Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:45, контрольная работа
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.
1. Использование дидактических игр в экологическом воспитании
дошкольников………………………………………………………………….3
2. Опишите фрагменты занятий с использованием дидактических игр……..10
3. Составьте аннотированный список работ по этой теме, используя журналы
«Дошкольное воспитание» и «Обруч» и представьте эти статьи в виде
ксерокопий…………………………………………………………………….16
Библиографический список литературы………
В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка.
10
Занятие. «Где обедал воробей?» средняя группа
Программные задачи: познакомить детей с произведением С. Я. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки, питание); развивать игровые умения.
Материал: книга С. Я. Маршака «Где обедал воробей», игрушки,
изображающие животных зоопарка, стульчики – клетки, миски с бутафорскими продуктами для игры с предметами «Чей это обед?».
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака, а потом начинает строить игру по этому стихотворению.
Где обедал воробей?
- Где обедал,
воробей?
- В зоопарке
у зверей.
Пообедал я сперва Побывал я на пиру
За решеткою
у льва.
Подкрепился у лисицы. Был на праздничном обеде
У моржа попил водицы. У мохнатого медведя.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена. Чуть меня не прглотил.
После повторного выразительного чтения воспитатель обыгрывает с детьми сюжет.
Слова «Где обедал воробей?» произносят дети.
Воспитатель произносит за птицу: «В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва за решеткою у льва». Просит кого – нибудь из детей найти клетку со львом, взять зверя в руки, показать всем и объяснить, как он узнал, что это лев, затем рассказать. Чем лев питается, и что мог съесть у него воробей. Просит ребенка среди мисок с едой найти еду для льва, поставить миску в клетку и вернуть зверя на месть.
11
Аналогичным образом идет дальнейшее чтение и обыгрывание строк стихотворения.
В конце занятия стихотворение можно прочитать в третий раз. При этом кто – нибудь из детей с воробьем в руках будет обходить все клетки, и везде птица будет пробовать угощение.
12
Занятие. «Для чего животным хвосты?» старшая группа
Программные задачи: дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, делать выводы, стоить умозаключения, развивать игровые умения.
Материал: книга В. Бианки «Хвосты», Д/И «Чей хвост?» (карточки с изображением животных без хвостов, о которых идет речь в сказке, карточки с изображением хвостов.
Организация: за несколько дней до занятия воспитатель дает детям задание понаблюдать за мухами, чтобы ответить на вопросы: какие они, что могут делать, если ли у мухи хвост, почему про мух говорят, что они назойливые?
Ход занятия
1 – я часть. Воспитатель предлагает детям рассказать детям об их наблюдении за мухами. Выслушивает и рассказывает сам: «Муха – удивительное насекомое! Летает быстро, неровно, чтобы никто не поймал; ползать может где угодно: по стене, по стеклу, по тонкой веревке. Даже вверх ногами по потолку может ползать быстро. Ест муха все подряд: и крошки хлеба, и капельки варенья и сладкого чая, и на мясо мухи садятся, и на любые другие продукты. У мухи шесть лапок, ими она чисти себя: передними – голову, средними и задними – крылышки и заднюю часть тела. Вот только я не заметила, есть у нее хвост или нет. Но про это мы можем узнать из книги нашего любимого писателя Виталия Бианки. Он написал интересную сказку «Хвосты». Сейчас я ее прочитаю, а вы запоминайте.
2 – я часть. Воспитатель читает книгу, по ходу показывая иллюстрации и отдельные картинки с изображениями животных, о которых идет речь. Затем проводит беседу. Примерные вопросы: хвост – важная часть тела или нет? Кому нужен хвост? Кому хвост помогает передвигаться? Кому хвост нужен
13
как опора? Кто с помощью хвоста обманывает? Кому нужен хвост, чтобы не растерять детей? А кому он нужен, чтобы избавляться от мух?
3 – я часть. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Чей хвост?». Дети анализируют, сопоставляют карточки с изображением животных и их хвостов, объясняют свой выбор.
14
Занятие. Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером.
Подготовительная группа
Программные задачи: уточнить представления детей: 1) о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; 2) об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей (воспитателей и детей). Упражнять детей устанавливать цепочки питания, делать сравнения естественного и искусственного водоемов.
Материал: игрушечные рыбки, фланелеграф, Д /И «Пищевые цепочки», набор карточек с изображением обитателей водно – прибрежной зоны, стрелок.
Ход занятия.
1- я часть. Дети садятся перед аквариумом, воспитатель сообщает, что пришли необычные гости – красивые рыбки (ставит игрушки на видное место). Они решили поселиться в воде, как и другие рыбы, но не знают, где лучше: в реке или аквариуме. Пришли к ребятам спросить совета. Воспитатель просит детей рассказать рыбкам о том, как они ходили на экскурсию к реке, что видели в воде, на берегу. Затем предлагает каждому взять с подноса по одной картинке с изображением обитателей водно – прибрежной зоны, рассмотреть ее. (Картинку с изображением человека оставляет себе). Дели тесьмой фланелеграф пополам (слева направо), показывает: верх (над тесьмой) – это берег, низ (под тесьмой) – это водоем. Предлагает детям по очереди сказать, что изображено на картинке. И разместить ее на фланелеграфе в соответствии с местом обитания растения или животного.
Затем, демонстрируя фланелеграф рыбкам, воспитатель уточняет: не случайно столько разных растений и животных живут рядом, они все нуждаются в воде, зависят друг от друга. Предлагает детям расставить стрелочки, показывающие, кто кому нужен, кто кем питается. (Д/И
15
«Пищевые цепочки»). Дети расставляют стрелки, воспитатель уточняет, почему они делают такие связи. Сам добавляет стрелки, если установлены не все зависимости. Например, комарам нужна вода, прибрежные цветы, а сами они нужны стрекозам, птицам, лягушкам, верхоплавкам. Рассматривая общую картину на фланелеграфе, воспитатель подчеркивает, что жизнь на берегу и в реке сложная, все, кто там живет, нужны друг другу. Поэтому нельзя сказать, кто вредный, а кто полезный, все зависят друг от друга.
Затем воспитатель выставляет на фланелеграф картинку с изображением человека, предлагает ребятам подумать, нужен ли он кому–то в этом сообществе. Уточняет, как люди должны вести себя, чтобы не разрушить сложившуюся жизнь обитателей реки и берега. Подводит детей к выводу: человек не нужен этому сообществу (самки комара добудут кровь, кусая разных животных), а вот человеку природа возле рек просто необходима: он купается, загорает, отдыхает, наслаждается красотой, ловит рыбу, плавает на лодке. Поэтому реку и берег надо сохранять, не загрязнять их.
2 –
я часть. Игра – соревнование «Чем
аквариум отличается и чем они похожи».
Воспитатель делит детей на две команды,
предлагает сначала назвать признаки
отличия, затем сходства. Четко соблюдает
правила: каждая команда дает один ответ,
если он правильный, команда получает
награду (очко).
3 – я часть. Воспитатель
предлагает детям дать совет гостям –
ответить рыбкам на их вопрос, где им лучше
поселиться. Выслушав ребят без комментариев
и критики, обращается к игрушкам со словами:
«Вам, дорогие рыбки, не следует селиться
ни в аквариуме, ни в реке. Ведь вы не живые,
а игрушечные, сделаны из резины, пластмассы.
Ведь вы – предметы. Ваше место на полке
в детском саду, там вы прекрасно можете
обитать среди друзей – игрушек. Ребята
вас накормят, напоят, покатают, сделают
для вас игрушечный пруд. И в реке, и в аквариуме
вы не нужны, вы только их замусорите».
Воспитатель отдает игрушки детям, занятие
кончается.
16
3. Составьте аннотированный список работ по этой теме, используя журналы, и представьте эти статьи в виде ксерокопий
1. Серебрякова, Т. А., Бакина, Н. А. Экскурсии как средство воспитания экологической культуры [текст] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9 / 2010. – С. 52 – 55.
В статье раскрывается
важность экскурсий, как одной из
форм обучения в дошкольном учреждении,
о том, как воспитателю готовиться к проведению
экскурсий на примере опыта МДОУ «Центр
развития ребенка – детский сад № 111»
г. Нижнего Новгорода. В статье выделены
этапы экскурсионной работы, целевые установки
каждого из них, методы и приемы работы
с детьми.
Особое место в статье уделено использованию
на экскурсиях дидактических игр и игр
тренингов, а также наблюдению и моделированию.
2. Афанасьева, Е.
О. Дидактическая игра «
В журнале подробно описана дидактическая игра «Времена года», разработанная петербургским логопедом Е. О. Астафьевой. Четко прописаны цели игры и содержание, подробно – ход игры. Представлены картинки – карточки, которые можно изготовить для игры. Автор предлагает несколько вариантов использования игры, методические советы и рекомендации по ее проведению.
17
3. Андриенко,
Н. К. Игра в экологическом
образовании дошкольников [
В статье раскрывается значение игры, как способе осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. Сформулированы требования, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников. А также представлены классификация игр, тематика, методические рекомендации и педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.
18
Библиографический список литературы
1. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников [текст] // Дошкольная педагогика / Январь Февраль/ 2007. – С. 10 – 12.
2. Афанасьева, Е.
О. Дидактическая игра «
3. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях [текст] // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М.: Просвещение, 1998. – 187 с.
4. Комарова, И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста[текст] / И. А. Комарова, Автореф. дис., канд. пед. наук. — М.: Просвещение, 1991.
5. Никитин, Б.П. Развивающие игры [текст] / Б. П. Никитин. - М.: Педагогика, 2003. - 211 с.
6. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. Группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения [текст] / С. Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.: ил.
7. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с. (189)
8. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. Для воспитателе дет. сада [текст] / С. Н. Николаева.- М.: Просвещение, 1999. – 207 с., ил.
9. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [текст] / С. Н. Николаева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с. (96)
19
10. Селивёрстов В.И. Дидактические игры с детьми. - М.: Просвещение, 2000. - 190 с.
11. Серебрякова, Т. А., Бакина, Н. А. Экскурсии как средство воспитания экологической культуры [текст] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9 / 2010. – С. 52 – 55.
12. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2002. - 360 с.
13. Эльконин, Д. Б. Психология игры [текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: АЛМА-ПРЕСС, 2000. - 356 с
Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников