Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:24, дипломная работа
ЦЕЛЬ-выявить наиболее распространенные «мужские» и «женские» стереотипы относительно: 1) любви; 2) идеальных отношений;
3) счастья; 4) своего и противоположного пола.
ЗАДАЧА: 1) проанализировать доступные результаты исследований гендерных стереотипов; 2) провести самостоятельное исследование методом глубинного интервью и выделить из «речи» респондентов.
Введение…………………………………………………………..……2
Глава. 1. Методологические подходы к исследованию
Гендерных неравенств……………………………………….……...4
Глава. 2.Социологические аспекты гендерных
Стереотипов счастья…………………………………………………19
Глава 3.Социальные алгоритмы поиска счастья.
Результаты исследования...…………………………………………57
Заключение.…………………………………………………………….69
Список использованной литературы…………………………………71
Патриархатная цивилизация, в которой мы прописаны и которая, похоже, уже заходит в тупик (изведение Природы и Жизни на Земле, проблемы экологии), в своих ценностных установках всячески унижала и подавляла Женское и Материнское, давая им побочные роли — и в Духе. Так как вообще без них обойтись невозможно, то интеллектуальная и властная цензура отводила канал Эроса и Природы в служебность Мужскому. Так, «жена да убоится мужа», и женщина — служанка мужчины в исламе.
Так накапливается сложнейший переплет разных форм Эроса, натуральных и искусственных,— в ходе истории цивилизации и в каждой стране. Тут тоже уловим особый аспект и ракурс, что видится как Национальный Эрос.
Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол-гендер и указывают,кем мы должны быть: женщиной или мужчиной,девочкой или мальчиком,выявляя всевозможные стереотипы,как культурные так и социальные.(34)
Культурный стереотип-определенный канон мыслей и восприятия,устойчивое воспроизведение досуговых занятий,форм поведения.(10)
С одной стороны,культурный стереотип помогает индивиду приентироваться в ситуациях закрепившаяся форма предубеждения играет негативную роль,мешает обьективно оценить противоречия,возникающие в ходе развития общественных отношений,неоднозначность поступков люде.(10) Понятие социального стереотипа в социологию введеноамериканским исследователем У.Липпманом в работе «Общественное мнение».(18)
Стереотип от греч.typos- отпечаток.Прочно сложившийся,постоянный образец,стандарт.(11)
Стереотип социальный- стандартизированный.
Исторически социальный стереотип исследовался в основном как стереотип представителя социальной группы,как антропостереотип,а внутри этого обьекта еще более узко-как этнический стереотип,как предрассудок.
Социологический анализ расскрывает более глубокое содержание социального стереотипа. Будучи концентрированным выражением социальной установки(отсюда выдвижение на первый план человека как главного соц.обьекта и основного содержания социального стереотипа.Он выполняет те же функции в жизнедеятельности индивида и социальной общности:регуляции,интеграции и т.п.Роль социального стереотипа в социальном процессе определяется тем,что этот стереотип представляет собой одну из разновидностей превращенной формы общественных отношений,а именно их переонификацию,их «запись» как отношений социальных в виде антропоморфных образов .При таком подходе становятся понятными свойства социального стереотипа,зачастую обьясняемые особенностями индивидуальной психики,напр.,феномен поляризации или «черно-белое» мышление.Функциональное назначение социального стереотипа. состоит в том ,чтобы феноменологтчески поляризовать в противоположных образах стороны социального противоречия,психологически мобилизировать на его разрешение силы участников социального процесса.Социальный стереотип- образ,полярный по знаку оценки ,жестко фиксированный,не допускающий малейшего сомнения в его истинности,побуждающий к строго однозначному действию.Свойства социального стереотипа широко используются в практике средств массовой информации, в искусстве.(12)
Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол-гендер и указывают,кем мы должны быть: женщиной или мужчиной,девочкой или мальчиком,выявляя всевозможные стереотипы,как культурные так и социальные.(34)
Именно гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные.(34)
Соответствующая технология формирования гендерных ролей проявляется в кинематографе.Если сравнить советский кинематограф 50-х годов с сегодняшним,можно ясно увидеть смену построения и оценки образа женщины.Политическая установка общества на привлечение женщин к социальной активности в то время вела к созиданию на экране образов героинь,которые не только строили свою жизнь сами,но и оказывали влияние на общество,т.е.женщин самостоятельных с определенным,всеми принятым ,стереотипом поведения.Героиня сегодняшнего дня (сегодняшний стереотип)-чаще всего красивая игрушка с длинными ногами в качестве положительного образа или дешевая проститутка в качестве образа отрицательного.
Во множестве рекламных роликов мужчина представлен как босс,компетентный специалист,а женщине отводится обслуживающая роль.С экранов смотрят на нас умные,очень важные мужчины и экзальтированные женщины,радостно обнюхивающие колбасы,стиральные порошки,грязные рубашки или с восторгом разглядывающие подарки,начиная с домашней техники и заканчивая ювелирными украшениями,полученные от «настоящих мужчин».Здесь наиболее очевидно проступает технология гендера через кинематорграф.
Рождаясь,люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений ,где женщинам отведена пассивная роль,а мужчинам активная.При этом значимость активного («мужского»)всегда выше пассивного(«женского») в соответствии с иерархией отношений.
Например,в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы.В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков.У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир),где они изучают типы машин,правила дорожного движения,виды профессий.И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями(но не дают навыков),формирующимися у мальчиков в обучающих играх,то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться.Мальчикам дарят книги познавательног характера.а девочкам-детскую кулинарию.И хотя книга по кулинарии носит название детской,она ассоциируется только с девочками и только им предназначена.
необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти.
Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада (очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости) презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать. иерархиями.(1)
Роль мужчины и женщины: от прошлого к настоящему
Роковое противопоставление мужчины как «господина», «главы», «вершителя судеб» женщине как существу второстепенному, создание ребра Адама, в какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного устройства, социального неравенства мужских и женских ролей. Следует заметить, что проблемы одной «половины» всегда прямым или косвенным образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы женщин – суть в равной степени проблемы статуса и осознавания ролей мужчины и женщины в социуме.
В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последнее занимало такое же подчинённое положение , как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют о том времени, когда женщины играла ведущую роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаём из преданий и мифов, сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространён миф о женщине – ведьме, и множестве женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашёл отражение в творчестве ряда крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Ц. Короленко [34]). В Стране Советов господствовал миф о супрерженщине: женщине – матери, работнице и общественной деятельнице одновременно.
Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительные и подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту» [35]. Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни «лишних» дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участия в управлении городом, наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала определённую сумму. В течение всей жизни женщина подчинялась родственникам по мужской линии – сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну.
В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к истории Франции периода абсолютизма. Вот что писал Э. Фукс: «Век господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения женщины, а, напротив, её глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный тому, который господствовал в XVIII веке, мог установиться только при условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии корениться истинное возвышение женщины» [36].
Конечно, роль и положение женщины в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке, хотя подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные предрассудки и мифы.
Свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время? Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению женщины, к её социальной роли и предназначению. Мы живём в просвещённую эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют права голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин во многом остаётся двойственным. Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» стороной его [37]. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют поло ролевые стереотипы, т.е. устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин.
Перечислю некоторые из наиболее распространённых стереотипов: женское предназначение – дом и семья, женщина не может быть хорошим руководителем, занятость женщин на работе оказывает негативное воздействие на её детей, влияет на рост преступности в обществе, женщины не стремятся к успеху, политика не женское дело и т.д. О роли женщины в обществе и её положении можно судить, с одной стороны, по официальной статистике (например, каков процент работающих женщин и женщин – руководителей). Это так называемые объективные данные. С другой стороны, существуют результаты социологических опросов общественного мнения. В статье я попытаюсь на основе эмпирического материала, результатов опросов сравнить мнения различных людей о предназначении женщины в современном мире и понять, изменяются ли наши представления о социальной роли женщины и каков образ современной женщины.
Современные представления о предназначении
Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины- быть матерью, женой вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины- это работа.Теоретическое обьяснение такого разделения мужских и женских ролей можно найти у З.Фрейда и Т.Парсонса.Фрейд выводил жесткое полоролевое разделение из различи физиологических.Он говорил, что «анатомия –это судьба».Парсонс, представитель функционализма,считал, что мужчина выполняет роль добытчика,т.е. инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага-экспрессивную.Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса, существует едисвенный способ- иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь.Главный статус для женщины-быть женой своего мужа,матерью детей,домохозяйкой.Такое разделение ролей между мужчиной иженщиной, сточки зрения Парсоноса, будет способствовать стабильности в обществе.Впоследствии функционализм Парсонса подвергался критике: «Функционалист пасует перед изменениями в общественной жизни, ибо,по определению, его предметом является статичное общество» (38)
В этом и следующем раделах будут представлены данные социологических исследований, в том числе и результаты опроса томичей весной 1995 года с целью, насколько это возможно, сравнить данные исследование с моими .
Исследования проводились методом стандартизированного интервью, участниками которого стали 1008 человек от 16 до 65 лет.В целом выборка строилась по квотному принципу,класифицирующему население по основным социально-демографическим показателям: пол,возраст, род деятельности,должностная позиция.Так,среди опрошенных женщин почти в 2 раза больше, чем среди мужчин, не согласных с естественным»,традиционным взглядом на предназначение женщины.Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не дрлжна работать, а ее предназначение- семья, муж, дети».
Информация о работе Женщина и Мужчина в поисках гармонии.Анализ гендерных стереотипов