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология; сравнительная психология - исследует филогенетические формы психической жизни.

    В основу классификации отраслей психологии можно положить психологические  аспекты отношений личности и  общества. В этом случае выделится целый ряд отраслей психологии, объединяемых понятием «социальная психология». Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

    Из  всего сказанного можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Важно отметить, что эта панорама включает задачи разного масштаба - от исследования восприятияячеловеком показаний прибора до изучения массовидных психических явлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и, в частности, в вопросах повседневной жизни людей (снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.). И это естественно, поскольку эти проблемы так или иначе касаются человека, а следовательно, в таком случае нас неизбежно в первую очередь интересует его психика.

    Необходимо  отметить, что особое место среди  прочих отраслей психологии занимает общая психология. Она не является ветвью психологической науки, которую можно поставить в один ряд с другими: это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией. В задачи общей психологии входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

    В итоге получается, что в настоящее  время психологии присущ процесс  дифференциации, который способствует появлению разветвлённости на отдельные отрасли. Они часто достаточно разнообразны, но, тем не менее, всегда сохраняют общий предмет исследования психики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Задачи психологии. 

    Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

    В познании сущности психических явлений  важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге  выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

    Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В  настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

    Исследование  практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств личности, — направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

    Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело  к идее создания разветвленной психологической  службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.  
 
 
 

Заключение.

    И в заключение необходимо отметить, что через развивающее смысловое  вариативное образование проходит дорога от тоталитарной культуры полезности, культуры «сделанных голов», подавляющей проявления индивидуальности человека и начинающей агонизировать в неопределенных критических ситуациях разных исторических катаклизмов, - к культуре достоинства, поддерживающей индивидуальность человека и тем самым обладающей широким резервом нестандартных социальных действий в периоды различных исторических поворотов и драм. Следуя самозавещанию Алексея Николаевича Леонтьева, можно сделать вывод о том, какие последствия и сценарии влекут за собой те или иные решения, особенно когда они строятся без учета психики, в значительной степени определяющей разыгрывающиеся в истории спектакли.

    Можно предположить, что именно неклассическая психология,  имеет неповторимый шанс стать ведущей наукой о человеке XXI века, психологией в век психологии. Тогда записки Алексея Николаевича Леонтьева, обращенные в XXI век, из эскиза станут полноценной картиной реальности, ожидающей нас за гранью второго тысячелетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

    1. Асмолов А. Г. У порога неклассической релятивистской психологии // Сибирский психологический журнал. Выпуск 7. 1998.

    2. Леонтъев А. Н. Психология 2000-го  года // Леонтьев А. Н. Философия  психологии. М., 1994..

    3. Общая психология/ Под редакцией Маклакова. СПб.: Питер,2001 

    4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн.  Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.

    5. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: МГУ, 1975. 

    6. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. 

    7. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989.

    8. Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.  М., 1990.

    9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

    10. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980.

    11. Психология // БСЭ. Т.21.-М.: Советская энциклопедия, 1977.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Задачи и основные отрасли психологии