Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:08, доклад
Важнейшей заслугой И. Канта в развитии философии этики является обоснование им «категорического императива» следующего содержания: «Действуй только по такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом, так как будто бы максима твоего действия по твоей воле должна сделаться всеобщим законом природы». Этический императив Канта является краеугольным камнем любой этики, основанной на принципе справедливости, и интерпретируется следующим образом – поступай по отношению к другим людям так, как бы тебе хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе. Естественно, на мой взгляд, что и разработка философских основ экологической этики в принципе должна базироваться на этическом императиве.
Шопенгауэр предлагает синтезировать рациональное и интуитивное мышление, так как это единые составляющие человеческого познания. Кроме внешнего опыта и основанного на нём рационального познания существует внутренний опыт, причем интуитивное познание возникло раньше логического, поэтому разум должен основываться на интуиции и должен быть дополнен ею.
Чем же является нам мир в интуиции? Наряду со всеми законами природы и общественной жизни, за ними, мы воспринимаем мир, прежде всего, как некое единство, обладающее особенностью: как мир в целом, так и любой его фрагмент, процесс, частица, каким бы законам они ни подчинялись, — всем им присуще вечное и постоянное движение и изменение, то есть вечная вибрация (постоянное движение), которую Шопенгауэр называет «мировой волей».
«Именно в интуиции
нам является сущность бытия как
мировая воля, как единое метафизическое
начало мира, которое раскрывает себя
в многообразии случайных проявлений».[источни
Мировая воля есть некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы. Иногда, в некоторых нам непонятных случаях, эти процессы приобретают направленный, последовательный характер. Так происходит тогда, когда воля предстаёт перед оком познания. Так, в зависимости от степени сознательности, мы фиксируем четыре основных ступени проявления «мировой воли»: силы природы, растительный мир, животное царство и, собственно, человек, единственный из всех одарённый способностью к абстрактному представлению в понятиях:
На этой ступени
уже более ясен характер воли и
её противоречивость: каждое животное
существует за счёт пожирания другого
животного и, оставляя потомство, спешит,
переродившись в своём
Человек есть осознанная воля к жизни, пожирающая природу в целом, но благодаря привходящему для нужд воли разуму, — способности к абстракции, получающая возможность уничтожить самое себя и обрести искупление от мира.
«Основное свойство мировой
воли состоит в том, что она
ни к чему не направлена… нет
никакой конечной цели, то есть, нет
никакого смысла».[источник не указан
Закон объективации:
«Чем более совершенный и
Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни.
Воля к жизни реализуется в человеке путем эгоизма (утверждение собственного существования). Но при этом воля проявляет себя двояко. С одной стороны, она — источник безудержного эгоизма, а с другой — реализует себя в свободе. И поэтому человек может пойти против эгоизма по дороге самопожертвования. Нужно относиться к другому как к самому себе, и обогащать свой духовный мир. Но этот удел только для редких и избранных. Шопенгауэр: «И мы видим очень много людей… трудолюбивых… занятых приумножением богатства».
У Шопенгауэра воля — это «вещь в себе». Только воля способна определить все сущее и влиять на него. Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля — воля к жизни, стремление.
В книге Шопенгауэра «Мир как воля и представление», которую сам автор называет «самой серьёзной и самой важной из наших книг», излагается его теория палингенезии.
И
хотя Юм указывает на тот факт, что
религия в развитии человеческого
общества очень часто была причиной
споров и войн, он признает ее значение
в тогдашнем обществе, которое
он видит, в частности, в утверждении
и гарантии действенности моральных
норм, Д. Юм был представителем английской
буржуазии в эпоху, когда она
уже отказывалась от своих великих
идеалов 40-х годов. Его воззрения направлены
на защиту ее социальной позиции. Так же
как Локк или французские материалисты
и просветители, Юм резко критикует феодальное
сословное общество, но вместе с тем дистанцируется
от всех версий общественного договора,
которые были известны английским и континентальным
философам. Общество, согласно его взглядам,
возникло не в результате акта договора,
но естественно развивалось из семейных
и родовых отношений людей на основе их
врожденного чувства симпатии и осознания
определенных общих интересов. Основной
движущей силой развития общества Юм считает
удовлетворение потребностей и достижение
прибыли. Это развитие ведет к определенному
упорядочению общества и возникновению
власти. С возникновением власти общество,
согласно его взглядам, становится государством.
Социально-политические взгляды Юма были
тесно связаны с его экономическими воззрениями.
В очерке о капиталистическом способе
производства он правильно постигает
тенденцию к получению прибыли как одну
из решающих движущих сил английского
общества того времени