Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:45, контрольная работа
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.
1. Использование дидактических игр в экологическом воспитании
дошкольников………………………………………………………………….3
2. Опишите фрагменты занятий с использованием дидактических игр……..10
3. Составьте аннотированный список работ по этой теме, используя журналы
«Дошкольное воспитание» и «Обруч» и представьте эти статьи в виде
ксерокопий…………………………………………………………………….16
Библиографический список литературы………
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах
Использование
дидактических игр в
дошкольников
Контрольная работа по
«Теории и методике экологического
образования детей»
Проверил:
Титова В. В.
к. б. н., доцент
Калуга, 2011г.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Использование дидактических игр в экологическом воспитании
дошкольников………………………………………………
2. Опишите фрагменты
занятий с использованием
3. Составьте аннотированный список работ по этой теме, используя журналы
«Дошкольное
воспитание» и «Обруч» и
ксерокопий……………………………………………………
Библиографический список литературы……………………………………….18
Приложение
3
Вопрос № 1.
Использование дидактических
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
В период активных
4
отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности [13, с. 38].
Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
К началу дошкольного возраста игровая деятельность меняет содержание и направленность. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности
А. В. Запорожец оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка» [3, с. 47]. Дидактическая игра - это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в дошкольном возрасте.
5
О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их» [13, с. 86].
Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Дидактические игры экологического содержания, по мнению О.М. Газиной, помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
По мнению Т.А. Серебряковой дидактические игры занимают особое место и значение в системе экологического образования дошкольников. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного
материала, с которым взаимодействуют дети. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), развивают память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств (способность играть вместе, договариваться в процессе игры).
6
В экологическом образовании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами), сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.
Г.Н. Казаручик в своем исследовании модифицировала дидактические игры, объединила в три группы, в зависимости от решаемых при их использовании задач:
- игры для обогащения экологических представлений (это игры о многообразии и разнообразии природных объектов: «Загадай, мы отгадаем», Магазин «овощи-фрукты», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Зеленый рюкзак»;
о взаимосвязях в природе: «Закончи предложение», «Не ошибись!», «Кто, что, из чего и чем?», «Какое время года?», «Путешествие», «Кроссворды», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник - добыча», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Лиса и зайцы», «Выбери правильную дорогу»;
о человеке как части природы: «Не ошибись!», «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Природа и человек», «Подбери пору»;
о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Экологическая тропа», «Пирамидки», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак»; для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город»);
- игры для
воспитания эмоционально
7
красоту цветов», «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»);
- игры для
приобщения к экологически
Содержание
дидактических игр
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры с предметами. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
Игры с предметами. В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом
Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.
8
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».
Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Однако далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Чтоб реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. Н. К. Андриенко в статье «Игра в экологическом образовании дошкольников» выделяет требования, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования.
1. Игру необходимо
подбирать с учетом
9
2. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
3. Содержание
игры не должно противоречить
экологическим знаниям,
4. Игровые действия
должны производиться в соответ
5. Предпочтение
отдается тем играм, которые
позволяют решать не только
задачи экологического
6. Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущим и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии [1, с. 10].
Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников