Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:45, контрольная работа

Описание

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.

Содержание

1. Использование дидактических игр в экологическом воспитании
дошкольников………………………………………………………………….3
2. Опишите фрагменты занятий с использованием дидактических игр……..10
3. Составьте аннотированный список работ по этой теме, используя журналы
«Дошкольное воспитание» и «Обруч» и представьте эти статьи в виде
ксерокопий…………………………………………………………………….16
Библиографический список литературы………

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО

Калужский государственный  университет им. К. Э. Циолковского

 

 

 

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах

 

 

Использование дидактических игр в экологическом  воспитании

    дошкольников

 

 

Контрольная работа по

«Теории и методике экологического

образования детей»

 

 

Проверил:

Титова В. В.

к. б. н., доцент

 

 

Калуга, 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Использование дидактических игр в экологическом воспитании

    дошкольников………………………………………………………………….3

2. Опишите фрагменты  занятий с использованием дидактических  игр……..10

3. Составьте аннотированный  список работ по этой теме, используя журналы 

    «Дошкольное  воспитание» и «Обруч» и представьте  эти статьи в виде 

    ксерокопий…………………………………………………………………….16

Библиографический список литературы……………………………………….18

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Вопрос № 1. Использование дидактических игр  в экологическом воспитании дошкольников.

 

В последнее время  резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить  самое удивительное творение природы  – жизнь на земле. Всё это побуждает  к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств  развития экологического мышления у  населения планеты. Непрерывное  экологическое образование –  это необходимость, осознание которой  уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и  управление. И понимать это надо с детства.

Дошкольный  возраст  – оптимальный этап в  развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается  эмоционально-ценностное отношение  к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций  личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении  в природе. Именно благодаря этому  появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых  экологических проблем.

           В период активных преобразований  в дошкольной педагогике, поиска  путей гуманизации воспитательно-образовательной  работы с детьми и построения  новых моделей взаимодействия  взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования

4

отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах  деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность  игры как ведущего вида деятельности заключается  в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности [13, с. 38].

Игра - это сложное  социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

К началу дошкольного  возраста игровая деятельность меняет содержание и направленность. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Дидактические игры - это  разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой  в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение  конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности

А. В. Запорожец  оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка» [3, с. 47]. Дидактическая игра - это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в дошкольном возрасте.

 

5

О важности дидактической  игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их» [13, с. 86].

Дидактическая игра - явление многоплановое и  сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего  развития личности. Она входит в  целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Дидактические игры экологического содержания, по мнению О.М. Газиной, помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

По мнению Т.А. Серебряковой дидактические игры занимают особое место и значение в системе  экологического образования дошкольников. Это игры, в которых процесс  обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного

материала, с  которым взаимодействуют дети. В  процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся  у них представления о природе. Вместе с тем дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), развивают память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств (способность играть вместе, договариваться в процессе игры).

6

В экологическом  образовании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся  у детей знания о природе, а  также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами), сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма  обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Г.Н. Казаручик  в своем исследовании модифицировала дидактические игры, объединила в  три группы, в зависимости от решаемых при их использовании задач:

- игры для  обогащения экологических представлений (это игры о многообразии и разнообразии природных объектов: «Загадай, мы отгадаем», Магазин «овощи-фрукты», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Зеленый рюкзак»;

о взаимосвязях в природе: «Закончи предложение», «Не  ошибись!», «Кто, что, из чего и чем?», «Какое время года?», «Путешествие», «Кроссворды», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник - добыча», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Лиса и зайцы», «Выбери правильную дорогу»;

о человеке как  части природы: «Не ошибись!», «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Природа и человек», «Подбери пору»;

о культуре поведения  в природе: «Путешествие в мир  природы», «Экологическая тропа», «Пирамидки», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак»; для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город»);

- игры для  воспитания эмоционально ценностного отношения к природе (для развития эстетического восприятия природы: «Кто помогает сохранять

7

красоту цветов», «Путешествие в лес в поисках  диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»);

- игры для  приобщения к экологически ориентированной  деятельности («Кто помогает сохранять красоту цветов», «Скорая помощь», «Зеленый город», «Экологическая тропа»).

Содержание  дидактических игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей и различные времена  года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, то есть содержание действующих программ в начальной школе.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана  с другими формами обучения и воспитания.

Существует  традиционная классификация дидактических  игр: словесные, настольно печатные, игры с предметами. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

Игры с предметами. В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом

Игры с природным  материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

8

Настольно –  печатные игры – интересное занятие  для детей при ознакомлении с  миром животных и растений, явлениями  живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».

Словесные игры. Построены на словах и действиях  играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные  их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает  их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними  животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Однако далеко не всякая игра является экологической  по своим целям и содержанию. Чтоб реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. Н. К. Андриенко в статье «Игра в экологическом образовании дошкольников» выделяет требования, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования.

1. Игру необходимо  подбирать с учетом закономерностей  развития детей и тех задач  экологического образования, которые  решаются на данном возрастном  этапе.

9

2. Игра должна  давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

3. Содержание  игры не должно противоречить  экологическим знаниям, формируемым  в процессе других видов деятельности.

4. Игровые действия  должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

5. Предпочтение  отдается тем играм, которые  позволяют решать не только  задачи экологического образования,  но и обеспечивают решение  общих задач воспитания и развития  ребенка – дошкольника.

6. Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущим и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии [1, с. 10].

Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников