Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:24, дипломная работа
ЦЕЛЬ-выявить наиболее распространенные «мужские» и «женские» стереотипы относительно: 1) любви; 2) идеальных отношений;
3) счастья; 4) своего и противоположного пола.
ЗАДАЧА: 1) проанализировать доступные результаты исследований гендерных стереотипов; 2) провести самостоятельное исследование методом глубинного интервью и выделить из «речи» респондентов.
Введение…………………………………………………………..……2
Глава. 1. Методологические подходы к исследованию
Гендерных неравенств……………………………………….……...4
Глава. 2.Социологические аспекты гендерных
Стереотипов счастья…………………………………………………19
Глава 3.Социальные алгоритмы поиска счастья.
Результаты исследования...…………………………………………57
Заключение.…………………………………………………………….69
Список использованной литературы…………………………………71
Определение двух половин человечества - мужчина и женщина – и особенностей их взаимодействий только по половому признаку показалось мне не достаточным.Особенно после того,как пришло осознание,что в социологии – науке ,изучающей социальнве изменения,происходящие главным образом по инициативе и во взаимодействии мужчин и женщин, до сих пор не существует таких базовых социологических категорий,как»женщина» и «мужчина».Они оказались своего рода «белым пятном» в современной социологии.
Знаменательно,что социум нашего макромира состоит из двух взаимодействующих половин.Составляя единое социальное полое,они имеют как общее,так и свое специфическое определение категориям «мужчина» и «женщина»,то можно получить следующее, а именно «женщина» и «мужчина» как два разных начала,две разные природы,имеющие различную психологию и неодинаковое социальное сознание,суть диалектическое социальное единство,высшее проявление которого –семь.При этом важно отметить,что те и другие могут различаться интересами,ценностями,
Кстати,через категорию «семья» особенно проявляется социальная нагрузка с представителями и с представительницами разных полов:если в социологии понятие «семья» как социологическая категория присутствует и пользуется признанием,то ее базовые составляющие – мужчины и женщины отсутствуют,фигурируют как некие бесполые обьекты,не институциализированные половины человечества не могут рассматриваться с позиции социологии.Следовательно,
Нам представляется,что социологическое толкование понятия «Мужчина и
Женщина» .Возможно, однако в большей мере как социобиологическое, то есть , с учетом признака пола.
Биологически, обьективно, мужчины женщины неодинаковы-отличается не только особенностями фигуры,лица и тембром голоса, но и анотомическим устройством,в частности,имеют разное количество рганов их устройство и функции.Но самым главым и , возможно предопределяющим многое другое,является рвзличие в строении их мозга(3).Завершенное целое мужчина и женщина являются лишь вместе и это проявляется в деторождении и семье.Однако период с 16 до 55 лет у женщин более сложен и менее привлекателен с точки зрения формирования положения в ,чем у мужчин.У мужчин профессиональное формирование идет непрерывно с нарастающим темпом. У женщин деторождение и воспитание детей нарушает непрерывность и не только тормозит,но и разрушает их профессиональное формирование . Практика показывает,что разрыв в проф. деятельности свыше 3х лет практически невосполним и женщинам как членам общества непреодолим .Она отстает от мужчины необратимо.
Таким образом, женщина образует социальную группу, имеющую характерные признаки – репродуктивную способность и прерыание профессиональной деятерьности. Для этой группы характерна и своя структура ценностей.Главное место в ней занимают дети;социальная роль матери, хранительницы очага, семьи, рода.(19)
Георг В.Ф.Гегель «Основы фiлософii права»:
«Шлюб,як безпосереднi моральнi вiдносини, мiстить,по-перше момент природноi життевостi, а саме як суттевi вiдносини життевiсть в ii цiлiсностi, власне, як дiйснiсть роду iйого процес.Однак, по-друге, в самосвiдомостi вiдбуваеться перетворення в духовну, самосвiдому любов тiльки внутрiшньоi або в собi cущоi i саме цим у своему iснуваннi тiльки зовнiшньоi едностi природних статей.»(20)
По мнению Нэнси Чодороу ( социолога по образованию, одну из самых авторитарных представительниц феминистской перспективы психоанализа ее книга 1978 стала новаторской в области интерпретации психоаналитической теории половых различий):социальное материнство женщин создает у мужчин психологический и идеологический комплекс связанный с низкой оценкой женщин и неравенством полов,т.к. женщины отвечают за уход за ребенком в раннем детстве и, по большей части, за последующую социализацию,т.к деятельность мужчин в целом происходит за пределами дома, тогда как женщины активничают в его пределах,мальчикам трудно достичь стабильной идентификации с мужской половой ролью.Мальчики предаются фантазиям и идиализируют мужскую роль и своих отцов, и общество определяет это как желательное.
С учетом того что мужчины управляют не только основными общественными институтами, но и самим определением и конструированием общества и культуры, они имеют власть и идеологические средства, чтобы навязать эти восприятия как общие нормы и считать себя ответственными друг перед другом за их претворения в жизь.(это не вопос исключиткльно силы, т.к эти нормы определяют доминирование мужчин, они выигрывают,поддерживая их.)Структкра родительства создает идеологические и психологические механизмы,которые воспроизводят у отдельных мужчин ориентацию на мужское доминирование и его структуры,а также внедряют идею мужского превосходства,само опредеоение мужественности.
Сторонники идей Парсонса и теоретики Франкфуртского института социальных исследований показали,использовав психоанализ, как отосительные роли отцов и матерей в современной семье помогают создавать основы для психологического примирения мужчин с капиталистическим государством.Они исследуют то, как семья готовит людей к подчинению власти и участию в мире отчужденного труда,к обобщенной ориентации на достижения.Эти дополняющие друг друга и частично совпадающие исследования указывают черты личности,которые требуются во всех слоях общества;упор делается на отсутствие внутренней автономии и пригодность для манипулирования.Есть и отличия, наблюдаемые в различных слоях общества.Стороники идей Парсонса больше заняты тем,что как семьи среднего класса готовят мальчиков у тому, чтобы они стали государственными чиновниками(«белыми воротничками»), работниками интеллектуального труда,специалистами в области технтки и менеджерами; теоретики из Франкфурта больше обсуждают генезис черт характера представителей рабочего класса.Старонники идей Парсонса исходят из растущего значения матери и ее обусловленной половой принадлежностью связи с мальчиком младенцем.Теоретики Франкфуртской школы делают упор на историчскую сторону, на уменьшение роли отца и его растущую удаленность, недоступность и потерю авторитета в семье.
В американских семьях доказывает Парсонс, где у матерей чаще всего не бывает других первичных обьектов привязанности,развиваются эротические взаимоотншения между сыном и матерью,чем мать может затем манипулировать.Она может любить, вознаграждать или огорчать его в подходящие моменты, с тем чтобы заставить отсрочить удовольствие и сублимировать или подавить эротические потребости таким образом особенности личности и ценностные ориентации женщин и мужчин,переплетенные с половым и семейным разделением труда и идеологией полового неравентва, формируют такое симметричное распределение ролей в структуре и производства и воспроизводства, в которых женщины в первую очередь матери и жены, а мужчины- работники.Эта структура требует и предполагает существование того особого типа отношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и матеью и детьми с другой, которые образуют центр семьи в современном обществе.Изучение того, как выражается половая идентификация личности во взрослой жизни, поможет выявить,как женщины и мужчины создают или хотят создать межличностные связи,которые лежат в основе сформировавшей их семейной стрктуры и воспроизводят ее.
Решая проблему возпроизводства половых различий , психоанализ, как теория гетеросексуального развития исходит из того, что ребенок подсознательно индентифицирует себя с родителем своего пола.Задавшись вопросом, почему женщины хотят быть матерями, Чодороу отвергла концепцию женского материнского поведения как инстинктивного “природного”, врожденного или генетически закрепленного в результате эволюции.Вместе с тем социальные теории материнства также не представляются убедительными.Невозможно говорить о том что женщины, подталкиваемые обществом, сами “входят” в гендерные роли, в том числе материнскую, потому что это означало бы, что гендерные роли могут избираться.К тому времени, когда индивидуум достаточно созрел для какого-либо выбора , не говоря о таком фундаментальном, как выбор социополовых ролей, он уже наделен половым самосознанием.
Как и современные французские феминистки Чодороу считает, что центральным элементом при формировании отдельности и идентичности личности является образ матери.Теория “возпроизводства материнства” описывает каким образом половое разделение труда в соединении с особенностями психического развития в доэдиповом периоде поощряет к материнству девочек и отстраняет от него мальчиков.Как полагает Чодороу, современная нуклеарная семья характеризуется асимметричной структурой родительства с таким разделением труда, при котором женщины “материнствуют”, а мужчины нет.Термин “материнства” употребляется ею менее всего в значении физиологической функции вынашивания, рождения и грудного вскармливания ребенкаи более всего в смысле социальной деятельности по воспроизводству членов сообщества требующих импатии с ребенком.Эта деятельность имеет одной из своих целей такое усвоение новым поколением ценностей и установок сообщества, при котором сама его организация, а также позиция в нем индивидуума будут считаться им “естественными” и не окажутся подвергнуты сомнению.Асимметричная организация родительства (“материнства”) способствует такой динамике идентификации при которой только девочки (но не мальчики) усваивают личностные черты, необходимые для социального материнства: привязанность, включенность в личные отношения, импатию, идентифицируя с материальным они вырастают менее отсраненными, ориентированными на других и на привязанность к ним, потому что роль матери в семье предпологает тесную связь с другими, мальчики же подавляют свои эмоциональные потребности и привязанности.
Идентифицируют себя с отцами, они вырастают эмоционально “твердолобыми”, отстраненными (удаленными) от других, потому что организация семьи такова, что отец значительную чать времени проводит вне дома:он физически удален.Войдя в эдипов период отделение от матери, мальчики начинают подавлять свои эмоциональные потребности и привязанности ; этот болезненный процесс облегчается осознанием необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти.
Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада (очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости) презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать.
Теория Чодороу ориентирована на идентификационную перспективу с ее акцентом на бессознательные психические процессы.Отличия же от традиционного психоанализа в том что она помещает процессы идентификации в контекст полового разделения труда в семье и обществе, то есть используют как психоаналитическую, так и социологическую парадигму.Чодороу устанавливает связь между гендерной идентичностью и структурой семьи, характерную для западно-капиталистического общества, но такая модель семьи не является универсальной, потому, возможно, что эта теория приложима тоько к семьям с традиционным разделением труда.Во всяком случае критики Чодороу ставят уместный вопрос, имеет ли она ввиду только белую семью среднего класса и как в таком случае обстоят дела в других культурах.Чодороу полагает, что исключительно женское материнство имеет своими последствиями, как различия психики мужчины и женщины, так и воспроизводству структуры общества, в которой они обладают неравными статусами.Теория воспроизводства материнства, обьясняя , каким образом “гендерная личность” воссоздается через социальную структуру семьи, логично предпологает, что только ее изменение, то есть “двойное родительство”, приведет к трансформации общества.В нем мужчины, так же как и женщины будут эмоционально открытыми, а женщины так же как и мужчины обретут полную личную автономию.
Эта концептуальная структура и есть то,что феминистки ориентированные ученые - социологи обозначали как «система пол – гендер» Традиционные(не феминистские) культурные концепции рассматривают мужское иженское как категории не только противоположные, но и полностью взаимоисключающие.При помощи этих категорий за всеми человеческими существами закреплено строго определенное место.Такие культурные концепции основывают гендерную.символическую систему,или систему значений внутри каждой культуры.Именно эта система связывает пол с культурным содержанием в соответствии с социальными установками и иерархиями.(1)
Джоан Хубер социолог и антрополог вошла в академическуюдискуссию о социально – половой стратификации с теорией,которая может дать отвкт на многие вопросы,касающиеся производства и распределения экономических ресурсов и регулирования сексуальности.
Все многообразие теорий, обьясняющих различие и неравенство полов, подразделяется на две школы:биогенетическую и биокультурную.Первое обосновывает различие в поведении мужчин и женщин биологическими и генетическими факторами:аргументация сосредотачивается вокруг гармональных различий, размеров тела,силы, большой развитости правого или левого полушария мозга и далее.Одни считают эти различия и соответственно мужское доминирование «исконным»,другие (например,О.Уилсон) сформированными в процессе эволюции, но все равно неизбежными и необходимыми для выживания вида.Вторая школа биокультурная – представлена растущим количеством исторических и антропологических исследований.(21) .
------------------------------
Гендер-не имеет окончательного определения ,его рассматривают как целый комплекс понятий,-что является не недостаток или проблема а, скорее особенность самого понятия.
Гендерные исследования ассиметричны и носят политическую окраску.В англосаксонских странах понятия «феминистские исследования», «гендерные исследования», «исследования по проблемам женщин» часто считаются синонимичными.
Изучая материалы по гендерным исследованиям, я сталкнулась с проблемой гендерного неравенства.По моему мнению,(я против феминизма) как мужчины, так и женщины равны в своих правах защиты: женщины в женских,мужчины в мужских-общих прав человека.Хотя трудно поспорить с тем,что видимость управления миром создают мужчины;но если серьезно задуматься и проанализировать все события происходящие в истории, то окажется, что « один монарх обьявил войну, потому что был пьян от счастья любви или, что очередная победа была вызвана капризом фаворитки…»(5)
«…если феминистка добивается чего-то при помощи громких воплей, кулаков и «когтей», то нормальная женщина получает тоже самое, не прилагая видимых усилий, просто улыбаясь».(6)
Несмотря на то, что наш век-это век, в котором наиболее развернуты горизонты восприятия мира,расширение коммуникации благодаря интернету, люди очень остро чувствуют проблему одиночества..И по моему мнению, о чем действительно следует задуматься современному обществу-это о глобальности и маштабности проблемы: разобщенности людей,мужчин и женщинт,насколько остро стоит проблема одиночества, причиной которой является страх в широком смысле, который выражен также неуверенностью за завтрашний день (т.е. обусловлен экономическим положением в стране)
Информация о работе Женщина и Мужчина в поисках гармонии.Анализ гендерных стереотипов