Человек-Общество-Экология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание

С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой.
Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, рыб, птиц

Содержание

Содержание
Введение……………………………………...……………………………...……3
Человек-Общество-Экология
1. Человек и общество как субъекты общественно-экологического взаимодействия……………………………………………………………………5
2. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия………………………………………………………………..…10
3. Общественное и экологическое взаимодействие…………………………...17
Заключение…………………………………………………………..………….21
Список литературы………………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

30 ЭКОЛОГИЯ.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………...……………………………...……3

Человек-Общество-Экология

1. Человек и общество как субъекты общественно-экологического взаимодействия……………………………………………………………………5

2. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия………………………………………………………………..…10

3. Общественное и экологическое взаимодействие…………………………...17

Заключение…………………………………………………………..………….21

Список  литературы………………………………………………………...….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   С первых шагов  своего развития человек неразрывно связан с природой.

   Он всегда находился  в тесной зависимости от растительного  и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться  с особенностями распределения  и образа жизни зверей, рыб, птиц.

   Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний.  Повсеместно растёт понимание того, что человечество разрушает окружающую среду и подрывает собственное будущее. Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Что же такое экология? В последнее время слово экология стало очень популярным, наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. 

   Термин экология образован от двух греческих слов (экос-дом, жилище, родина, и логос- наука), означающих дословно «наука о местообитании». В более общем смысле экология- это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами). Сейчас человечество находится на грани всемирной экологической катастрофы, для предотвращения которой практически ничего не предпринимается. Многие экологические проблемы сегодня приобрели международный характер и для их решения необходимы совместные усилия разных стран. Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей. Динамика экологических проблем в РФ и за рубежом такова: европейской части РФ  в результате перемещения воздушных масс из западной Европы вредных веществ выпадает в 10 раз больше, чем выносится туда из России. Спад производства, падение технологической дисциплины, нехватка бюджетных средств для проведения природоохранных мероприятий крайне негативно сказываются на экологической обстановке в РФ. Российская Федерация относится к странам с наихудшей экологической ситуацией. Состояние окружающей среды в России крайне неблагополучно, а в некоторых районах даже приобрело характер экологического бедствия.   

   Планета земля как целое, включая воду, воздух, землю, недра, а также биологические объекты, не исключая и человека, является целостной системой. Экологические проблемы есть результат взаимодействия нашей цивилизации и окружающей среды в эпоху промышленного развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Человек-Общество-Экология

1. Человек и общество как субъекты общественно-экологического взаимодействия

   Человек как объект познания рассматривается современными научными дисциплинами с различных точек зрения, а потому предстает подчас в однобоком виде. Однако сегодня в науке появились отрасли, ориентированные на преодоление фрагментарности видения человека. В этом качестве помимо других метанаук выступают современные экология человека и социальная экология, имеющие своим предметом изучение человека (общества) как центрального объекта в основе большой, многоуровневой системы, называемой средой.

   Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциальное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию.

   Выйдя из животного царства, Человек и поныне остается одним из его членов.

   Согласно сложившимся в науке представлениям современный человек произошел от обезьяноподобного предка - дриопитека, представителя ветви гоминид, отделившихся примерно 20-25 млн лет назад от высших узконосых обезьян. Причиной отхода предков человека от генеральной линии эволюции, предопределивших невиданный скачок в совершенствовании его физической организации и расширении возможностей функционирования, стали изменения условий существования, произошедшие вследствие развития естественных природных процессов. Общее похолодание, вызвавшее сокращение ареалов лесов - естественных экологических ниш, населяемых предками человека, поставили его перед необходимостью приспособиться к новым, крайне неблагоприятным обстоятельствам жизни. Одной из особенностей специфической стратегии приспособления человеческих предков к новым условиям было то, что они «сделали ставку» преимущественно на механизмы поведенческой, а не морфофизиологической адаптации. Это дало возможность более гибко реагировать на текущие изменения во внешней среде и тем самым успешнее адаптироваться к ним. Важнейшим фактором, обусловившим выживание и последующее прогрессивное развитие человека, стала его способность создавать жизнеспособные, предельно функциональные социальные общности. Постепенно, по мере освоения человеком умений создания и использования орудий, создания им развитой материальной культуры, и, что самое главное, развития интеллекта, он фактически перешел от пассивного приспособления к условиям существования к активному и сознательному их преобразованию.

Таким образом, происхождение и эволюция человека не только зависели от эволюции живой природы, но и в значительной степени предопределили серьезные экологические изменения на Земле.

   В соответствии с предложенным Л.В.Максимовой подходом к анализу сущности и содержания базовых категорий экологии человека понятие «человек» может быть раскрыто посредством составления иерархической типологии его ипостасей, а также свойств человека, оказывающих влияние на характер его отношений со средой и на последствия для него этого взаимодействия.

   Первыми, кто обратил внимание на многоаспектность и иерархичность понятия «человек» в системе «человек-среда», были А.Д.Лебедев, В.С.Преображенский и Е.Л.Райх. Они выявили различия систем этого понятия, выделенных по биологическому (индивид, половозрастная группа, население, конституциональные типы, расы) и социально-экономическому (личность, семья, группа населения, человечество) признакам. Ими также было показано, что каждому уровню рассмотрения (индивид, популяция, общество и т.д.) соответствуют своя среда и свои способы адаптации к ней.

   С течением времени представления об иерархической структуре понятия «человек» усложнялись. Так, модель-матрица Н. Ф. Реймерса насчитывает уже шесть рядов иерархической организации и более 40 терминов.

   Данная модель-матрица подчеркивает сложность человека и многообразие человеческих общностей. Даже на уровне отдельного человека, индивида в каждой из подсистем приходится иметь дело с неисчислимым разнообразием черт, признаков, свойств, ибо двух генетически идентичных людей не бывает. Также, очевидно, нет одинаковых личностей и т.д. и т.п. Это справедливо и в отношении объединений людей, многообразие которых увеличивается с ростом иерархического уровня, вплоть до уникального - человечества, представленного бесконечным разнообразием людей и человеческих общностей.

   Важнейшими характеристиками человека в антропоэкологических и социально-экологических исследованиях выступают его свойства, среди которых Л.В.Максимова выделяет наличие потребностей и способности к адаптации, которая осуществляется через освоенные механизмы адаптации и завершается адаптированностью как результатом адаптации.

   Одну из первых позиций в этом ряду свойств занимают потребности, рассматриваемые как нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности и развития человека. Отражая его зависимость от условий окружающей среды, они в то же время выступают как источник активности человека в его отношениях со средой, регулятор его поведения, направления мышления, чувств и воли.

   В зависимости от конкретных задач изучения потребности могут быть классифицированы по различным основаниям, например, по субъекту потребностей, по их функциональности и др. Потребности человека образуют своеобразную иерархию, в основании которой находятся биологические потребности, свойственные и человеку и животным, а последующие уровни представлены присущими исключительно человеку социальными и духовными потребностями. Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со средой выступает адаптивность, определяемая Л. В. Максимовой как способность к активному приспособлению к окружающей среде и ее изменениям. Адаптивность человека проявляется в присущих ему адаптивных способностях и адаптивных признаках. Своим образованием она обязана таким человеческим качествам, как изменчивость и наследственность.

   Понятие механизмы адаптации отражает представления о способах приспособления человека и общества к изменениям, происходящим в окружающей среде. Все множество таких механизмов может быть условно подразделено на две большие группы: биологических и внебиологических механизмов. К первой согласно Л.В.Максимовой уверенно можно отнести механизмы морфологической, физиологической, иммунологической, генетической и поведенческой адаптации, ко второй - социальное поведение и механизмы культурной адаптации. Менее определенное, промежуточное по отношению к двум названным группам место занимают механизмы репродуктивного поведения и психологической адаптации, объединяющие в себе черты как биологических, так и внебиологических механизмов адаптации.

   Наиболее изученными на современном этапе являются биологические механизмы адаптации. Анализ различных форм биологической адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям послужил основой разработки концепции адаптивных типов человека. В. П.Алексеев определяет адаптивный тип как своеобразный морфофизиологический комплекс приспособительных реакций, формирующийся в процессе адаптации к условиям жизни у популяций, проживающих в сходных или тождественных условиях существования. Выделяют пять основных адаптивных типов: арктический, умеренной зоны, континентальный, экваториальный, высокогорный. В работах Т.И.Алексеевой и ряда других авторов некоторые из перечисленных типов получили достаточно полную характеристику.

   Хуже обстоит дело с изучением внебиологических механизмов адаптации. Большинство исследователей подчеркивают ведущую роль внебиологических механизмов в адаптации человека к окружающей его среде, однако ее социальные стороны и механизмы изучены явно недостаточно. Как отмечает Л. В. Максимова, до последнего времени мало уделялось внимания культурным аспектам адаптации, охватывающим сферу духовной жизни, быта и т.д.

   Понятие степень адаптированности отражает меру приспособленности человека к конкретным условиям существования, а также наличие (отсутствие) свойств, приобретаемых человеком в результате процесса его адаптации к изменениям условий среды. В качестве показателей степени адаптированности человека к конкретным условиям существования в исследованиях по экологии человека и социальной экологии используют такие характеристики, как социально-трудовой потенциал и здоровье.

   Понятие социально-трудовой потенциал человека было предложено В. П. Казначеевым в качестве своеобразного, выражающего совершенствование качества народонаселения, интегрального показателя организации общества. Сам автор определил его как «способ организации жизнедеятельности популяции, при котором осуществление различных естественно-природных и социальных мер, по организации жизнедеятельности популяций создает оптимальные условия для социально полезной общественно-трудовой деятельности индивидов и групп населения».

   В качестве другого критерия адаптации в экологии человека широко используется понятие здоровье. Причем здоровье, с одной стороны, понимают как интегральную характеристику организма человека, определенным образом влияющую на процесс и исход взаимодействия человека со средой, на адаптацию к ней, а с другой - как реакцию человека на процесс его взаимодействия со средой, как результат его приспособления к условиям существования.

   Для выражения состояний здоровья человека как показателя меры его приспособленности к среде и характера процесса адаптации используются понятия «норма», «стресс», «болезнь», «смерть».

   Понятие нормы используется для характеристики состояния организма, при котором поддержание гомеостаза (динамического равновесия внутренней среды) полностью обеспечивается имеющимися резервами и восстановительными процессами.

   Под стрессом в общем случае понимают неспецифическую (общую) приспособительную реакцию (общая активизация обменных процессов, усиление потоотделения, повышение температуры тела и др.) организма на любое оказываемое на него извне сильное воздействие, приводящее к нарушению динамического равновесия внутренней среды организма. Принято выделять множество разновидностей стрессов - тепловой, световой, хирургический, нервно-психологический и др. Отличают положительные и отрицательные формы стресса. Первые (экстресс, эвстресс) мобилизуют организм, стимулируя развитие приспособительных механизмов; вторые (дистресс), напротив, ведут к его ослаблению и развитию болезней.

Информация о работе Человек-Общество-Экология