Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:42, контрольная работа
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой.
Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, рыб, птиц
Содержание
Введение……………………………………...……………………………...……3
Человек-Общество-Экология
1. Человек и общество как субъекты общественно-экологического взаимодействия……………………………………………………………………5
2. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия………………………………………………………………..…10
3. Общественное и экологическое взаимодействие…………………………...17
Заключение…………………………………………………………..………….21
Список литературы………………………………………………………...….
Вторым аспектом исследования взаимоотношений человека и среды является изучение проблемы адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям.
Первоначально появившись в рамках физиологии, термин «адаптация» скоро проник в другие области знания и стал применяться для описания широкого круга явлений и процессов в естественных, технических и гуманитарных науках, положив начало формированию обширной группы понятий и терминов, отражающих различные стороны и свойства процессов приспособления человека к условиям окружающей его среды и его результат.
Термин «адаптация человека» используется не только для обозначения процесса приспособления, но и также для осмысления свойства, приобретаемого человеком в результате этого процесса, -приспособленности к условиям существования. В этом случае более уместно говорить об адаптированности.
Однако даже при условии однозначного толкования понятия адаптации ощущается его недостаточность для описания обозначаемого им процесса. Это находит отражение в появлении таких уточняющих понятий, как дезадаптация и реадаптация, характеризующих направленность процесса (дезадаптация - постепенная утрата адаптивных свойств и, как следствие, снижение приспособленности; реадаптация - обратный процесс), и термина дезадаптация (расстройство приспособления организма к изменяющимся условиям существования), отражающего характер (качество) этого процесса. Говоря о разновидностях адаптации, выделяют адаптацию генетическую, генотипическую, фенотипическую, климатическую, социальную и др. Так, адаптация генотипическая - это генетически детерминированный процесс, развивающийся в ходе эволюционного развития, а адаптация фенотипическая - процесс, развивающийся в ходе индивидуальной жизни, выделяющийся по механизмам осуществления и длительности существования. Климатическая адаптация - это процесс приспособления человека к климатическим условиям среды. Его синонимом выступает термин акклиматизация.
Способы адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования обозначаются в антропоэкологической и социально-экологической литературе как адаптивные стратегии. Различные представители растительного и животного царства (в том числе и человек) наиболее часто используют пассивную стратегию приспособления к изменениям условий существования. Речь идет о реакции на воздействия адаптивных факторов среды, заключающейся в морфофизиологических преобразованиях в организме, направленных на сохранение постоянства его внутренней среды.
Одним из ключевых отличий человека от других представителей животного царства является то, что он значительно чаще и успешнее применяет разнообразные активные приспособительные стратегии, такие, например, как стратегии избегания и провоцирования действия тех или иных адаптивных факторов. Однако наиболее развитой формой активной адаптивной стратегии является характерный для людей хозяйственно-культурный тип приспособления к условиям существования, в основе которого лежит осуществляемая ими предметно-преобразующая деятельность.
Таким образом, понятие адаптация человека
выступает одним из фундаментальных понятий
современной социальной экологии, отражая
процесс связи человека с окружающей средой
и ее изменениями.
Заключение
Выше шла речь об экологии в свете проблемы взаимоотношения общества и природы. Однако сегодня уже говорят об экологии культуры, духа, языка и т.д. Мы рассмотрели проблему экологии самого человека. Экология человека, являясь составной частью общей экологии, определяется, прежде всего негативным воздействием на людей ими же изменяемой окружающей среды обитания.
Человек — дитя Земли, продукт природы, результат развития биосферы. Но при переходе от биосферы к ноосфере он может не только улучшить условия своего существования, но и ухудшить их. В настоящее время чаще наблюдается как раз вторая тенденция, выражающаяся в том, что окружающая среда обитания человека неуклонно деградирует.
Физическое и психическое здоровье человека испытывает мощное отрицательное воздействие со стороны все более загрязняющейся окружающей среды.
Именно с этим фактором связано возникновение экологической проблемы, сущность которой состоит в необходимости срочной защиты окружающей среды от вредного воздействия homo sapiens.
Таким образом, экологическая проблема выдвигается на первый план прежде всего в связи с угрозой физическому и психическому развитию и даже выживанию. Отрицательное влияние окружающей среды на человека в настоящее время настолько велико, что все больше и больше разрушает его генотип и наносит ущерб национальному генофонду.
Говоря о влиянии окружающей среды на здоровье человека, следует иметь в виду, что экологической проблемы в чистом виде не существует. Она всегда прямо или косвенно связана с политикой, экономикой, новыми технологиями, наконец, с общей культурой человека и общества, с уровнем зрелости экологического сознания. И если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельности не будет сформировано ответственное экологическое мышление, то ни о каком решении экологической проблемы не может быть и речи.
Для того чтобы справиться со всеми названными проблемами и сохранить здоровье человека и природу, необходимы в первую очередь ответственная экологическая политика и практика государственных и общественных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций.
В связи с этим перед обществом встает еще одна важнейшая задача — формирование экологического сознания населения. Она включает целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание, экологические этика, психология, правосознание.
Важное значение в формировании экологического сознания принадлежит утверждению экологической этики. Основной ее принцип был замечательно сформулирован еще Л.Н. Толстым: «Не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным». От себя добавим: не только людям и животным, но и всей природе.
В экологическое сознание следует, безусловно,
включить и экологическое правосознание,
предполагающее осознание всеми гражданами
юридической ответственности за нанесение
вреда природе и юридическую защиту последней.
И это, конечно, должно постоянно подтверждаться
действенными юридическими мерами.
Список литературы
1. Хотунцев Ю. Л. «Человек, экология, окружающая среда». М.2010
2. «Экология, здоровье и природопользование в России» /Под.ред. Протасова В.Ф. - М. 2008
3. Негробов О.П. Основы экологии и природопользования. - Воронеж, 2009
4. Общая экология. (Учебное пособие) Маглыш С.С. 2010
5. Разумихин Н.В. Природные ресурсы и их охрана. - Л., 2010
6. Одум Ю.А. Общая экология. – М. 2010
7. Денисов В.В., Гутенев В.В. Экология. –М.: Вуз.кн.2009
8. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: 2009
9. Розанов С. Общая экология. – М, 2009.
10. Природа и человек. №8 изд.: Наука Москва 2010г
11. Глобальная экологическая проблема. М.:2010
12. Мелешкин М. Т., Зайцев А.П., Маринов X. Экология и окружающая среда: взаимодействие и управление. - М.: Экономика, 2010
13. Основы экологии: Учеб. пособие. - Донецк: ДонГАУ, 2009. - с.
14. Шамилева И.А. Экология. – М, 2008
15. Ю.
В. Новиков. Экология, окружающая
среда и человек. Москва, Фаир,
2009.