Формирование экологического воспитания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Раздел 1
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………5
1.1 Экологическая культура как предмет исследования в современной науке……5
1.2 Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста……..9
Раздел 2
Нерациональная организация условий для экологической работы в ДОУ…………………………………………
2.1 Исторический аспект проблемы формирования основ экологической культуры у дошкольников……………14
2.2 Живые объекты уголка природы для детей младшего дошкольного возраста…………………………………14
2.3 Живые объекты уголка природы в средней группе дошкольного возраста…………………………………15
2.4 Живые объекты уголка природы для детей старшего дошкольного возраста……………………………………16
Заключение……………………………………………………………...……19
Список литературы…………………………………………………………..20
Приложение ………………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Принципы формирования экологической культуры у дошкольников.doc

— 4.84 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

 Организация условий для экологической

работы в  ДОУ.

2.1 Исторический аспект проблемы формирования основ экологической культуры у дошкольников

Если обратится к  истории вопроса, то необходимо отметить, что впервые уголки природы в  образовательные учреждения были введены  в XIX столетии. Известные педагоги прошлого (А.Я. Герд, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева и др.) отмечали, что уголок природы поможет малышу «войти» в мир природы, удовлетворит его потребность во взаимодействии, общении с природными объектами, основной которого является неиссякаемый интерес дошкольников, потребность в активном познании того мира, в котором они живут.

А.Я.Герд еще в 60-е гг. XIX столетия отмечал важность организации уголков природы в образовательных учреждениях. Основной задачей работы с детьми он видел в развитии умственных способностей ребенка и его интеллектуальной сферы. По мнению ученого, осуществить эту задачу возможно по средствам организации систематических, планомерных наблюдений за предметами, объектами, явлениями природы. Именно наблюдение обеспечит ребенку так необходимое для его развития «живое соприкосновение» с природой.

Вслед за А.Я.Гердам вопрос о необходимости организации уголков природы в ДОУ поднимает Е.Н.Водовозова. привычная нам уголки природы она называет «естественнонаучный кабинет». Основными методами работы с детьми автор выделяет не только наблюдение, но и труд по уходу за объектами природы, а так же проведения и сложных опытов.

Большое значение организации  уголков природы уделяет Е.И.Тихеева. По ее мнению, работа с детьми в уголке природы позволяет конкретизировать знание детей о ее предметах и  объектах, углубляет представления  детей о тех явлениях, которые  в природе происходят. Именно организация уголков природы, как полагает Е.И.Тихеева, обеспечивает возможность проводить целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению детей с миром природы во все сезоны года, что является весьма значимым для решения задачи всестороннего, комплексного развития ребенка. Е.И.Тихеева пишет : «В совокупности всех своих образующих, укрепляющих и врачующих сил природы является тем незыблемым основанием, на котором должна строится вся педагогическая работа с детьми».

Таким образом, уголки природы существуют в дошкольных образовательных учреждениях уже более полутора веков. Однако до настоящего времени грамотная организация уголка природы и работы в нем с детьми дошкольного возраста является одной из проблем многих педагогов.

При отборе предметов, объектов и развивающих материалов уголка природы для каждой конкретной возрастной группы в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей. Объекты, предметы и материалы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительные эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы.

Вместе с тем объекты  и материалы должны быть не только содержательно, но и физически доступны детям. Также должны учитываться санитарно-гигиенические требования, особенно при подборе и размещении растений и животных: к месту их размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за этими объектами, сами же объекты не должны наносить вред здоровью детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Живые объекты уголка природы для детей младшего дошкольного возраста

 

Младший дошкольный возраст  – это возрастной этап, когда  дети только начинают  свое «путешествие»  в этот удивительный мир природы. Поэтому основной задачей, которую должны решать педагоги, осуществляя экологическую работу в уголке природы с малышами, - это формирование у детей интереса к растениям и животным, к тем развивающим материалам и оборудованию, которое в уголке природы предоставлено. Вместе с тем все материалы и оборудование должны нести и определенную интеллектуальную нагрузку. В процессе общения, взаимодействия с природными объектами, осуществляя труд по уходу за объектами природы, организуя дидактические игры и т.д., дети должны получать элементарную, но необходимую им информацию о тех объектах, с которыми они взаимодействуют.

Одним из значимых содержательных компонентов уголка природы для  малышей будут комнатные растения. В соответствии с программными требованиями детей младшего дошкольного возраста целенаправленно знакомят с 3-4 комнатными растениями: их названиями, основными морфологическими органами (цветок, стебель, лист), а также необходимыми условиями для их нормального роста и развития (потребность в воде, свете, тепле, бережном и заботливом отношении со стороны человека). Исходя из этого, для малышей целесообразно подбирать такие растения, в строении которых четко выражены стебель, листья, цветы.  Желательно, чтобы это были растения долго и обильно цветущие. Вместе с тем они должны быть неприхотливыми в уходе. Под эти параметры подходят такие комнатные растения, как аспидистра, бальзамин, бегония рекс, колеус, фикус и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ  А)

Наряду с комнатными растениями объектом развивающего пространства уголка природы в младшей группе дошкольного учреждения являются и декоративные животные. В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с декоративными аквариумными рыбками. Если обратится к программным требованиям, то основной задачей работы с младшими дошкольниками здесь остается формирование интереса к живым объектам. Не менее важной задачей является формирование интереса к живым объектам. Не менее важной задачей является ознакомление детей с отличительными признаками живой рыбки от рыбки-игрушки. Исходя из этого, целесообразнее содержать в уголке природы золотую рыбку, которая имеет типичную, четко выраженную для рыб форму тела. Это довольно яркая и крупная рыбка, ведущая активный образ жизни. Она будут привлекать внимание и интерес детей. В плане ухода за ней она не прихотлива, что очень важно учитывать при подборе объектов для уголка природы, создаваемого для детей младшего дошкольного возраста. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

 

 

    1. Живые объекты уголка природы в средней группе дошкольного возраста

 

    Дети среднего дошкольного возраста в силу своей возрастной специфики отличаются больше, чем малыши, активностью и любознательностью, стремлением проникнуть в суть познаваемых предметов, явлений. Вместе с тем дети пятого года жизни отличаются высокой эмоциональной отзывчивостью. Способность к сочувствию, сопереживанию позволяет эффективно решить задачу формирования у них положительного нравственного опыта взаимодействия с миром природы. Исходя из этого, в данном возрасте система экологической работы с детьми должна быть направлена на развитие познавательного интереса к природным объектам и явлениям. Привитие устойчивого интереса к природе обеспечит возможность уточнить, закрепить, конкретизировать те знания о мире природы, которые дети получили на предыдущей возрастной ступени, а также систематизировать эти знания на элементарном уровне, сформировать первые представления детей о мире природы, ее предметах, объектах, явлениях. Дети среднего дошкольного возраста учатся самостоятельно устанавливать несложные связи и зависимости, существующие в мире природы, используя те знания об ее объектах, тот опыт взаимодействия с природным окружением, который у них уже имеется.

В целях эффективного решения обозначенных задач для  детей среднего дошкольного возраста уголок природы значительно пополняется, обогащается объектами, предметами и развивающими пособиями, материалами.

Как значимый компонент  уголка природы для детей средней  группы сохраняются комнатные растения. Однако их количество увеличивается (должно быть представлено 5 – 6 комнатных растений). Детей знакомят не только с названиями этих растений, но и формируют у них элементарные представления о существенных признаках растений: растения – это живой организм, у него есть корень, стебель (стебли), листья (большие или маленькие), цветы, а так же дают знания о морфологическом назначении этих частей растения (корень необходим, чтобы удерживать растения в почве и чтобы растение получало из почвы питательные вещества; по стеблю питание от корня поступает к располагающимся на нем листьям и цветам; листья необходимы для того чтобы растение дышало, из цветка образуются плоды, в которых созревают семена – детки растения), создают у них элементарные представления об основных свойствах растения как живого организма (питание, дыхание, рост , размножение).  Детей среднего дошкольного возраста также знакомят с разнообразием представителей одного вида комнатных растений. Продолжается работа по ознакомлению детей со способами дифференцированного ухода за комнатными растениями.

Исходя из вышесказанного, в уголке природы средней группы рекомендуется содержать такие комнатные растения, как аспидистра, бальзамин, бегония крапчатая, фикус, с которыми дети познакомились еще в младшей группе. Сюда же добавляются новые комнатные растения – аспарагус Шпренгера, бегония вечноцветущая, герань, фуксия. (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Если говорить о декоративных животных, содержащихся в уголке природы  средней группы, то необходимо отметить, что, основываясь на действующих  санитарных правилах целесообразнее всего  и в этой возрастной группе ограничиваться только аквариумом с рыбками. Если эту работу построить в соответствии с рекомендуемой системой, то и с помощью аквариумом можно ознакомить детей с общими специфическими особенностями представителей мира животных, сформировать у них потребность в бережном, заботливом отношении к его представителям, заложить основы ценностного отношения ко всему живому.

При этом детей среднего дошкольного возраста необходимо знакомить  с другими разновидностями декоративных аквариумных рыбок. Если малышей начинали знакомить с золотой рыбкой, то в этой возрастной группе можно обратить внимание детей на вуалехвоста или телескопа. Обе эти рыбки имеют крупные размеры и неприхотливы в плане осуществления ухода. Вместе с тем они очень интересны детям для наблюдений. Воспитателю необходимо также обращать внимание детей на то, что аквариум – это маленькое естественная природная система, в которой все взаимосвязано. Рыбки в нем не могут существовать без аквариумных растений и улиток. Растения обогащают воду кислородом, что очень важно для нормальной жизнедеятельности аквариумных рыб. В растениях рыбки могут прятаться и отдыхать. Улитки же необходимы как естественные санитары аквариума. Ползая по стенкам аквариума, они собирают с них грязь, налет и делают его чище. Необходимо объяснить детям и роль человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности аквариума, представляющего собой мини-экосистему. Организуя уход за аквариумом, педагогам целесообразно осуществлять его в присутствии детей, постоянно демонстрируя детям возможность и значимость этих действий. (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Живые объекты уголка природы для детей старшего дошкольного возраста

 

В старшем дошкольном возрасте дети должны познакомится не только со всем разнообразием растительных форм и видов растений, но и с характерными особенностями растений, произрастающих в разных климатических зонах, с их морфофункциональными признаками внешнего вида (строения), а также со специфическими условиями, требующимися для их ухода. Дети этой группы учатся по внешним признакам определять сущностные характеристики растений, устанавливать связи и зависимости между состоянием растения и способами ухода, необходимого для каждого их вида. Детям так же полезно наблюдать за ростом и развитием растений, за теми изменениями, которые происходят с ними в то или иное время года. Расширяется и перечень трудовых операций, осуществляемых детьми. Это и полив, и протирание крупных листьев, опрыскивание мелколистных растений, удаление кисточкой пыли с ворсистой поверхности листа, рыхление почвы и т.д.

Решение этих задач предполагает значительное пополнение уголка природы  новыми растениями. В первую очередь  уголок природы обогащается за счет размещения других разновидностей уже  знакомых растений, растений, требующих  комплексного ухода. Из подобных видов растений в уголок природы старшей группы можно поместить: алоэ, амариллис, разновидности аспарагуса, разновидности бегоний (вечноцветущую, рекс, крапчатую и т.д.), зебрину, зигокактус, кливию, каланхоэ, комнатный виноград, сенполию, традескацию гвианскую, хлорафитум и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ Д)

В старшем дошкольном возрасте продолжается систематическое  ознакомление детей с обитателями  аквариума. Однако работа эта значительно  усложняется и изменяется. Основной задачей педагогов является формирование у детей элементарных обобщенных представлений о декоративных (аквариумных) рыбках и их разновидностях. Ознакомление детей с особенностями внешнего вида рыб, спецификой и приспособленностью их к обитанию в водной среде. Диапазон рыбок, с которыми знакомятся дети значительно расширяется. В старшем дошкольном возрасте целесообразно в аквариуме содержать следующие разновидности рыб: барбусы, гуппи, неоны, меченосцы, скалярии, сомики. Всех этих рыб можно поместить в один большой аквариум (не менее 100 литров). Наблюдая за их жизнью, дети будут знакомиться не только с отличительными особенностями внешнего вида (форма тела, величина, окраска), но и особенностями жизнедеятельности, повадками, а также смогут при условии экологически правильного содержания рыб познакомиться с появлением у них потомства, так как некоторые из перечисленных выше рыбок живородящие.(ПРИЛОЖЕНИЕ Е)

Вместе с тем эколого-краеведческий  комплекс ДОУ может быть представлен  не только уголком природы для  каждой возрастной группы, но и зимним садом, живым уголком, экологической комнатой или экологической лабораторией. Каждый элемент этого комплекса ориентирован в первую очередь на обеспечение оптимальных условий для организации экологически грамотного взаимодействия и общения детей с миром природы. Вместе с тем правильная организация и оборудование этих помещений позволяет в полной мере обеспечить всю систему мероприятий, необходимых для результативной экологической работы с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Изучив литературу по теме «Принципы формирования экологической культуры у дошкольников» мы пришли к выводу, что воспитанники дошкольных учреждений не в полной мере овладевают знаниями экологической культуры. Следовательно, организация наблюдения за объектами живой природы наиболее эффективно повышает уровень экологической культуры у дошкольника. Изучение методической литературы помогло нам составить наиболее эффективные мероприятия по наблюдению за объектами живой природы (рыбка, насекомые, растения).

Информация о работе Формирование экологического воспитания у дошкольников