Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:38, контрольная работа

Описание

Цель работы - понимание правового регулирования и значения экологической экспертизы.
Задачи работы – дать определение и рассмотреть правовое регулирование следующих моментов: Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права. Виды и принципы экологической экспертизы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

1. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права……………………………….. 5
2. Виды и принципы экологической экспертизы………………… 6
3. Объекты государственной экологической экспертизы …….….8
4. Порядок проведения государственной экологической экспертизы ………………………………………………………..9
5. Общественная экологическая экспертиза……………………...10


Заключение…………………………………………………………………14
Литература………………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Экологич пр контр.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)
    СОДЕРЖАНИЕ 
    Введение  ……………………………………………………………………..3
 
    1. Понятие экологической  экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права……………………………….. 5
    2. Виды и принципы экологической экспертизы………………… 6
    3. Объекты государственной экологической экспертизы …….….8
    4. Порядок проведения государственной экологической            экспертизы ………………………………………………………..9
    5. Общественная экологическая экспертиза……………………...10

    Заключение…………………………………………………………………14

    Литература………………………………………………………………….16 

 

     Введение

    Тема  моей контрольной работы – «Экологическая экспертиза».

    Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.

    Экологическая экспертиза также является одним  из средств оценки воздействия на окружающую среду, вот почему так актуально изучение данной темы.  Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Законом об охране окружающей среды (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. Экологическая экспертиза как оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

    В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения. Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

    Принципиальным  является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащим оценке воздействия на окружающую среду. В последние 10 лет в России по этому вопросу были реализованы два подхода. В приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в РФ (1994 г.) содержался конкретный перечень видов деятельности или объектов, по которым должна была проводиться оценка воздействия на окружающую среду. Действующее Положение основывается на ином принципе: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Законом об экологической экспертизе. Это - обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на природную среду.

    Предмет работы -  правоотношения по регулированию понятия, содержания и проведения экологической экспертизы.

    Объект  работы - экологическая экспертиза.

    Цель  работы - понимание правового регулирования и значения экологической экспертизы. 

    Задачи  работы – дать определение и рассмотреть правовое регулирование следующих моментов: Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права. Виды и принципы экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы. Порядок проведения государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            

    1. Понятие экологической  экспертизы. ее значение  в правовом механизме  экологического права 

    Согласно  Закону об экологической экспертизе1 под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

    Что представляют собой экологические  требования, которым должна соответствовать  планируемая деятельность? Это —  требования по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе экологической, и практикой. Такие требования могут быть закреплены в технических нормах. Они могут вытекать также из естественных законов развития природы. Другой разновидностью экологических требований являются те, которые содержатся в действующем законодательстве в области охраны окружающей среды и природопользования, В экспертизе участвуют, как правило, специалисты — представители науки и практики, обладающие знаниями таких требований2.

    Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении вспоров.

      И, наконец, если оценка воздействия на окружающую среду  представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия. 

    2. Виды и принципы экологической экспертизы

    В соответствии с законодательством  в России осуществляются государственная  и общественная экологическая экспертиза. Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.

    В литературе по экологическому праву  можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертизы. Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.

    С учетом роли экологической экспертизы как гаранта обеспечения учета экологических требований при планировании экологически опасной хозяйственной деятельности и принятии решений важным является вопрос о принципах проведения экологической экспертизы. Согласно Закону об экологической экспертизе такая экспертиза основывается на принципах3:     

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Данный принцип означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду. Исходя из этой презумпции, перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий;       
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. Данный принцип адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе приять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, не представив материалы на государственную, экологическую экспертизу. Для МПР России или его территориальных органов из этого принципа вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, организовать и провести государственную экологическую экспертизу;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий. Изложенный принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы. Обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу. Обязывает заказчика прежде всего обеспечить представление на экологическую экспертизу достоверной и полной информации об ее объекте;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы. Означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы.  В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспортируемого объекта и выводах по нему;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы. Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключение выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом. Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что если в процессе проведения государственной экологической экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, комиссия не вправе допустить реализацию объекта; другими словами, комиссия не вправе дать положительное заключение. Если же такое заключение все же дается, это служит основанием для вывода о нарушении принципа законности при проведении государственной экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Данный принцип устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия в ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при ее проведении. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности;   
  • ответственности участников экологической экспертизы и1 заинтересованных лиц за ее организацию, проведение и качество. Изложенный принцип означает, что в случае невыполнения ими правил организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

      Последовательное соблюдение названных  принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы — важнейшее требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.   

    3. Объекты государственной экологической экспертизы

    Хотя  экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Законе об экологической экспертизе одновременно дан обширный перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

    С учетом того обстоятельства, что основным фактором отрицательного воздействия на природу является социально-экономическое развитие, экологической экспертизе подлежат все формы планирования и проектирования такого развития — проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ; проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; проекты инвестиционных программ; проекты комплексных схем охраны природы; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду, и др.

    В целом можно сказать, что в  перечни включены наиболее значимые объекты, требующие обязательной государственной экологической экспертизы. Включение некоторых объектов отражает новые подходы государства к решению вопросов охраны окружающей среды, обусловленные национальными потребностями или международными обязательствами, вытекающими из договоров РФ.       

Информация о работе Экологическая экспертиза