Глобальные проблемы человечества, пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание

Цель работы – на анализе литературы найти пути выхода из катастрофического состояния, расчленить проблемы, выявить существенные ветви, решение которых позволит в кратчайшие сроки с минимальными затратами продвинуться в решении задачи выхода на режим устойчивого развития.
Задачи работы;
Рассмотреть вопрос о глобальных проблемах современности и провести их классификацию;
Рассмотреть пути решения глобальных проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глобальные проблемы современного человечества и их классификация………………………………………………………..4
Пути решения глобальных проблем……………………………...11
Заключение…………………………………………………………………13
Список использованной литературы……………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Глобальные проблемы.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)


 

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ:

 

Введение……………………………………………………………………...3

  1. Глобальные проблемы современного человечества и их классификация………………………………………………………..4
  2. Пути решения глобальных проблем……………………………...11

Заключение…………………………………………………………………13

Список использованной литературы……………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как известно, человек является одним из предметов  природы и очевидно, что человеческий фактор стал для окружающей среды  определяющим. Глобальные изменения  параметров окружающей среды являются сигналами того, что что-то происходит не так, и, следовательно, система значительно упростилась, став, таким образом, более чувствительной к нагрузкам и ближе к гибели.

Природа выступает  для человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней, то есть каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которого человек осваивает и «присваивает» природу. Как человек увидит природу, и что он в ней увидит, обусловлено и тем, сквозь какие «очки», то есть с точки зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.

Тема данной работы – «Глобальные проблемы современности». Цель работы – на анализе литературы найти пути выхода из катастрофического состояния, расчленить проблемы, выявить существенные ветви, решение которых позволит в кратчайшие сроки с минимальными затратами продвинуться в решении задачи выхода на режим устойчивого развития.

Задачи работы;

  1. Рассмотреть вопрос о глобальных проблемах современности и провести их классификацию;
  2. Рассмотреть пути решения глобальных проблем.

 

 

 

1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Среди множества проблем  современного человечества глобальными  называют проблемы, затрагивающие жизненные  интересы всех и каждого в человеческом сообществе. От их дальнейшего обострения или успешного разрешения во многом зависит судьба цивилизации, благополучие жителей планеты.

Понятие «глобальный» означает всесторонний, полный, универсальный, общемировой, относящийся к территории всего земного шара, что довольно точно передает содержание самого понятия «глобальные проблемы человечества».

По традиции, сложившейся  в 1979-80-х гг., к числу глобальных проблем обычно относят:1

  • предотвращение мировой термоядерной войны и прекращение гонки вооружения;
  • изучение и освоение космоса;
  • устранение негативных последствий научно-технического прогресса, общественного производства;
  • проблема истощения традиционных источников энергии, энергоресурсов;
  • преодоление экологического кризиса, нарастание угрозы естественным основам бытия человека;
  • решение продовольственной проблемы, ликвидация голода, нищеты в отсталых странах мира;
  • ликвидация наиболее опасных заболеваний, угрожающих человечеству (СПИД, рак, болезни сердца и др.);
  • демографическая проблема, перенаселение планеты;
  • рост социально-экономической дифференциации различных стран и регионов планеты (Север-Юг, Запад-Восток);
  • снижение барьеров моральной регуляции поведения людей, деморализация общественных отношений;
  • рост бюрократизации, регламентированности, общественной жизни;
  • разрушение семей и проблема одиноких людей;
  • международный терроризм, криминализация общественной жизни и другие.

Существуют несколько  классификаций глобальных проблем, но любая из них условна, так как  все проблемы тесно переплетаются, находятся во взаимосвязи, не имеют  четких границ.

Так, например, все глобальные проблемы объединяют в три группы:2

1. Проблемы, связанные с основными  социальными общностями человечества  – это такие проблемы как  предотвращение мировой термоядерной  войны и прекращение гонки  вооружений, рост социально-экономической дифференциации различных стран и регионов планеты, демографическая проблема, перенаселение планеты и другие.

2.Проблемы, касающиеся отношений  человека с природой – экологическая,  энергетическая, сырьевая, продовольственная,  изучение и освоение космоса, устранение отрицательных последствий развития научно-технического прогресса, общественного производства и другие.

3.Проблемы, фиксирующие внимание  на отношениях между обществом  и человеком – ликвидация наиболее  опасных заболеваний, угрожающих человечеству (СПИД, рак, болезни сердца), улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности, снижение барьеров моральной регуляции поведения людей и деморализация общественных отношений, рост бюрократизации, регламентированности общественной жизни, разрушение семей и проблема одиночества, международный терроризм, криминализация общественной жизни и другие.

Основные признаки глобальных проблем:

  • глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы государств;
  • острота проявления, особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества, угрозу будущему человечества, его деградации и гибели;
  • возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и народов;
  • общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех людей.

Важнейшим из них обычно считают всеобщий глобальный характер той или иной проблемы, затрагивающий  интересы всех народов и государств планеты.

Одним из важнейших вопросов, которые  возникают при изучении глобальной проблематики, является вопрос о причинах ее возникновения.

Отношения в системе «человек-природа» менялись исторически. Если древний  человек одухотворял природу, старался существовать органично, в гармонии с ней, то в эпоху Средневековья человек возвысился над природой, а в эпоху индустриальной цивилизации лозунгом стало господство и подчинение природы. Только во второй половине ХХ столетия происходит осознание растущей зависимости природы от человеческой деятельности и необходимости сохранить природу, оградить ее от вмешательства человека.3

Многие проблемы, которые приобрели  в ХХ столетии глобальный характер, появились уже на ранних этапах развития цивилизации. Преобразуя природу, превращая  ее в средство удовлетворения своих  жизненных потребностей, человек наносил ей тяжелый урон. «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и других местах, выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало, нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги» (Ф.Энгельс). Последствия такой деятельности человека античной эпохи остро ощущаются сегодня. Земля Греции сейчас лишь на 15% покрыта лесами, тогда как в эпоху античности леса занимали 65% ее  территории. За последние 500 лет человечество уничтожило 2/3 всех лесов на планете. Этот процесс продолжается и в наши дни.

Первое масштабное осознание глобальных проблем пришло к человечеству в 60-е годы ХХ века. Наиболее характерными свидетельствами этого стали общеизвестные теперь первые доклады Римского клуба (1968г.), сама деятельность этой международной неправительственной организации, объединившей ученых, бизнесменов, политиков и деятелей культуры из 53 стран мира. Основной целью Римский клуб провозгласил предупреждение человечества о мировых проблемах, которые угрожают его существованию. Клуб выступил инициатором научных исследований по вопросам изучения глобальных проблем, прогнозирования социальных последствий НТР, экономических и социальных изменений в жизни мирового сообщества.

В нашей стране в 70-е годы деятельность Римского клуба оценивалась односторонне и преимущественно критически. Лишь в последние годы российские читатели получили широкий и свободный  доступ к публикациям Римского клуба  – переведены на русский язык и опубликованы «Пределы роста» (1991г.),  «Первая глобальная революция» (1991г.) и другие исследования.

Центральной проблемой, объединившей практически все разработки по глобалистике, стала проблема выживания человечества, угроза ему со стороны…его самого, опасность самоуничтожения, деградации. Не менее характерным и значимым стало осознание двух тенденций современного мирового развития- роста взаимозависимости судеб людей во всем мире в результате развития средств массовой коммуникации и глобализации хозяйственных связей, формирования универсального образа жизни и усиления отчужденности, конфликтности бытия людей, утраты ими смысложизненных ориентаций.

По мнению многих ученых, главной  причиной глобального кризиса, нарастания остроты глобальных проблем является кризис индустриальной цивилизации  в различных ее моделях (национальной, капиталистической или социалистической).

Известно, что по своей природе индустриальная цивилизация не может быть локальной. О том, что в индустриальном обществе не все благополучно, во второй половине ХХ века стали все более настойчиво напоминать следующие проблемы:4

1. Динамизм социальных  изменений, темп производственной и общественно-политической жизни – среда, в которой живет человек, стала радикально меняться несколько раз на протяжении одной человеческой жизни. Биологические ритмы человека перестали совпадать с производственными, социальными и культурными ритмами. Человек все более стал превращаться в искусственно ограниченное, «зажатое» существо, действующее по необходимости, формально, что противоречит его биологической природе, угрожает естественной и социальной жизни.

2. Человека  начинает  все более окружать опосредованный, вещный характер культуры. Если в традиционном обществе общественно значимые отношения между людьми имеют  непосредственный, личностно окрашенный характер, то современное индустриальное общество делает эти отношения опосредованными, вещными. Примером такого типа отношений выступает рынок, где реальные связи устанавливаются не между конкретными людьми, а между товарами, стоимость которых соотносится между собой. Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны индустриальное общество дает человеку широкие возможности для самореализации, с другой – жесткие условия, лишающие человека реальной, а не теоретической возможности выбора. Общество как бы задает человеку готовый набор ролей, выход за пределы которого, реально почти невозможен.

3.  Человек, живущий  в индустриальном обществе, получивший  свободу в сфере духовной жизни,  становится одиноким перед вопросом  о том, в чем смысл жизни,  что есть добро и зло, где  граница индивидуализма и коллективизма.  Обязательных для всех, универсальных, устойчивых представлений о целях жизни, возможных средствах их достижения у него больше нет. В искусстве, философии, общественной психологии такого общества становится распространенной идея враждебности, равнодушия людей друг к другу.

4. Если традиционные общества всегда поддерживали равновесие своего развития с природой, средой обитания, их хозяйственная деятельность шла как бы по контуру природы, подчиняясь ее естественным ритмам (этому соответствовала и техника, орудия труда, технология производства, образ жизни), то индустриальное общество резко нарушает и постепенно обостряет до масштабов катастрофы это противоречие, что ведет к невосполняемости природных ресурсов,  истощению среды обитания человека.

Существуют ли способы, чтобы избежать катастрофы, направить свое развитие по другому руслу? На этот вопрос ответим следующей части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

 

Все ответы на этот вопрос сводятся к двум. Одни утверждают, что  человечество неминуемо погибнет, и  катастрофа неизбежна. Неясно только то, когда это произойдет. Другие полагают, что общественный интеллект должен найти выход из этого тупика.

Варианты спасения, между тем, обозначаются вполне определенно. Так, еще в 40-е  годы ХХ века американский социолог У.Ростоу предложил некоторые основы представлений о том, каким должно быть постиндустриальное общество, идущее на смену изживающему себя индустриальному. Согласно этому учению, новое общество предполагает:

  • отказ от природопотребляющих технологий, внедрение ресурсосберегающих производственных процессов;
  • регулирование темпов роста, потребления и производства, отказ от искусственного стимулирования потребления, характерного для индустриального общества;
  • определение новых, комплексных критериев социального прогресса, преодоление вульгарного технократизма.

В этом же направлении  выстроены модели общества будущего у А.Тоффлера, Р.Арона и других современных культурологов, ищущих конструктивные пути из тупика последнего этапа индустриальной цивилизации.

Не менее значимым для  разрешения глобальных проблем является коренное изменение понимания человеком своего места в мире, осознание им необходимости иначе строить свои отношения, как с природой, так и другими людьми, обществом. «Жизнь – это борьба» – к такой мысли привыкли многие поколения людей индустриальной эпохи. Во времена индустриализма успех в соперничестве с другими людьми вообще был возведен в ранг абсолютной ценности. В противоположность этому принципу в формирующейся культуре постиндустриального развития в религии, философии, морали становится все более популярной идея солидарности людей на основе общих духовных ценностей. В России она имеет вековые традиции общинности, соборности, коллективизма. Очевидно и растущее внимание людей к общечеловеческим ценностям.5

Информация о работе Глобальные проблемы человечества, пути их решения