Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:38, контрольная работа
Цель работы - понимание правового регулирования и значения экологической экспертизы.
Задачи работы – дать определение и рассмотреть правовое регулирование следующих моментов: Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права. Виды и принципы экологической экспертизы.
Введение ……………………………………………………………………..3
1. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права……………………………….. 5
2. Виды и принципы экологической экспертизы………………… 6
3. Объекты государственной экологической экспертизы …….….8
4. Порядок проведения государственной экологической экспертизы ………………………………………………………..9
5. Общественная экологическая экспертиза……………………...10
Заключение…………………………………………………………………14
Литература………………………………………………………………….16
Так,
в соответствии с законом в
число объектов обязательной государственной
экологической экспертизы включены
проекты правовых актов, реализация
которых может привести к негативным
воздействиям на окружающую природную
среду. Причем на федеральном уровне обязательной
экспертизе подлежат проекты правовых
актов РФ как нормативного, так и ненормативного,
характера4.
4. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется как Законом об экологической экспертизе и включает следующие стадии:
а) представление материалов в
Министерство природных
• документации, подлежащей государственной экологической Экспертизе в соответствии с Законом5, в объеме, определенном в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;
• положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством РФ порядке;
• заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
•
материалов обсуждений объекта государственной
экологической экспертизы с гражданами
и общественными организациями (объединениями),
организованных органами местного самоуправления;
б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение МПР России (или его территориального органа);
в)
формирование комиссии государственной
экологической экспертизы. Экспертное
подразделение подбирает
г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;
д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Наиболее
значимой характеристикой
Юридическая
сила экспертного заключения выражена
в Законе словами: «Положительное заключение
государственной экологической экспертизы
является одним из обязательных условий
финансирования и реализации объекта
государственной экологической экспертизы».
Это означает, что без положительного
заключения запрещается реализация проекта
и финансирование соответствующих работ.
5. Общественная экологическая экспертиза
Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.
В соответствии с Законом об экологической экспертизе общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных названным Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию и отражающие общественное мнение.
Проводится общественная
Принципиальным является положение Закона об экологической экспертизе о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну6.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.
Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы, общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:
• получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в названном Законе;
•
знакомиться с нормативно-
• участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления. В соответствии с Законом об экологической экспертизе орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан зарегистрировать его или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
Закон устанавливает также
В законодательстве предусматривается исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:
• общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
• общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
•
порядок государственной
• устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Закона об экологической экспертизе;
•
требования к содержанию заявления
о проведении общественной экологической
экспертизы, предусмотренные названным
Законом, не выполнены,
Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Между
государственной и общественной
экологической экспертизой имеется
два существенных различия. Первое касается
того, что общественная экспертиза является
инициативной, добровольной, а государственная
— обязательной. Второе различие связано
с юридической силой экспертного заключения.
О заключении государственной экологической
экспертизы было сказано выше. Заключение
общественной экологической экспертизы
приобретает юридическую силу после утверждения
его специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы.
Заключение
общественной экологической экспертизы
направляется специально уполномоченным
государственным органам в области экологической
экспертизы, осуществляющим государственную
экологическую экспертизу, заказчику
документации, подлежащей общественной
экологической экспертизе, органам, принимающим
решение о реализации объектов экологической
экспертизы, органам местного самоуправления
и может передаваться другим заинтересованным
лицам. Оно может быть также опубликовано
в средствах массовой информации, передаваться
органам местного самоуправления, органам
государственной экологической экспертизы,
другим заинтересованным лицам. Заключение
общественной экологической экспертизы
учитывается комиссией государственной
экологической экспертизы при подготовке
своего заключения7.
В
случае несогласия общественных формирований
или местного населения с выводами
государственной экологической экспертизы,
если при этом нарушены или не учтены их
экологические права и законные интересы,
они вправе обратиться в суд.