Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:38, контрольная работа

Описание

Цель работы - понимание правового регулирования и значения экологической экспертизы.
Задачи работы – дать определение и рассмотреть правовое регулирование следующих моментов: Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права. Виды и принципы экологической экспертизы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

1. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права……………………………….. 5
2. Виды и принципы экологической экспертизы………………… 6
3. Объекты государственной экологической экспертизы …….….8
4. Порядок проведения государственной экологической экспертизы ………………………………………………………..9
5. Общественная экологическая экспертиза……………………...10


Заключение…………………………………………………………………14
Литература………………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Экологич пр контр.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

    Так, в соответствии с законом в  число объектов обязательной государственной  экологической экспертизы включены проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду. Причем на федеральном уровне обязательной экспертизе подлежат проекты правовых актов РФ как нормативного, так и ненормативного, характера4. 

    4. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

    Порядок проведения государственной экологической  экспертизы регулируется как Законом об экологической экспертизе и включает следующие стадии:

       а) представление материалов в  Министерство природных ресурсов  РФ или его территориальные  органы на уровне субъектов  РФ. Государственная экологическая  экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям названного Закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

    • документации, подлежащей государственной экологической Экспертизе в соответствии с Законом5, в объеме, определенном в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;

    • положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством РФ порядке;

    • заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; 

    • материалов обсуждений объекта государственной  экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;                                                  

    б) регистрация, проверка полноты и  достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение МПР России (или его территориального органа);

    в) формирование комиссии государственной  экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру  руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Ее состав, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом МПР России (или его территориального органа). Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью ее объекта, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме;

    г) подготовка индивидуальных, групповых  заключений и сводного заключения государственной  экологической экспертизы;

    д) подписание и утверждение заключения государственной экологической  экспертизы. Заключение, соответствующее  заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

    Наиболее  значимой характеристикой государственной  экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений. Обязательность заключений — фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.

    Юридическая сила экспертного заключения выражена в Законе словами: «Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы». Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и финансирование соответствующих работ. 

    5. Общественная экологическая экспертиза

    Поскольку процедуры ОВОС и экологической  экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

      В соответствии с Законом об экологической экспертизе общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных названным Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию и отражающие общественное мнение.

      Проводится общественная экспертиза  общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.       

    Принципиальным  является положение Закона об экологической  экспертизе о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну6.

    Общественная  экологическая экспертиза может  проводиться или до проведения государственной  экологической экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

    Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения  и защиты своих позиций по объекту экспертизы, общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:

    • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в названном Законе;

    • знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

    • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

    Общественная  экологическая экспертиза может  быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления. В соответствии с Законом об экологической экспертизе орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан зарегистрировать его или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

      Закон устанавливает также требования  по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

    В законодательстве предусматривается  исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:

    • общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

    • общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

    • порядок государственной регистрации  общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;         

    • устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Закона об экологической экспертизе;

    • требования к содержанию заявления  о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные названным Законом, не выполнены,                                  

    Должностные лица органов местного самоуправления несут  ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

    Между государственной и общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная — обязательной. Второе различие связано с юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы было сказано выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.                    

    Заключение  общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы учитывается комиссией государственной экологической экспертизы при подготовке своего заключения7.                               

    В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экологическая экспертиза