Формирование экологического воспитания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Раздел 1
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………5
1.1 Экологическая культура как предмет исследования в современной науке……5
1.2 Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста……..9
Раздел 2
Нерациональная организация условий для экологической работы в ДОУ…………………………………………
2.1 Исторический аспект проблемы формирования основ экологической культуры у дошкольников……………14
2.2 Живые объекты уголка природы для детей младшего дошкольного возраста…………………………………14
2.3 Живые объекты уголка природы в средней группе дошкольного возраста…………………………………15
2.4 Живые объекты уголка природы для детей старшего дошкольного возраста……………………………………16
Заключение……………………………………………………………...……19
Список литературы…………………………………………………………..20
Приложение ………………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Принципы формирования экологической культуры у дошкольников.doc

— 4.84 Мб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Кафедра начального естественно-математического образования

 

 

Принципы  формирования экологической культуры у дошкольников

наименование темы курсовой работы

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

студентки    1   курса   121  группы

 

направления   050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки «Дошкольное образование»

код и наименование направления 

 

факультета психолого-педагогического и специального образования

наименование факультета

 

Князевой  Анастасии Александровны

фамилия, имя, отчество

 

 

Научный руководитель

 

Доцент, канд. пед. наук                                                                    О.И.Ларионов

  должность, уч. степень, уч. звание                             подпись, дата                                   инициалы, фамилия

 

 

 

Зав. кафедрой

 

профессор, доктор биол. наук                                                        Е.Е. Морозова

  должность, уч. степень, уч. звание                             подпись, дата                                   инициалы, фамилия

 

 

 

 

Саратов 2012

Содержание:

 

  1. Введение ……………………………………………………………………….3
  2. Раздел 1

Формирование  экологической культуры у детей  дошкольного возраста ………………………………………………………………………5

 

     1.1 Экологическая культура как предмет исследования

в современной науке……………………………………………………………..…5

 

1.2  Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста……..9

 

  1. Раздел 2

Нерациональная  организация условий для экологической  работы в ДОУ………………………………………………………………………………

 

2.1 Исторический аспект проблемы формирования основ экологической культуры у дошкольников………………………………………………………14

 

2.2 Живые объекты уголка природы для детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….14

 

2.3 Живые объекты уголка природы в средней группе дошкольного

возраста………………………………………………………………………….15

 

2.4 Живые объекты уголка природы для детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….16

 

  1. Заключение……………………………………………………………...……19

 

  1. Список литературы…………………………………………………………..20

 

  1. Приложение ………………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем [2].

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Из Рекомендаций Парламентских  слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России»  от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое  строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного  возраста - важнейшая задача педагогов  и родителей в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно  соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения дошкольников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у дошкольников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.

Объект: процесс экологического образования и воспитания дошкольников.

Предмет: работа педагогов в ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений.

Цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
  2. Развитие способностей детей к познанию мира природы.
  3. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
  4. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Методы исследования:

1. Анализ теоретической и методической литературы.

2. Обобщение результатов исследования.

Курсовая работа состоит  из введения, в котором описывается актуальность, цель, задачи, объект, предмет,  методов исследования (теоретического и практического). Основная часть состоит из 2 разделов.

Раздел 1. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, в котором описывается экологическая культура как предмет исследования в современной науке и  особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Раздел 2. Организация условий для экологической работы в ДОУ, в нем рассматривается исторический аспект проблемы формирования основ экологической культуры у дошкольников и живые объекты уголка природы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

В заключении дается основной вывод, касающийся курсовой работы. Список литературы включает в себя 21 источник.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в изучение психолого-педагогической литературы, современных программ по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в том, чтобы разработать список живых объектов применяемых при формировании основ экологической культуры у дошкольников, демонстрация которых наиболее адекватно соответствует возрастным категориям детей.

 

 

 

 

 

Раздел 1

Формирование  экологической культуры у детей  дошкольного возраста

 

1.1 Экологическая культура как предмет исследования

в современной  науке

 

Экологическая культура – это новая  дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Понятие «экологическая культура»  оперирует двенадцатью терминами, в том числе шестью собственными: «экологическая грамотность», «экологический императив», «экологическое общество», «эколого-правовое образование», «эколого-правовое сознание», «эколого-правовой механизм». Остальные шесть пересекаются с основными понятиями: «экологическое законодательство» - «отрасль права», «экологическое сознание» - «общественное сознание», «экологическая философия» - «философия», «экологическое воспитание» - «воспитание» и  «природные охраняемые объекты», «законы об охране природы» и «эколого-правовая норма» - «экологическое право».

А теперь определим значение этих понятий:

Культура   (от лат.Cultura – возделывание) 

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности; отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека; воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям.

Природа - воспринимаемый нами внешний  мир, подчиняющийся вечным неизменным законам, совокупность и основа материального  бытия, первично данная, а не созданная  человеком.

Экологическая грамотность - уровень  естественнонаучных знаний, специальных  умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности.

Экологический императив - требования к соблюдению условий, нарушение которых будет иметь  для человечества катастрофические последствия.

Экологическое общество - гипотетическая цивилизация, следующая за информационным обществом, устранившая угрозу экологической  катастрофы и гармонично развивающаяся  в эколого-безопасной форме.

Эколого-правовое образование - процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Эколого-правовое сознание - совокупность взглядов, формирующих представление  об эколого-правовых ценностях, эколого-правовых принципах регулирования взаимодействия общества и природы, о наличии  эколого-правового отношения.

Экологическое законодательство - комплексная отрасль права, включающая природоохранное законодательство и природоресурсное законодательство.

Экологическое сознание - форма общественного  сознания; индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывной  связи человека человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности.

Экологическая философия - комплекс социально-философских  исследований взаимодействия общества и природы. Экологическая философия исходит из того, что ресурсы планеты ограничены, поэтому необходим переход к созданию принципиально новых видов техники и технологий, альтернативных наук и культуры.

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.

Законы об охране природы - законы, правила, технические условия, регулирующие производственную деятельность, добычу и потребление природных ресурсов в интересах охраны окружающей среды.

Эколого-правовая норма - норма права, содержащая запреты, обязанности и  разрешения в области взаимодействия общества и природы (экологический императив) [16].

И вот мы подошли к понятию  – экологическая культура. Попробуем  дать точное определение, которым в  дальнейшем мы будем апеллировать.

Необходимо прояснить, что слово “культура” происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. Вначале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”.  Каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием.

Информация о работе Формирование экологического воспитания у дошкольников