Экологическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:49, реферат

Описание

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая.

Работа состоит из  1 файл

Понятие об экологической безопасности.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производс­тва и потребления: "производство есть потребление, потребление есть производство" (К. Маркс). Это значит, что всякое производс­тво есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диа­лектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но раз­ных отношениях. Противоречивость производства и потребления по­рождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тож­дество результата и предпосылки. Результат "процесса производс­тва столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата". Поэтому производство результа­тов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов.

Системная структура общественного производства принимает та­ким образом более конкретный вид:

1. Производство результатов;

2. Распределение результатов;

3. Обмен результатов;

4. Потребле­ние предпосылок.

Продукты воспроизводства едины и многи. Едины они в том, что общественны, что составляют общество, которое есть единый про­дукт производства. Маркс писал: "если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общест­венного процесса производства всегда выступает само общество..."

Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообра­зие. Если общество в целом - продукт производства, то и любой его компонент - тоже продукт производства, который не является монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов тре­бует потребления других предпосылок. Единственным основанием вы­деления классов общественного продукта может быть только признак "необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводс­тва" (К.Маркс). Таких классов продуктов можно выделить только четыре (соответственно числу процессов производства), ибо от­сутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроиз­водства невозможной: материальные блага в составе средств произ­водства и предметов потребления (для краткости вещи); обществен­ные отношения и их организационные формы (для краткости органи­зации), общественное сознание, выраженное как информация (для краткости информация); население, люди, человек (для краткости люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоот­ражают друг друга: каждый из них и овеществлен, и организован (воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей), т.е. каждый из них универсален, но особым образом.

Системная структура общественного производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство ре­зультатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распреде­ление результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).

Единый процесс общественного производства диалектически диф­ференцируется соответственно качеству и числу классов обществен­ных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противо­речивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фунда­ментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каж­дая из которых объединяет в себе однородные по конечному резуль­тату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая - сфера материального производства, результат кото­рого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, ре­зультат которого - организации, организованные общественные от­ношения. Третья - сфера духовного производства, результат кото­рого - информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая - сфера производства человека, результат которого люди, население. Четыре сферы производства диалектически проти­воположны и едины. Едины они в том, что производство одного про­дукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэ­тому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.

Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалекти­ческое противоречие между материальной и социальной сферами об­щественного производства, где первая определяет вторые (основной социалогический закон), а вторые создают все необходимые соци­альные условия для производства материальных благ (вещей) из ма­териала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует ме­ре и уровню первой.

Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общест­венного производства осуществляется на пути рассмотрения много­образных исторических проявлений и уровней развития средств про­изводства в различных общественно-экономических формациях, где они проходят путь от синкретической слитности в первобытной фор­мации до уровня сознательной организованности, общественности в более поздних формациях.

В отличие от отдельных отраслей общественного производства, совокупное производство не имеет строго очерченных социальных пространственно-временных границ и не локализовано в структуре общественно-экономической формации. Рассматривая общество под углом зрения производства, мы анализируем социальные группы и личности прежде всего в качестве творцов общественных благ. Ос­воение мира и его преобразование подчинено получению этих благ. В названном аспекте акцентируется созидательная функция челове­чества; участие в производстве рассматривается в качестве родо­вого признака людей: "А производственная жизнь - писал К.Маркс,

- и есть родовая жизнь". Не локализованы и вездесущи такие, упо­мянутые Марксом "отрасли", как производство личности, производс­тво общественной жизни. Они создают, так сказать, общесоциаль­ные, отличные от частных и частичных ценности.

"Основной вопрос" производства заключается в том, что произ­водится в данном виде деятельности, какое благо созидается в нем, материальное или духовное, социальное или политическое, че­ловеческий организм или качества личности, производственные от­ношения или средства к жизни, формы общественных отношений и об­щения или жизнь общества как способ существования социальных субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) и интегральное состояние функционирующей и развивающейся общественной системы.

В каждом виде общественного производства "задействованы" свои силы, помимо производственных сил материального производства, силы: политические, семейно-бытовые и т.д. Здесь складываются отношения субъектов по поводу средств, организации и результатов данной деятельности, то или иное производственное общение и по­ведение. В итоге "... всегда имеется определенный общественный организм, общественный субъект, действующий в более или менее обширной совокупности отраслей производства"

Жизнь общества не исчерпывается производством и включает неп­роизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, - непроизводственную жизнь. Так, участвуя в деятельности в сво­бодное время, человек-работник превращается в "иного субъекта", который обновленным "вступает в непроизводственный процесс производства" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Таким же должен быть ме­тодологический подход к общественному производству, производству вообще и к его отдельной отрасли.

В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводствен­ное использование созданного в соответствующем производстве бла­га: взаимодействуют политические, духовно-идеологические, соци­альные обмен и потребление. Последние выделяются, несмотря на то, что в обществе непроизводительное использование одного блага всегда сопровождается созданием каких-либо других видов ценнос­тей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределе­ние, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общест­венной ситуации.

Категория "общественное производство" относится к философс­ко-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, - первич­ность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь общества", "общественный прогресс", "законы общества" фиксируют единство социальной системы. Понятия общественно-экономической формации, образа жизни, законо социальной революции, антагонистического и неантагонистического общества, исторической эпохи и др. и системность этапов и типов исторического прогресса, поня­тие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют системность элементов общества. Производство как созидание об­щественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент" (К.Маркс) по отношению к не созиданию; материальное производство первично к духовному и другим производствам.

Существование общественного производства, его социально-общих черт и связей "улавливается" "производственным аспектом" истори­ческого материализма как логическое завершение познания матери­ального, духовного и всех других видов пространств.

В качестве неполярных противоположностей соотносятся произ­водственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными же противоположностями являются непосредственно (или собственно) производство и собственно потребление, производство вообще и потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно предполагают и исключают друг друга в качестве противоположнос­тей общественное и индивидуальное производство.

3.Здоровье чел. как критерий э. б.

К сожалению, подавляющая масса сообщений  о состоянии здоровья детей в  экологически неблагополучных регионах основывается на суммарных показателях загрязнения атмосферы без учета класса опасности веществ, без специально запланированного изучения их действия на детский организм.

      Общепринятыми гигиеническими нормативами, регламентирующими  безопасное для человека загрязнение  биосферы. Являются ПДК химических агентов. Проблема в том, что безопасного загрязнения окружающей среды не бывает. Кроме того, гигиенические нормативы ПДК вредных веществ в биосфере разработаны на основе изучения реакции взрослых людей. Они не предусматривают существование возрастных вариаций чувствительности. Более того, не установлено дозовой зависимости действия антропогенов окружающей среды на здоровье детей с учетом превышения ПДК. Всего несколько молекул химического мутагена достаточно, чтобы вызвать генную, хромосомную мутацию или порок развития эмбриона. Поэтому снизить величину так называемого мутационного груза (частоту хромосомных болезней, наследственных болезней) пока невозможно, как невозможно полностью удалить мутагены из окружающей среды.

      Многочисленные данные свидетельствуют о том, что в экологически неблагоприятных районах регистрируется повышенная заболеваемость как взрослых, так и детей. Показано, что в 12 наиболее индустриально развитых регионах России, которые могут быть отнесены к зонам экологического кризиса, уровень младенческой смертности на 25% выше по сравнению с благополучными районами. В структуре причин младенческой смертности в городах с развитой химической промышленностью врожденные пороки развития и опухоли составляют до 36-40% и занимают первое место.

      С загрязнением атмосферного воздуха  оксидом углерода, оксидами азота, сернистым газом основными причинами детской смертности являются асфиксия. Родовая травма, врожденные пороки развития, хроническая патология ЛОР-органов.

      В центрах металлургии заболеваемость детей хроническими болезнями органов пищеварения, органов дыхания, ЦНС, кожи, глаз на 40% выше, чем в относительно «чистых» регионах и городах.

      При проживании детей в условиях ртутьсодержащих выбросов промышленных предприятий, загрязнения окружающей среды бериллием, железом, алюминием отмечено превышение их заболеваемости более чем в 2 раза по сравнению с благополучными территориями. При этом отмечено доминирование болезней нервной системы, глаз, дыхательных путей.

      Опасность для детей представляет не только загрязнение атмосферы, но и почвы, воды. В зонах, близких к ТЭЦ, наблюдается высокая загрязненность почвы солями тяжелых металлов, именно в этих районах показатели общей заболеваемости и патологии органов дыхания у детей более чем в 1,5 раза выше, чем в контрольных экологически благополучных зонах.

      Химические  ирританты, почти  все тяжелые металлы, диоксины, полицеклические  углеводородыоказывают угнетающее влияние на местный, а позднее и на системный иммунитет ребенка, вызывая «экологический иммунодефицит».

      Рост  распространенности умственной отсталости и аномалий поведения у детей  США, отмеченный в 80-х годах, побудил  Конгресс принять специальный закон  о выявлении и предупреждении свинцовой энцефалопатии у детей  на основе долговременного мониторинга здоровья детей.

      У детей, которые проживают в сельских местностях и имеют тесный контакт  с пестицидами и гербицидами, в большей частоте выявляются нейровегетативные дистонии, функциональные патологии щитовидной железы.

      Существуют  обобщенные данные о распространенности хронических форм патологии в экологически неблагополучных территориях в сравнении со средними данными по России, которые представлены в следующей таблице. 

 Экологическая патология детства – это врожденные пороки, аллергические заболевания, хронические нервно-психические и соматические болезни, а также онкологические заболевания. Ее определяют также появлению необычных заболеваний, атипичность течения известных болезней у детей, а также «омоложение» ряда нозологических форм (язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, ИБС, инфаркт миокарда). Проведенное многоплановое исследование в России дало реальную картину патологии детей в городе с развитой промышленностью в условиях экологического неблагополучия и подчеркнуло важность улучшения в нем как макро-, так и микроэкологической обстановки, необходимость проведения ряды лечебно-профилактических мероприятий и совершенствования службы здравоохранения.

      Человек, обладающий крепким здоровьем, справедливо  считает, что ему повезло. Когда  же речь идет о заболеваемости и смертности в той или иной группе населения, то дело отнюдь не в везении. Все больше и больше наше здоровье зависит от состояния окр. среды. Конечно, влияние химических загрязнителей среды специфично, но, тем не менее, деятельность экологических организаций и научные исследования позволили сформулировать некоторые рекомендации по обеспечению экологической безопасности нашей повседневной жизнедеятельности.

Информация о работе Экологическая безопасность