7 уровней организации живой материи, какие из них подпадают под компетенцию эколологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:24, контрольная работа

Описание

Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др. Клетки многоклеточных организмов образуют ткани - системы сходных по строению и функциям клеток и связанных с ними межклеточных веществ. Ткани интегрируются в более крупные функциональные единицы, называемые органами. Внутренние органы характерны для животных; здесь они входят в состав систем органов (дыхательной, нервной и пр).

Содержание

Назовите 7 уровней организации живой материи, какие из них подпадают под компетенцию экологии?...............................................
Биологический потенциал вида. Изменение численности популяции в зависимости от соотношения биотического потенциала и сопротивления среды……………………………………………………………………………..
Опустынивание , эрозия и засоление почв как результат хозяственной деятельности людей…………………………………………………………………………….…
Сформулировать определение экологической системы и начертить схему структуры биогеоценоза. Привести примеры природных экологических систем……………………………………………………
Привести график, характеризующий воздействие экологического фактора на организм; пояснить концентрации (ПДК) вредного вещества в среде. ПДК=Слим/n, где n>1, Слим≡Спор –лимитирующая или пороговая концентрация………………………………………………..
Изобразите и обсудите модель биотического (биологического) круговорота веществ-биогенов с участием продуцентов, консументов, редуцентов. Поясните названия организмов и их роль в круговороте.

Список литературы……………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по экологии.docx

— 129.27 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации 

Санкт- Петербургский государственный 

Инженерно- экономический университет 

Кафедра современного естествознания и экологии 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Экология» 

Вариант №9

Выполнила студентка_____Кузнецова Юлия Сергеевна_______________

Форма обучения________заочная_______________________________

Срок  обучения___3г. 10 мес.____________________________________

Курс ___________1___________________________________________

Факультет____Прикладная информатика в экономике и  управлении___

Специальность________080801__________________________________

Группа______8/301__

Зачетная  книжка №__ 83339/10__ 
 
 
 
 
 

Санкт- Петербург

2011

                                           Содержание

  1. Назовите  7 уровней организации живой материи, какие из них подпадают под компетенцию экологии?...............................................
  2. Биологический потенциал вида. Изменение численности популяции в зависимости от соотношения биотического потенциала и сопротивления среды……………………………………………………………………………..
  3. Опустынивание , эрозия и засоление почв как результат хозяственной деятельности людей…………………………………………………………………………….…
  4. Сформулировать определение экологической системы и начертить схему структуры биогеоценоза. Привести примеры природных экологических систем……………………………………………………
  5. Привести график, характеризующий воздействие экологического фактора на организм; пояснить  концентрации (ПДК) вредного вещества в среде. ПДК=Слим/n, где n>1, Слим≡Спор –лимитирующая или пороговая концентрация………………………………………………..
  6. Изобразите и обсудите модель биотического (биологического) круговорота веществ-биогенов с участием продуцентов, консументов, редуцентов. Поясните названия организмов и их роль в круговороте.

         Список литературы……………………………………………………... 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       1. Назовите 7 уровней организации живой материи, какие из них подпадают под компетенцию экологии?

           Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др. [2]  Клетки многоклеточных организмов образуют ткани - системы сходных по строению и функциям клеток и связанных с ними межклеточных веществ. Ткани интегрируются в более крупные функциональные единицы, называемые органами. Внутренние органы характерны для животных; здесь они входят в состав систем органов (дыхательной, нервной и пр). Например, система органов пищеварения: полость рта, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка, толстая кишка, заднепроходное отверстие. Подобная специализация, с одной стороны, улучшает работу организма в целом, а с другой - требует повышения степени координации и интеграции различных тканей и органов.

           Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии. Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии - от момента зарождения до прекращения существования - как живая система. Возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций. [6]

           Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция – надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования. Биогеоценоз - совокупность организмов разных видов и различной сложности организации с факторами среды их обитания. В процессе совместного исторического развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.

            Биосфера - совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов. [4]

                          Таблица 1 Уровни организации живой материи

Молекулярный Начальный уровень  организации живого. Предмет исследования - молекулы нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов и других биологических  молекул, т.е. молекул, находящихся в  клетке. Любая живая система, как  бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности  организма: обмен веществ и превращение  энергии, передача наследственной информации и др.
Клеточный Изучение клеток, выступающих в роли самостоятельных  организмов (бактерии, простейшие и  некоторые другие организмы) и клеток, составляющих многоклеточные организмы.
Тканевый Клетки, имеющие  общее происхождение и выполняющие сходные функции, образуют ткани. Выделяют несколько типов животных и растительных тканей, обладающих различными свойствами.
Органный У организмов, начиная  с кишечнополостных, формируются  органы (системы органов), часто из тканей различных типов.
Организменный Этот уровень  представлен одноклеточными и многоклеточными  организмами.
Популяционно-видовой Организмы одного и того же вида, совместно обитающие  в определенных ареалах, составляют популяцию. Сейчас на Земле насчитывают  около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн. видов животных.
Биогеоценотический Представлен совокупностью  организмов разных видов, в той или  иной степени зависящих друг от друга.
Биосферный Высшая форма  организации живого. Включает все  биогеоценозы, связанные общим обменом  веществ и превращением энергии.
 

           Каждый из этих уровней довольно специфичен, имеет свои закономерности, свои методы исследования. Даже можно выделить науки, ведущие свои исследования на определенном уровне организации живого. Например, на молекулярном уровне живое изучают такие науки как молекулярная биология, биоорганическая химия, биологическая термодинамика, молекулярная генетика и т.д. Хотя уровни организации живого и выделяются, но они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы. [8]

           2.Биологический потенциал вида. Изменение численности популяции в зависимости от соотношения биотического потенциала и сопротивления среды

             Часто используемое в экологической литературе выражение «природное равновесие» означает состояние сбалансированности (динамического равновесия), характерное для большинства популяций в сообществе; было бы совершенно неправильно понимать в этом случае равновесие как статическое состояние. Изучение колебаний численности животных – важнейшая область экологии, оказывающая влияние на такие казалось бы далекие сферы науки и деятельности, как генетика, сельское хозяйство и медицина. [7] Сезонные и циклические (охватывающие, как правило, несколько лет) колебания численности уже давно интересовали натуралистов, которые пытались установить корреляции между наблюдаемыми популяционными процессами и различными климатическими факторами. В практическом отношении данная проблема очень важна: от ее решения зависят прогнозы массового размножения вредных насекомых или вспышек эпидемий. Совершенно независимо специалисты, изучающие механизмы естественного отбора, стали интересоваться математическим описанием распространения в популяции новых генетических вариантов организмов. Чтобы провести соответствующие расчеты, необходимо было иметь данные о действительной плотности популяций и о том, насколько быстро она изменяется. Скорость, с которой идет распространение нового генетического варианта, очевидно, будет разной в зависимости от того, возрастает, сокращается или остается стабильной численность популяции в данный период. Генетики обнаружили, что распространение генов в популяции может носить характер правильных циклических колебаний. В целом изучение динамики численности животных чрезвычайно важно для решения самых разных биологических проблем. Динамика популяций растений изучена в меньшей степени, может быть, в связи с относительной стабильностью их распространения. [1]   При изучении динамики популяций широко используется такое важное понятие, как «биотический потенциал», т.е. характерная для данного вида скорость размножения (на величину которой влияют соотношение полов, количество потомков на одну самку, а также число поколений в единицу времени). Биотический потенциал многих организмов, прежде всего наиболее мелких, огромен, и если бы ничто не сдерживало рост их популяций, то они чрезвычайно быстро заселили бы собой всю Землю. Численность любой существующей популяции может быть представлена как отношение биотического потенциала к сопротивлению среды, т.е. к сумме всех факторов, тормозящих рост численности данного вида. Поскольку реальные популяции растений и животных более или менее стабильны во времени, сопротивление среды по отношению к видам с высоким биотическим потенциалом должно быть достаточно сильным.

              При благоприятных условиях в популяциях наблюдается рост численности и может быть столь стремительным, что приводит к популяционному взрыву. Совокупность всех факторов способствующих росту численности называется биотическим потенциалом. Он достаточно высок для разных видов, но вероятность достижения популяцией предела численности в естественных условиях низка, т.к. этому противостоят лимитирующие (ограничивающие) факторы. Совокупность факторов, лимитирующих рост численности популяции, называют сопротивлением среды. Состояние равновесия между биотическим потенциалом вида и сопротивлением среды (рис. 1), поддерживающее постоянство численности популяции получило название гомеостаза или динамического равновесия.

При нарушении  его происходят колебания численности  популяции, т. е. изменения ее. [5]

    3. Опустынивание, эрозия и засоление почв как результат хозяйственной деятельности людей.

             Обезлесивание не единственная причина эрозии почвы. К широкомасштабным ее потерям ведет нерациональное использование полей и пастбищ. Особенно чувствительны в этом плане холмистые ландшафты с крутыми, регулярно распахиваемыми склонами в областях с обильными дождями и давно сведенными лесами. Основные меры по защите почв в таких ситуациях[2]: террасирование, традиционно применяющееся, например, в Юго-Восточной Азии и доказавшее свою высокую эффективность; контурная (т. е. ведущаяся «поперек» склона) вспашка; обваловка полей для удержания на них поверхностного стока.  Хотя эти и другие меры давно известны, ежегодно в результате эрозии утрачивается до 5 млн. га пахотных земель. Перевыпас на пастбищах ведет к изреживанию растительного покрова, закрепляющего грунт. В этом случае дождевая вода свободно течет по его поверхности, вызывая плоскостную эрозию, смывающую верхний плодородный горизонт почвы. Если же водные потоки концентрируются на ограниченных участках, то там образуются глубокие овраги. Ежегодно таким образом теряется 7 млн. га пастбищ, причем значительная часть забрасываемых земель практически превращается в пустыню. Опустынивание может происходить и естественным путем, например когда в засушливых областях несколько лет подряд выпадает меньше, чем обычно, дождей. Однако сейчас этот процесс ускоряется человеком и понимается более широко. Речь идет не о формировании типичной пустынной экосистемы, а о деградации плодородных земель, ведущей к полной потере их сельскохозяйственной ценности. Причины этого обычно следующие[3]: перевыпас; выпахивание; обезлесивание; неправильное орошение.

Информация о работе 7 уровней организации живой материи, какие из них подпадают под компетенцию эколологии