Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:45, контрольная работа

Описание

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.

Содержание

1. Использование дидактических игр в экологическом воспитании
дошкольников………………………………………………………………….3
2. Опишите фрагменты занятий с использованием дидактических игр……..10
3. Составьте аннотированный список работ по этой теме, используя журналы
«Дошкольное воспитание» и «Обруч» и представьте эти статьи в виде
ксерокопий…………………………………………………………………….16
Библиографический список литературы………

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

В процессе игровой  деятельности дети учатся социальному  взаимодействию, реализуют свои способности, знания, навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Занятие. «Где обедал воробей?» средняя группа

 

Программные задачи: познакомить детей с произведением С. Я. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки, питание); развивать игровые умения.

Материал: книга С. Я. Маршака «Где обедал воробей», игрушки,

изображающие  животных зоопарка, стульчики –  клетки, миски с бутафорскими продуктами для игры с предметами «Чей это  обед?».

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение С. Я.  Маршака, а потом начинает строить игру по этому стихотворению.

Где обедал воробей?

- Где обедал, воробей?                         Погостил у носорога,

- В зоопарке  у зверей.                          Отрубей поел немного.

Пообедал я  сперва                                Побывал я на пиру

За решеткою у льва.                             У хвостатых кенгуру.

Подкрепился у  лисицы.                        Был на праздничном обеде

У моржа попил  водицы.                       У мохнатого медведя.

Ел морковку у слона.                            А зубастый крокодил

С журавлем поел пшена.                      Чуть меня не прглотил.

После повторного выразительного чтения воспитатель  обыгрывает с детьми сюжет.

Слова «Где обедал воробей?» произносят дети.

Воспитатель произносит за птицу: «В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва за решеткою у льва». Просит кого – нибудь из детей найти клетку со львом, взять зверя в руки, показать всем и объяснить, как он узнал, что это лев, затем рассказать. Чем лев питается, и что мог съесть у него воробей. Просит ребенка среди мисок с едой найти еду для льва, поставить миску в клетку и вернуть зверя на месть.

11

Аналогичным образом  идет дальнейшее чтение и обыгрывание  строк стихотворения.

В конце занятия  стихотворение можно прочитать в третий раз. При этом кто – нибудь из детей с воробьем в руках будет обходить все клетки, и везде птица будет пробовать угощение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Занятие. «Для чего животным хвосты?» старшая  группа

 

Программные задачи: дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, делать выводы, стоить умозаключения, развивать игровые умения.

Материал: книга В. Бианки «Хвосты», Д/И «Чей хвост?» (карточки с изображением животных без хвостов, о которых идет речь в сказке, карточки с изображением хвостов.

Организация: за несколько дней до занятия воспитатель  дает детям задание понаблюдать за мухами, чтобы ответить на вопросы: какие они, что могут делать, если ли у мухи хвост, почему про мух говорят, что они назойливые?

Ход занятия

1 –  я часть. Воспитатель предлагает детям рассказать детям об их наблюдении за мухами. Выслушивает и рассказывает сам: «Муха – удивительное насекомое! Летает быстро, неровно, чтобы никто не поймал; ползать может где угодно: по стене, по стеклу, по тонкой веревке. Даже вверх ногами по потолку может ползать быстро. Ест муха все подряд: и крошки хлеба, и капельки варенья и сладкого чая, и на мясо мухи садятся, и на любые другие продукты. У мухи шесть лапок, ими она чисти себя: передними – голову, средними и задними – крылышки и заднюю часть тела. Вот только я не заметила, есть у нее хвост или нет. Но про это мы можем узнать из книги нашего любимого писателя Виталия Бианки. Он написал интересную сказку «Хвосты». Сейчас я ее прочитаю, а вы запоминайте.

2 –  я часть. Воспитатель читает книгу, по ходу показывая иллюстрации и отдельные картинки с изображениями животных, о которых идет речь. Затем проводит беседу. Примерные вопросы: хвост – важная часть тела или нет? Кому нужен хвост? Кому хвост помогает передвигаться? Кому хвост нужен

13

как опора? Кто  с помощью хвоста обманывает? Кому нужен хвост, чтобы не растерять  детей? А кому он нужен, чтобы избавляться от мух?

3 –  я часть. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Чей хвост?». Дети анализируют, сопоставляют карточки с изображением животных и их хвостов, объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Занятие. Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером.

Подготовительная  группа

Программные задачи: уточнить представления детей: 1) о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; 2) об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей (воспитателей и детей). Упражнять детей устанавливать цепочки питания, делать сравнения естественного и искусственного водоемов.

Материал: игрушечные рыбки, фланелеграф, Д /И «Пищевые цепочки», набор карточек с изображением обитателей водно – прибрежной зоны, стрелок.

Ход занятия.

1- я  часть. Дети садятся перед аквариумом, воспитатель сообщает, что пришли необычные гости – красивые рыбки (ставит игрушки на видное место). Они решили поселиться в воде, как и другие рыбы, но не знают, где лучше: в реке или аквариуме. Пришли к ребятам спросить совета. Воспитатель просит детей рассказать рыбкам о том, как они ходили на экскурсию к реке, что видели в воде, на берегу. Затем предлагает каждому взять с подноса по одной картинке с изображением обитателей водно – прибрежной зоны, рассмотреть ее. (Картинку с изображением человека оставляет себе). Дели тесьмой фланелеграф пополам (слева направо), показывает: верх (над тесьмой) – это берег, низ (под тесьмой) – это водоем. Предлагает детям по очереди сказать, что изображено на картинке. И разместить ее на фланелеграфе в соответствии с местом обитания растения или животного.

Затем, демонстрируя фланелеграф рыбкам, воспитатель  уточняет: не случайно столько разных растений и животных живут рядом, они все нуждаются в воде, зависят друг от друга. Предлагает детям расставить стрелочки, показывающие, кто кому нужен, кто кем питается. (Д/И

15

«Пищевые цепочки»). Дети расставляют стрелки, воспитатель  уточняет, почему они делают такие связи. Сам добавляет стрелки, если установлены не все зависимости. Например, комарам нужна вода, прибрежные цветы, а сами они нужны стрекозам, птицам, лягушкам, верхоплавкам. Рассматривая общую картину на фланелеграфе, воспитатель подчеркивает, что жизнь на берегу и в реке сложная, все, кто там живет, нужны друг другу. Поэтому нельзя сказать, кто вредный, а кто полезный, все зависят друг от друга.

Затем воспитатель  выставляет на фланелеграф картинку с изображением человека, предлагает ребятам подумать, нужен ли он кому–то в этом сообществе. Уточняет, как люди должны вести себя, чтобы не разрушить сложившуюся жизнь обитателей реки и берега. Подводит детей к выводу: человек не нужен этому сообществу (самки комара добудут кровь, кусая разных животных), а вот человеку природа возле рек просто необходима: он купается, загорает, отдыхает, наслаждается красотой, ловит рыбу, плавает на лодке. Поэтому реку и берег надо сохранять, не загрязнять их.

2 –  я часть. Игра – соревнование «Чем аквариум отличается и чем они похожи». Воспитатель делит детей на две команды, предлагает сначала назвать признаки отличия, затем сходства. Четко соблюдает правила: каждая команда дает один ответ, если он правильный, команда получает награду (очко).  
3 – я часть. Воспитатель предлагает детям дать совет гостям – ответить рыбкам на их вопрос, где им лучше поселиться. Выслушав ребят без комментариев и критики, обращается к игрушкам со словами: «Вам, дорогие рыбки, не следует селиться ни в аквариуме, ни в реке. Ведь вы не живые, а игрушечные, сделаны из резины, пластмассы. Ведь вы – предметы. Ваше место на полке в детском саду, там вы прекрасно можете обитать среди друзей – игрушек. Ребята вас накормят, напоят, покатают, сделают для вас игрушечный пруд. И в реке, и в аквариуме вы не нужны, вы только их замусорите». Воспитатель отдает игрушки детям, занятие кончается.

16

 

3. Составьте  аннотированный список работ  по этой теме, используя журналы, и представьте эти статьи в виде ксерокопий

 

1. Серебрякова, Т. А., Бакина, Н. А. Экскурсии как средство воспитания экологической культуры [текст] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9 / 2010. – С. 52 – 55.

В статье раскрывается важность экскурсий, как одной из форм обучения в дошкольном учреждении, о том, как воспитателю готовиться к проведению экскурсий на примере опыта МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 111» г. Нижнего Новгорода. В статье выделены этапы экскурсионной работы, целевые установки каждого из них, методы и приемы работы с детьми.  
Особое место в статье уделено использованию на экскурсиях дидактических игр и игр тренингов, а также наблюдению и моделированию.

 

 

 

2. Афанасьева, Е.  О. Дидактическая игра «Времена  года» [текст] // Дошкольная педагогика / Май Июнь/ 2006. – С. 14 – 20.

В журнале подробно описана дидактическая игра «Времена года», разработанная петербургским логопедом Е. О. Астафьевой. Четко прописаны цели игры и содержание, подробно – ход игры. Представлены картинки – карточки, которые можно изготовить для игры. Автор предлагает несколько вариантов использования игры, методические советы и рекомендации по ее проведению.

 

 

 

17

3. Андриенко,  Н. К. Игра в экологическом  образовании дошкольников [текст] // Дошкольная педагогика / Январь Февраль/ 2007. – С. 10 – 12.

В статье раскрывается значение игры, как способе осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. Сформулированы требования, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников. А также представлены классификация игр, тематика, методические рекомендации и педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Библиографический список литературы

 

1. Андриенко,  Н. К. Игра в экологическом  образовании дошкольников [текст] // Дошкольная педагогика / Январь Февраль/ 2007. – С. 10 – 12.

2. Афанасьева, Е.  О. Дидактическая игра «Времена  года» [текст] // Дошкольная педагогика / Май Июнь/ 2006. – С. 14 – 20.

3. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях [текст]  // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М.: Просвещение, 1998. – 187 с.

4. Комарова, И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста[текст] / И. А. Комарова,   Автореф. дис., канд. пед. наук. — М.: Просвещение, 1991.

5. Никитин, Б.П. Развивающие игры [текст] / Б. П. Никитин. - М.: Педагогика, 2003. - 211 с.

6. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. Группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения [текст] / С. Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.: ил.

7. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / С. Н. Николаева.  — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.  (189)

8. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. Для воспитателе дет. сада [текст] / С. Н. Николаева.- М.: Просвещение, 1999. – 207 с., ил.

9. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [текст] / С. Н. Николаева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.  (96)

 

19

10. Селивёрстов В.И. Дидактические игры с детьми. - М.: Просвещение, 2000. - 190 с.

11. Серебрякова, Т. А., Бакина, Н. А. Экскурсии как средство воспитания экологической культуры [текст] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9 / 2010. – С. 52 – 55.

12. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2002. - 360 с.

13. Эльконин, Д. Б. Психология игры [текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: АЛМА-ПРЕСС, 2000. - 356 с

 

 

 

 


Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников