Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:49, реферат
Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая.
Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производства и потребления: "производство есть потребление, потребление есть производство" (К. Маркс). Это значит, что всякое производство есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат "процесса производства столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата". Поэтому производство результатов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов.
Системная структура общественного производства принимает таким образом более конкретный вид:
1. Производство результатов;
2. Распределение результатов;
3. Обмен результатов;
4. Потребление предпосылок.
Продукты воспроизводства едины и многи. Едины они в том, что общественны, что составляют общество, которое есть единый продукт производства. Маркс писал: "если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество..."
Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообразие. Если общество в целом - продукт производства, то и любой его компонент - тоже продукт производства, который не является монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов требует потребления других предпосылок. Единственным основанием выделения классов общественного продукта может быть только признак "необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводства" (К.Маркс). Таких классов продуктов можно выделить только четыре (соответственно числу процессов производства), ибо отсутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроизводства невозможной: материальные блага в составе средств производства и предметов потребления (для краткости вещи); общественные отношения и их организационные формы (для краткости организации), общественное сознание, выраженное как информация (для краткости информация); население, люди, человек (для краткости люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоотражают друг друга: каждый из них и овеществлен, и организован (воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей), т.е. каждый из них универсален, но особым образом.
Системная структура общественного производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство результатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).
Единый процесс общественного производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая - сфера материального производства, результат которого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, результат которого - организации, организованные общественные отношения. Третья - сфера духовного производства, результат которого - информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая - сфера производства человека, результат которого люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.
Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалектическое противоречие между материальной и социальной сферами общественного производства, где первая определяет вторые (основной социалогический закон), а вторые создают все необходимые социальные условия для производства материальных благ (вещей) из материала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует мере и уровню первой.
Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общественного производства осуществляется на пути рассмотрения многообразных исторических проявлений и уровней развития средств производства в различных общественно-экономических формациях, где они проходят путь от синкретической слитности в первобытной формации до уровня сознательной организованности, общественности в более поздних формациях.
В отличие от отдельных отраслей общественного производства, совокупное производство не имеет строго очерченных социальных пространственно-временных границ и не локализовано в структуре общественно-экономической формации. Рассматривая общество под углом зрения производства, мы анализируем социальные группы и личности прежде всего в качестве творцов общественных благ. Освоение мира и его преобразование подчинено получению этих благ. В названном аспекте акцентируется созидательная функция человечества; участие в производстве рассматривается в качестве родового признака людей: "А производственная жизнь - писал К.Маркс,
- и есть родовая жизнь". Не локализованы и вездесущи такие, упомянутые Марксом "отрасли", как производство личности, производство общественной жизни. Они создают, так сказать, общесоциальные, отличные от частных и частичных ценности.
"Основной вопрос" производства заключается в том, что производится в данном виде деятельности, какое благо созидается в нем, материальное или духовное, социальное или политическое, человеческий организм или качества личности, производственные отношения или средства к жизни, формы общественных отношений и общения или жизнь общества как способ существования социальных субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) и интегральное состояние функционирующей и развивающейся общественной системы.
В каждом виде общественного производства "задействованы" свои силы, помимо производственных сил материального производства, силы: политические, семейно-бытовые и т.д. Здесь складываются отношения субъектов по поводу средств, организации и результатов данной деятельности, то или иное производственное общение и поведение. В итоге "... всегда имеется определенный общественный организм, общественный субъект, действующий в более или менее обширной совокупности отраслей производства"
Жизнь общества не исчерпывается производством и включает непроизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, - непроизводственную жизнь. Так, участвуя в деятельности в свободное время, человек-работник превращается в "иного субъекта", который обновленным "вступает в непроизводственный процесс производства" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Таким же должен быть методологический подход к общественному производству, производству вообще и к его отдельной отрасли.
В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводственное использование созданного в соответствующем производстве блага: взаимодействуют политические, духовно-идеологические, социальные обмен и потребление. Последние выделяются, несмотря на то, что в обществе непроизводительное использование одного блага всегда сопровождается созданием каких-либо других видов ценностей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределение, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общественной ситуации.
Категория "общественное производство" относится к философско-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, - первичность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь общества", "общественный прогресс", "законы общества" фиксируют единство социальной системы. Понятия общественно-экономической формации, образа жизни, законо социальной революции, антагонистического и неантагонистического общества, исторической эпохи и др. и системность этапов и типов исторического прогресса, понятие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют системность элементов общества. Производство как созидание общественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент" (К.Маркс) по отношению к не созиданию; материальное производство первично к духовному и другим производствам.
Существование общественного производства, его социально-общих черт и связей "улавливается" "производственным аспектом" исторического материализма как логическое завершение познания материального, духовного и всех других видов пространств.
В качестве неполярных противоположностей соотносятся производственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными же противоположностями являются непосредственно (или собственно) производство и собственно потребление, производство вообще и потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно предполагают и исключают друг друга в качестве противоположностей общественное и индивидуальное производство.
3.Здоровье чел. как критерий э. б.
К сожалению, подавляющая масса сообщений о состоянии здоровья детей в экологически неблагополучных регионах основывается на суммарных показателях загрязнения атмосферы без учета класса опасности веществ, без специально запланированного изучения их действия на детский организм.
Общепринятыми гигиеническими нормативами, регламентирующими безопасное для человека загрязнение биосферы. Являются ПДК химических агентов. Проблема в том, что безопасного загрязнения окружающей среды не бывает. Кроме того, гигиенические нормативы ПДК вредных веществ в биосфере разработаны на основе изучения реакции взрослых людей. Они не предусматривают существование возрастных вариаций чувствительности. Более того, не установлено дозовой зависимости действия антропогенов окружающей среды на здоровье детей с учетом превышения ПДК. Всего несколько молекул химического мутагена достаточно, чтобы вызвать генную, хромосомную мутацию или порок развития эмбриона. Поэтому снизить величину так называемого мутационного груза (частоту хромосомных болезней, наследственных болезней) пока невозможно, как невозможно полностью удалить мутагены из окружающей среды.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что в экологически неблагоприятных районах регистрируется повышенная заболеваемость как взрослых, так и детей. Показано, что в 12 наиболее индустриально развитых регионах России, которые могут быть отнесены к зонам экологического кризиса, уровень младенческой смертности на 25% выше по сравнению с благополучными районами. В структуре причин младенческой смертности в городах с развитой химической промышленностью врожденные пороки развития и опухоли составляют до 36-40% и занимают первое место.
С загрязнением атмосферного воздуха оксидом углерода, оксидами азота, сернистым газом основными причинами детской смертности являются асфиксия. Родовая травма, врожденные пороки развития, хроническая патология ЛОР-органов.
В центрах металлургии заболеваем
При проживании детей в условиях ртутьсодержащ
Опасность для детей представляет не только загрязнение атмосферы, но и почвы, воды. В зонах, близких к ТЭЦ, наблюдается высокая загрязненность почвы солями тяжелых металлов, именно в этих районах показатели общей заболеваемости и патологии органов дыхания у детей более чем в 1,5 раза выше, чем в контрольных экологически благополучных зонах.
Химические ирританты, почти все тяжелые металлы, диоксины, полицеклические углеводородыоказывают угнетающее влияние на местный, а позднее и на системный иммунитет ребенка, вызывая «экологический иммунодефицит».
Рост распространенности умственной отсталости и аномалий поведения у детей США, отмеченный в 80-х годах, побудил Конгресс принять специальный закон о выявлении и предупреждении свинцовой энцефалопатии у дете
У детей, которые проживают в сельских местностях и имеют тесный контакт с пестицидами и гербицидами, в большей частоте выявляются нейровегетативные дистонии, функциональные патологии щитовидной железы.
Существуют обобщенные данные о распространенности хронических форм патологии в экологически неблагополучных территориях в сравнении со средними данными по России, которые представлены в следующей таблице.
Экологическая патология детства – это врожде
Человек, обладающий крепким здоровьем, справедливо считает, что ему повезло. Когда же речь идет о заболеваемости и смертности в той или иной группе населения, то дело отнюдь не в везении. Все больше и больше наше здоровье зависит от состояния окр. среды. Конечно, влияние химических загрязнителей среды специфично, но, тем не менее, деятельность экологических организаций и научные исследования позволили сформулировать некоторые рекомендации по обеспечению экологической безопасности нашей повседневной жизнедеятельности.