Уголовная ответственность
и возмещение нанесенного ущерба
применяются
значительно реже,
чем надо бы. Да и невозможно его полностью
возместить,
так как он часто
достигает многих миллионов рублей
или вообще не поддается
денежному измерению.
И обычно
за год по всей стране рассматривается
не более двух десятков
дел по ответственности
за загрязнение воздуха и воды, повлекшее
тяжелые
последствия, да
и самые многочисленные дела, связанные
с браконьерством, не
превышают полутора
тысяч в год, что несравнимо меньше
реального количества
правонарушений.
Правда, в последнее время наметилась
тенденция роста этих
цифр.
Другими причинами
слабого регулирующего действия
природоохранительного
законодательства
является недостаточная обеспеченность
предприятий
техническими
средствами для эффективной очистки
сточных вод и загрязненных
газов, а проверяющих
организаций — приборами для
контроля за загрязнением
окружающей среды.
2.Понятие
экологического управления
Целью правового
регулирования в экологическом
праве является гармонизация отношений
человека и природы, охрана окружающей
среды и отдельных природных
объектов, рациональное природопользование.
Поэтому особое значение имеет специальная
деятельность, направленная на достижение
необходимого правового результата. Нормативного
воздействия самого по себе не достаточно
для эффективности для эффективности
эколого-правовых норм, требуются управленческие
воздействия административного, дисциплинарного,
финансового и экономического характера,
издание правоприменительных актов. Таким
образом, экологическое управление - объективно
необходимая деятельности, направленная
на охрану окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов.
Экологическое
управление - урегулированная нормами
права деятельность специально уполномоченных
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, должностных
лиц, а также деятельность юридических
лиц и граждан, направленная на создание
конкретных правоотношений в сфере охраны
окружающей среды, рационального природопользования,
соблюдения экологических прав и исполнения
экологических обязанностей.
С.А. Боголюбов
и соавторы рассматривают экологическое
управление как совокупность общественных
отношений, возникающих между управляющим
субъектов и управляемым субъектом по
поводу соблюдения экологического законодательства
и обязательных экологических требований.
В зависимости
от субъекта экологического управления
можно выделить его различные
виды:
- органы государственной
власти и их должностные лица - государственное
экологическое управление;
- органы местного
самоуправления и их должностные лица
- муниципальное экологическое управление;
- юридические
лица, индивидуальные предпринимателя
- производственное экологическое управление;
- граждане,
общественные объединения - общегражданское
экологическое управление.
Государственное
экологическое управление.
В соответствии
со статьей 71 Конституции РФ к исключительным
полномочиям Российской Федерации
отнесены следующие вопросы:
- регулирование
и защита прав и свобод человека и гражданина
(п. "в");
- ст. 42 Конституции
РФ к правам человека относит право на
благоприятную окружающую среду, право
на доступ к экологической информации
и право на возмещение вреда, причиненного
экологическим правонарушением;
- федеральная
государственная собственность и управление
ею (п. "д");
- лесные участки
в составе земель лесного фонда находятся
в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8
Лесного кодекса РФ);
- водные объекты
находятся в собственности Российской
Федерации (федеральной собственности),
за исключением пруда, обводненного карьера,
расположенного в границах земельного
участка, принадлежащего на праве собственности
субъекту Российской Федерации, муниципальному
образованию, физическому лицу, юридическому
лицу (ч. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса РФ);
- недра в границах
территории Российской Федерации, включая
подземное пространство и содержащиеся
в недрах полезные ископаемые, энергетические
и иные ресурсы, являются государственной
собственностью (ст. 1.2 Закона РФ "О недрах),
при этом в соответствии со ст. 2.1 Закона
РФ "О недрах" выделяются участки
недр федерального значения, а в соответствии
со ст. 2.2 названного Закона - Федеральный
фонд резервных участков недр;
- к федеральной
собственности могут быть отнесены следующие
объекты животного мира: редкие и находящиеся
под угрозой исчезновения, а также занесенные
в Красную книгу Российской Федерации;
обитающие на особо охраняемых природных
территориях федерального значения; населяющие
территориальное море, континентальный
шельф и исключительную экономическую
зону Российской Федерации; подпадающие
под действие международных договоров
Российской Федерации; отнесенные к особо
охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
естественно мигрирующие по территориям
двух и более субъектов Российской Федерации
(ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ
"О животном мире");
- установление
основ федеральной политики и федеральные
программы в области государственного,
экономического, экологического развития
Российской Федерации (п. "е");
- см. распоряжение
Правительства РФ от 31.08.2002 №1255-р "Об
Экологической доктрине Российской Федерации",
приказ МПР РФ от 28.10.2003 №961 "О Плане
действий по реализации Экологической
доктрины Российской Федерации на 2003-2005
годы";
- см. Указ Президента
РФ от 01.04.1996 №440 "О Концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию";
- Федеральная
целевая программа "Экология и природные
ресурсы России (2002-2010 годы) завершена
в 2005 году в соответствии с распоряжением
Правительства РФ от 17.11.2005 №1952-р, новая
программа не принята;
- ядерная энергетика,
расщепляющиеся материалы (п. "и");
- международные
договоры Российской Федерации (п. "к");
- Конвенция
о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического
оружия и о его уничтожении ратифицирована
Федеральным законом от 05.11.1997 N 138-ФЗ;
- Объединенная
конвенция о безопасности обращения с
отработавшим топливом и о безопасности
обращения с радиоактивными отходами
ратифицирована Федеральным законом от
04.11.2005 N 139-ФЗ;
- Базельская
конвенция о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением
ратифицирована Федеральным законом от
25.11.1994 N 49-ФЗ;
- Конвенция
о сохранении ресурсов минтая и управлении
ими в центральной части Берингова моря
ратифицирована Федеральным законом от
17.12.1994 N 61-ФЗ;
- Соглашение
об осуществлении положений Конвенции
Организации Объединенных Наций по морскому
праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются
сохранения трансграничных рыбных запасов
и запасов далеко мигрирующих рыб и управления
ими ратифицировано Федеральным законом
от 26.04.1997 N 69-ФЗ;
- уголовное
и гражданское законодательство (п. "о").
В соответствии
со статьей 72 Конституции РФ к вопросам
совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов отнесены:
- вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами
(п. "в");
- разграничение
государственной собственности (п. "г");
- природопользование;
охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности; особо охраняемые
природные территории; охрана памятников
истории и культуры (п. "д");
- общие вопросы
образования (п. "е");
- осуществление
мер по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их
последствий (п. "з");
- административное,
земельное, водное, лесное законодательство,
законодательство о недрах, об охране
окружающей среды (п. "к");
- защита исконной
среды обитания и традиционного образа
жизни малочисленных этнических общностей
(п. "м").
Для выполнения
государственных функций создаются
органы государственной власти, которые
в пределах своей компетенции
реализуют государственную политику,
в том числе, в сфере экологического
управления.
Среди функций
государственного экологического управления
можно выделить: учет, планирование,
контроль, мониторинг, экологическое нормирование,
государственная экологическая экспертиза,
экономическое управление и другие.
Муниципальное
экологическое управление
Вопросы местного
значения, то есть полномочия муниципальных
образований, приводятся в Главе 3 "Вопросы
местного значения" Федерального закона
от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации".
Так, в соответствии
со ст. 16 указанного Федерального закона
к вопросам местного значения городского
округа относятся:
- владение,
пользование и распоряжение имуществом,
находящимся в муниципальной собственности
городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального
закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);
- участие в
предупреждении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в границах городского
округа (п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона
от 06.10.2003 №131-ФЗ);
- организация
мероприятий по охране окружающей среды
в границах городского округа (п. 11 ч. 1
ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);
- организация
сбора, вывоза, утилизации и переработки
бытовых и промышленных отходов (п. 24 ч.
1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);
- организация
благоустройства и озеленения территории
городского округа, использования, охраны,
защиты, воспроизводства городских лесов,
лесов особо охраняемых природных территорий,
расположенных в границах городского
округа (п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона
от 06.10.2003 №131-ФЗ); осуществление муниципального
лесного контроля и надзора (п. 38 там же);
- утверждение
генеральных планов городского округа,
правил землепользования и застройки,
резервирование земель и изъятие, в том
числе путем выкупа, земельных участков
в границах городского округа для муниципальных
нужд, осуществление земельного контроля
за использованием земель городского
округа (п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона
от 06.10.2003 №131-ФЗ)
- создание,
развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов местного значения
на территории городского округа (п. 30
ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003
№131-ФЗ).
Для решения
вопросов местного значения создаются
органы местного самоуправления и их
структурные подразделения, принимаются
муниципальные правовые акты.
Эффективность
муниципального экологического управления
существенно снизилась в связи
с исключением из Федерального закона
"Об охране окружающей среды" полномочий
органов местного самоуправления по
муниципальному экологическому контролю.
Вместе с тем в настоящий момент
органы местного самоуправления обладают
полномочиями в сфере муниципального
лесного контроля и надзора и
муниципального земельного контроля.
Производственное
экологическое управление
Юридические лица,
индивидуальные предприниматели обладают
комплексом прав и обязанностей в
сфере экологического управления. Конкретные
полномочия юридического лица, индивидуального
предпринимателя зависят от сферы
хозяйственной и иной деятельности,
которую они осуществляют.
К наиболее типичным
функциям производственного экологического
управления можно отнести:
- проведение
оценки воздействия на окружающую среду
планируемой хозяйственной и иной деятельности,
которая может оказать прямое или косвенное
воздействие на окружающую среду, независимо
от организационно-правовых форм собственности
субъектов хозяйственной и иной деятельности;
заказчиком проведения оценки воздействия
выступает субъект хозяйственной деятельности
(ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ
"Об охране окружающей среды"; Приказ
Госкомэкологии от 16.0.5.2000 №372 "Об утверждении
Положения об оценке воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации");
- направление
в уполномоченный орган материалов на
проведение государственной экологической
экспертизы в случае, если субъектом хозяйственной
деятельности намечается реализация объекта
экологической экспертизы (объекты экологической
экспертизы федерального уровня приводятся
в статье 11, регионального уровня - в статье
12 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ
"Об экологической экспертизе");
- разработка
декларация промышленной безопасности
опасного производственного объекта,
ее утверждение руководителем организации,
эксплуатирующей опасный производственный
объект (см. ст. 14 Федерального закона от
21.0.7.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности
опасного производственного объекта");
- разработка
проектов нормативов воздействия на окружающую
среду, получение необходимых разрешений,
лицензий, утверждение нормативов, лимитов
для осуществления природопользования
и оказания негативного воздействия на
окружающую среду;
- осуществление
производственного экологического контроля
(ст. 67 Федерального закона "Об охране
окружающей среды"), привлечение к дисциплинарной
ответственности работников, которые
ненадлежащим образом исполняют свои
должностные обязанности, связанные с
осуществлением функций экологического
управления на предприятии;
- назначение
экологического аудита;
- осуществление
экологического страхования, как добровольного,
так и обязательного;
- экологическая
сертификация продукции и технологий.
Общегражданское
(общественное) экологическое
управление
Функции общественного
экологического управления можно разделить
на общие (реализующиеся в различных
сферах общественной жизни) и специальные
(связанные с реализацией экологических
прав и обязанностей).
Общие функции
общественного экологического управления:
- право на
защиту прав, в том числе экологических
прав, в суде;
- свобода мысли
и слова;
- свобода собраний;
- право на
участие в управление делами государства
как непосредственно, так и через своих
представителей;
- право обращаться
лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления;
- право получать
и распространять информацию любыми, не
противоречащими закону, способами.
Специальные функции
общественного экологического управления:
- инициатива
проведения общественной экологической
экспертизы;
- организация
и проведение общественной экологической
экспертизы;
- участие в
общественном обсуждении в рамках процедуры
оценки воздействия на окружающую среду.
3.Принятие
экологических решений
Место
экологической оценки
в системе принятия
решений
Главным результатом
экологической оценки должен являться
учет экологических факторов в процессе
принятия решений по намечаемой деятельности.
Учет этих факторов может иметь место
на разных стадиях процесса экологической
оценки и проектного цикла. Инициатором
деятельности или разработчиками принимаются
предпроектные и проектные решения различного
уровня, на которые могут влиять промежуточные
и окончательные результаты экологической
оценки. Так, проектные решения могут приниматься
или корректироваться с учетом результатов
сравнительного анализа альтернативных
вариантов, позиций заинтересованных
сторон и т.п. На основе прогноза воздействий
могут быть приняты решения об осуществлении
мер по их смягчению. Различные государственные
органы в процессе консультаций и согласований
также могут принимать решения о допустимости
конкретного вида воздействия или об ограничениях,
налагаемых на определенные аспекты намечаемой
деятельности, выдавать определенные
разрешения или лицензии. Эффективность
экологической оценки существенно зависит
от того, в какой мере ее материалы используются
при принятии этих многочисленных решений.