История возникновения и развития органов Федерального казначейства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:21, реферат

Описание

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов

Содержание

История возникновения и развития органов федерального
казначейства в России до 1917 года..………………………………….…. .3

Банковская система исполнения бюджета………………………………. .6

Современный этап развития казначейства……………….……………… .7

Федеральное казначейство как участник бюджетного процесса………. .11

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность

органов Федерального казначейства…...………………………………… .13

Структура органов Федерального казначейства………………………… .14

Список литературы………………………………...……………………… .17

Работа состоит из  1 файл

КД реферат.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет) 

«Пермский финансово-экономический  колледж» – филиал Финуниверситета 
 
 
 

кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине «Казначейское дело» 

История возникновения и развития органов  Федерального казначейства в России 
 
 
 
 
 

                                      Выполнили

                                          студентки 301 группы:

                                          специализации «Казначейское дело»

                                                         Рюхова Екатерина

                                      Чугаева Наталья

                                                                       Преподаватель:

                                          Аитова Марина Илларьевна 
 
 
 
 
 

Пермь, 2010

Содержание

История возникновения  и развития органов федерального

казначейства в России до 1917 года..………………………………….…. .3

Банковская система  исполнения бюджета………………………………. .6

Современный этап развития казначейства……………….……………… .7

Федеральное казначейство как участник бюджетного процесса………. .11

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность

органов Федерального казначейства…...………………………………… .13

Структура органов  Федерального казначейства………………………… .14

Список литературы………………………………...……………………… .17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История возникновения и развития органов федерального казначейства в России до 1917 года.

       Казначейство  прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского  государства в целом.

       Зарождение  казначейской службы произошло еще  во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

       Казна, Казенный Приказ (Двор), образованный в 1512 году, стали началом создания новой системы централизованного Управления финансами Российского Государства XVI – XVII веках – приказной.

       В XVII веке охрана финансовых интересов  государства, его Казны регламентировалось Соборным Уложением 1649 года. Недаром  русская пословица гласит: «Крепко царство казной».

       В результате преобразований Петра Великого была создана Счетная или Казначейская Контора (в 1710 году), которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

       В годы правления Екатерины II была проведена (в 1785 году) реформа Городского Управления. В уезде как орган уездного финансового управления стояли Уездные Казначейства – учреждения исключительно кассовые.

       В Москве и Санкт-Петербурге были открыты  Государственные Казначейства для  штатных  и остаточных сумм, действовавшие с 1780 по 1821 гг. Они ведали всеми штатами, то есть бюджетными расходами, кроме расходов на армию и флот.

       На  рубеже XVIII-XIX веков в период царствования Павла I  были сделаны попытки  реорганизации управления финансами государства, была учреждена должность Государственного Казначея (в 1796 году).

       В начале царствования Александра I (1801-1825 гг.), им был одобрен проект министерской реформы.

       В 1802 году ведомству Государственного Казначея были учреждены Экспедиции, Казенные палаты и Уездные Казначеи в кассовом, счетном и контрольном отношениях. Ведомство Государственного Казначея было включено в состав Министерства финансов 2 февраля 1821 года под названием Департамента Государственного Казначейства.

       Основными предметами деятельности Департамента с 1821 года были:

    • движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств.
    • главное счетоводство этих приходов и расходов.
    • заведование монетной и пробирной частями.
    • дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств и главных управлений.
    • дела по составлению росписи доходов и расходов.

       На  Главное Казначейство возлагался: прием; хранение; отпуск сумм на расходы, производимые по общему Государственному Управлению.

        Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

        В начале XX века роль казначейства усиливается в связи  с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В  свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.

        Предметами ведения  казначеев в то время были:

        1) прием и хранение  всех принадлежащих Государственному  казначейству доходов;

        2) производство расходов  и высылка сумм из поступающих  в казначейство доходов;

        3) продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;

        4) выдача промысловых  свидетельств и бесплатных промысловых  билетов;

        5) счетоводство по  всем поступающим в казначейство  доходам и возложенным на них  расходам, а также по порученному  для хранения и продажи казенному имуществу;

        6) открытие текущих  счетов, размен денег, уплата процентов  по купонам, перевод денег. 

       Казначейство  России исполняло государственный  бюджет до 28 октября 1917 года. События 1917 года стали для отлаженной деятельности всей системы Казначейств страны роковым рубежом. Новой власти, собравшейся строить новое общество на основе распределения, нормирования функции Казначейства стали не нужны. 
 
 
 
 

       Банковская  система исполнения бюджета

       Проводя линию на объединение всего смежного, расчетного и кассового дела, Совет Народных Комиссаров принял в октябре 1918 года постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю смежно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. Кассовые функции Казначейства по постановлению о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка отошли к местным отделениям Народного банка.

        Исполнение бюджета  в условиях существования государственного бюджета обеспечивалось финансовыми  органами, находящимися одновременно в подчинении Министерства финансов и органов власти в регионах, а также Государственным банком.

        В конце 1991 года произошли  кардинальные изменения в бюджетном  устройстве страны. Прекратил свое существование государственный  бюджет, возникла бюджетная система, состоящая их трех уровней: федеральный, региональный и местный. На месте Государственного банка возник Центральный банк Российской Федерации, исполнение федерального бюджета не входило  в число его приоритетных задач.

       В 1992 году задачи исполнения федерального бюджета, обеспечения предварительного и текущего контроля при его исполнении, подготовки отчета об исполнении федерального бюджета были возложены на вновь создаваемые органы федерального казначейства. 
 
 
 
 

       Современный этап развития казначейства

       Казначейство, является структурной, в компетенцию которой входит оперативное прогнозирование своей деятельности, оно не может не учитывать основных макроэкономических пропорций и тенденций, складывающихся в экономике. Одновременно казначейская система исполнения федерального бюджета оказывает существенное влияние на основные макроэкономические показатели и их динамику.

       Таким образом, на этапе перехода к рыночной системе отношений государству  необходимо находить новые формы  управления финансовыми потоками. В  стране создались предпосылки для образования новой структуры (или хорошо забытой старой), обеспечивающей исполнение федерального бюджета.

       Указом  Президента Российской Федерации от 08.12.92 года №1556 «О федеральном казначействе»  в целях проведения государственной  бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства и территориальные органы по республикам, краям, областям и иным субъектам Федерации, а также городам, районам и районам в городах.

       Данным  Указом органам федерального казначейства предоставлены значительные права  по контролю за движением и использованием средств федерального бюджета. Правовой особенностью данного Указа является то, что он имеет силу закона, как принятый в 1992 году в обеспечение экономической реформы.

       С тех пор выплаты средств федерального бюджета в Российской Федерации  начали осуществляться через казначейство.

       Сегодня, федеральная казначейская система активно способствует процессу управления экономического имущества страны, его развитию во всех областях. Государство осознает, что национальное богатство требует организации и контроля.

       Развитие  казначейской системы характеризовалось расширением территориального охвата казначейской системы, завершением создания органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. После экспериментальной отработки соответствующих вопросов на казначейское исполнение бюджета переводились не охваченные ранее министерства и ведомства.

       Рассматривая  территориальный аспект развития казначейства в Российской Федерации, можно сказать, что к 1998 году практически во всех субъектах Российской Федерации  была создана единая система исполнения федерального бюджета Российской Федерации. По состоянию на октябрь месяц 1998 года в 88 из 89 субъектов Российской Федерации были созданы территориальные органы, которые осуществляют исполнение федерального бюджета.

Информация о работе История возникновения и развития органов Федерального казначейства в России