Экологическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:49, реферат

Описание

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая.

Работа состоит из  1 файл

Понятие об экологической безопасности.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)


1. Понятие об экологической безопасности

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия по снижению этих рисков, и каждый в состоянии их назвать.

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.

Отметим также, что понятие "экологическая безопасность" применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств.

Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Рассмотрим картину, отображающую уровеньэкологической безопасности в зависимости от интенсивности воздействия того или иного экологического фактора:

Сразу оговоримся, что под экологическим фактором подразумевается

элемент окружающей среды, способный оказывать воздействие на человека и живые организмы,

например, это свет, температура, содержание химических элементов и соединений, уровень кислотности и.т.д.

Рассмотрим приведенную диаграмму. Наибольший интерес для нас здесь представляют т.н. переходные барьеры, так как именно они отделяют состояние экологически безопасного развития (зону экологического комфорта) от состояния экологического риска. Эти барьеры имеют более сложное строение. С внутренней стороны существует зона тревожного ожидания (когда мы все еще находимся в состоянии экологического комфорта, но уже появляется риск перехода к неблагоприятной ситуации - экологический риск). С внешней стороны существует зона допустимого риска (пока еще экологический фактор не оказывает критического воздействие на здоровье человека/ состояние экосистемы. Предельные значения интенсивности экологического фактора означают экологическую катастрофу, приводящую к гибели человека/ разрушению экосистемы.

Все перечисленные зоны и границы в настоящее время четко определены и имеют конкретные числовые значения. Внешние границы зоны допустимого риска - это нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые максимальные и минимальные концентрации, ПДВ и ПДС, определением которых занимаются наши коллеги с кафедры геоэкологии. За соблюдение этих требований отвечает наша правовая система. Для определения границ зоны экологического комфорта существуют четкие санитарно-гигиенические требования (гигиена человека и окружающей среды). За соблюдением этих требований следит СЭС.

В задачу же выпускников кафедры экологической безопасности входит использование данных, предоставляемых смежными науками для того, чтобы идентифицировать экологические риски и перевести их в денежный эквивалент, чтобы затем уже в рамках существующего экологического законодательства добиться возмещения ущерба, причиненного субъекту экологического права в результате загрязнения окружающей среды.

Критерии экологической безопасности

Научная литература и различные рекомендательные и нормативные документы содержат множество частных критериев безопасности, в том числе и экологической безопасности. При этом часто невозможно судить, по какому из этих критериев можно вынести окончательное суждение о безопасности того или иного объекта. Поэтому возникает необходимость разработки и использования небольшого числа интегральных критериев безопасности и получения на их основе обобщенной оценки состояния объекта.

Для экосферы и ее частей - биомов, регионов, ландшафтов, т.е. более или менее крупных территориальных природных комплексов, включая административные образования может служить уровень эколого-экономического, или природно-производственного паритета, т.е. степени соответствия общей техногенной нагрузки на территория ее экологической техноемкости - предельной выносливости по отношению к повреждающим техногенным воздействиям.

Для отдельных экологических систем главными критериями безопасности выступает целостность, сохранность их видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей. Сходные критерии относятся и к технико-экономическим системам.

Наконец для индивидуумов главным критерием безопасности является сохранение здоровья и нормальной жизнедеятельности.

2, Понятие общественного производства

Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общест­венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Однако признанием и разъяснением данного принципи­ального положения социально-философской теории марксизма тема "производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство ("производство сознания"), производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е. определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от чисто экономического толкования сущности производства, философс­кий подход позволяет рассмотреть последнее как производство об­щественной жизни, выражение органической целостности человечес­кой деятельности.

В составе историко-материалистического учения об обществе ка­тегория общественного производства дает представление о целост­ности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя единство и взаимодействие материального и духовного начал (про­цессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет дея­тельность людей по производству и воспроизводству условий своего бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) об­щественного производства выступает развитие человека, как об­щественного существа.

Маркс писал: "Если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как, например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как мо­мент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс произ­водства выступает здесь только как момент. Условия и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются моментами,  а в качестве субъектов выступают только индивиды, но индивиды в их взаимоотношениях,  которые они как  воспроизводят, так и производят заново. Здесь перед нами их собственный посто­янный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в та­кой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатс­тва." /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./ Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество, или, что то же самое, производство человека, как общественного существа. По отношению к этой цели и результату все остальное - будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непос­редственный процесс производства - оказываются лишь моментами, или средствами и материальным условием осуществления индивидами своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса движения". Этот вывод можно сформулировать иначе: именно произ­водство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и ду­ховных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом.

Развивая это положение в плане раскрытия структуры обществен­ного производства и взаимодействия ее составных частей, необхо­димо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства ма­териальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка развития собственно человеческой (общественной) истории и самой способности людей делать историю. Она остается таковой на любом этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз­никают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важ­ные, существенные. По мере того как человек переходил от присво­ения готовых продуктов к труду, происходило формирование челове­ческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности. Производство сознания включается непосредственно в реальный про­цесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни (впоследствии, в результате общественного разделения труда появляется собственно духовное производство). Однако еще более важ­ной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство условий и средств материального существования людей с самого на­чала было (объективно, независимо от степени осознания этого факта) производством самого человека, способом формирования и развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и развития производства нельзя даже представить себе возможность выделения человека как самостоятельного субъекта, активного дея­теля из первоначально нерасчлененного общественного целого.

Общественное производство есть динамичная система и структу­ра. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на первый план и становятся определяющими. Труд, средства произ­водства, знания (наука и опыт), также природные и социальные ус­ловия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внут­реннюю структуру производительных сил (материальных и духовных) на всех этапах развития общественного производства. Однако живое движение этих сил в истории общественного производства многооб­разно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые могут превращаться по отношению к друг другу из средства в цель; преобразуется само отношение между трудом и производством вооб­ще.

Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать определяющую роль способа производства в общественном развитии - необходимо также осознать, что сам человек является основой об­щественного производства. Энгельсовское положение о "производс­тве людей" (в предисловии к первому изданию "Происхождение семьи, частной собственности и государства") рассматривает про­изводство человека не только в плане продолжения рода, но и в плане процесса формирования и развития социальных качеств инди­вида, становления и развития личности. И если не упускать из ви­да, что человек есть главная производительная сила, то надо приз­нать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффек­тивного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отноше­ние к историческим изменениям общественного производства и прог­рессу общества.

Исходя из сказанного, "тайна" общественного производства зак­лючена в "обработке людей людьми" (К.Маркс), в том, как люди производят друг друга, в характере общественной связи. Это относится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание, собственно, только там и возникает, где индивид оказывается вы­нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы гла­зами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного характера развития материальной и духовной деятельности надо ис­кать в реальной системе общественных отношений.

Итак, понятие общественного производства занимает в системе категорий исторического материализма особое место. Оно вбирает в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) та­ких отправных идей социально-философской теории марксизма, как положение о практическом характере общественной жизни, предмет­но-деятельной природе человека, а также целостного характера об­щественной деятельности людей. В этом плане понятие общественно­го производства приобретает значение основополагающего принципа, конституирующего весь исторический процесс в качестве определен­ной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалекти­ческом единстве.

Структура общественного производства

Структурирование общественного производства опирается на три пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про­изводство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых оно предстает как "многократно расчлененная" (К.Маркс) катего­рия.

Общественное производство как механизм общественного развития является диалектически противоречивым единством процесса и про­дукта. Процесс производства "угасает в продукте" (К.Маркс), а его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.191). Процесс производства осуществляется ради продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания процесса производства. Целостность процесса и продукта произ­водства есть целостность общественного труда, в котором они сов­падают, ибо продукт это овеществленный, а процесс - живой труд. Овеществленный труд - первая характеристика целостности общест­венного производства.

Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе и качественной скачкообразности общественного развития, выражаю­щейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывнос­ти его количественных изменений и их накопление. Количественная непрерывность производства выступает как расширенной воспроиз­водство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить непрерывность своего производства означает конец ее развития и существования. Непрерывность истории - это непрерывность произ­водства, которая не исключает, а предполагает прерывность произ­водства отживающих общественных систем, на смену которым прихо­дят другие. Непрерывность общественного производства, его совпа­дение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: "также как общество не может перестать потреблять, так не может оно пе­рестать производить. Поэтому всякий общественный процесс произ­водства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном по­токе своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства". Непрерывность расширенного воспроизводства - вторая (количественная) характеристика целостности общественного производства.

Целостность производства как воспроизводства выступает сис­темным единством четырех процессов: производства, распределения, обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют "собственные моменты" производства и выступают как "части едино­го целого; различия внутри единства". Отсюда следует первое и абстрактное определение системной структуры общественного произ­водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потреб­ление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность функционирования общественного производства как механизма разви­тия общества.

Информация о работе Экологическая безопасность