Экологическая
культура человека
Современная напряженная
экологическая ситуация требует
углубленного рассмотрения существенных
особенностей отношения человека к
природе в различных культурах.
Под культурой в ее высшем измерении
поднимаются процесс и результат
творческого постижения и преобразования
человеком окружающего мира. Слово
«культура» экологично само по себе и
восходит к возделыванию земли. Связи
между культурой и природой, между социальным
и экологическим поведением фундаментальны
и непреходящи. Так, установка в культуре
на господство над природой и использование
ее прежде всего в утилитарно-потребительских
целях, даже если совершаемое действие
не подпадает под природоохранительный
закон, тесно коррелируют с отношением
к окружающим людям, как к вещам, и желанием
использовать их, может быть тоже формально
вполне законным, но нравственно порочным.
Тесная связь между культурой и природой
делает актуальной в плане гармонизации
взаимоотношений человека и природы задачу
синтеза экологически позитивных тенденций
всех типов культур, что обеспечивает
гармоничное развитие мировой культуры.
Последнее, конечно, не означает, что различные
отрасли и типы культуры сольются в некое
аморфное целое. Проблема заключается
в их скоординированном развитии, направляемом
основными человеческими целями и желаниями.
Широкий культурный синтез необходим,
потому что экологически позитивное отношение
к природе присуще в различной степени
и направлениях разным отраслям и типам
культуры. Так, в западной культуре заметно
преобладание рационального над чувственным,
в восточной - наоборот. Необходима же
(социально и экологически) гармония того
и другого в целостном постижении и творении
мира и себя. Экологический культурный
синтез, представляя собой, способ личности
целостно познавать природу и свои взаимоотношения
с ней, является в то же время существенным
моментом саморазвития человека и обретения
социальной гармонии.
Экологическая культура в узком смысле
слова аналогично практическому возврату
человека к единству с природой должна
быть формой теоретического возврата
с преодолением того рационального мышления,
которое, начинаясь со становлением искусства,
через мифологию в философии приходит
к самосознанию себя. В создании экологической
культуры принимают участие и материальная,
и духовная культура.
Все отрасли духовной культуры, модифицируясь,
могут внести вклад в создание экологической
культуры. Исторически первой отраслью
духовной культуры была культура невидимая
- мистика. Опасность экологической катастрофы,
актуализировавшаяся в современной экологической
ситуации, способствовала возрождению
мистических взглядов, всегда следовавших
по пятам за обнаружением человеческой
слабости перед силами природы. Пропагандируемое
современными экологами диалектическое
по существу положение «все связано со
всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру),
трансформируется натурфилософами до
представления о сверхприродной целостности,
Едином. В рамках
первых цивилизаций складывались мифологические
культуры.
Само появление мифологии было объясняемо
стремлением человека, хотя бы в идеальной
форме, вернуться к изначальному единству
с природой. Таким образом, мифология по
сути своей экологична.
Также и все древнейшие религии основаны
на обожествлении природных явлений (солнца,
света и т.п.). Современное экологическое
движение в условиях слабости теоретической
базы не основываться на вере, составляющей
важнейший момент религии. Другими словами,
современное экологическое движение не
может не быть существенно религиозным
движением. Многие принципы экологической
этики - принцип равноценности всех видов
жизни и др. - являются объектом веры.
Наука изначально экологична в том смысле,
что нацелена на изучение природы. Экологическая
наука и основанная на ней техника могут
пониматься в двух смыслах: во-первых,
в плане приоритета, отданного изучению
закономерностей взаимодействия человека
и природы. Во-вторых, в плане перестройки
всей науки и техники как системы знаний,
деятельности и социального института
с целью ее уподобления биосфере, обладающий
такими свойствами, как обратная связь,
адаптация к изменениям окружающей среды
и т.д.
Специального
рассмотрения требуют вопросы экологи-ческой
культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных
ценностей. Экологическое воспитание
не огра-ничивается осознанием и практическим
усвоением эко-логии биологической. Не
менее важна экология
культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым),
память о духовной жизни народа. Не только
загрязнение внешней среды, угроза экологического
кризиса, но и загрязнение внут-реннего
мира человека, его духовной памяти и сознания
означает распад личности. Патриотические
чувства «сох-нут» от суррогатов массовой
культуры, от бездеятельнос-ти души и разума
человека, его самоуспокоенности, рав-нодушия,
отсутствия совестливости и стыда.
Подлинные гуманистические нравственные
ценности возникают на почве традиций
культурной среды, воплощенных в па-мятниках
материальной и духовной культуры, а «чтобы
сохранить памятники культуры, необходимые
для "нрав-ственной оседлости" людей,
мало только платонической любви к своей
стране, любовь должна быть действенной».
Важность и необходимость формирования
экологи-ческого сознания признается
всем современным научным сообществом.
«Экологическое сознание, -- указывает,
на-пример, С. Н. Артановский, -- становится
органической составной частью общественной
мудрости, передовой культуры».
Феномен экологического сознания был
присущ чело-веку с момента его возникновения.
Но проблема воспи-тания экологического
сознания стала наиболее актуальна именно
в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков
определяют экологическое сознание как
глубокое, дове-денное до автоматизма,
понимание неразрывной связи человека
с природой, зависимости благополучия
людей от целостности и сравнительной
неизменности природ-ной среды обитания
человека.
Процесс экологизации общественного сознания
мож-но разделить на несколько стадий:
во-первых, проявление отношения человека
к природе в форме различных чувств (равнодушие,
озабоченность, тревога, паника и т. д.);
во-вторых, формирование глубокого интереса
к экологичес-кой проблеме (выявление
сущности эволюционных из-менений в биосфере,
детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих,
переход от осмысления и понимания природных
явлений к социальному действию, нравствен-ному
поступку; в-четвертых, повышение уровня
ответст-венности человека по отношению
к природе, становле-ние экологического
сознания как элемента внутренней культуры
личности, проявляющегося в повседневной
жиз-недеятельности. В этом аспекте уровень
экологического сознания и экологической
культуры -- это показатель то-го, насколько
глубоко и разносторонне общество вклю-чает
природу в социально значимое функционирование
на основе познания и практического использования
ее развития.
Экологический императив биосферной этики
можно выразить следующим образом: действуй
так, чтобы каж-дый человек и человечество
в целом как носители естественности природного
бытия были целью, а не средством человеческой
деятельности.
Становление экологической культуры открывает
путь к созданию экологически ориентированного
общества, т.е. общества, построенного
на экологических принципах. Новый тип
общества, основанный не на изменении
внутрисоциальных отношений, как было
ранее при замене одной общественно-экономической
формации на другую, а на изменении взаимоотношений
человека с природой, требует принципиально
новых представлений о том, что считать
критерием лучшего, прогрессивного.
Человек живет с природой. Это значит,
что природа есть его тело, с которым человек
должен оставаться в процессе постоянного
общения, чтобы не умереть. Что физическая
и духовная жизнь человека неразрывно
связанна с природой, означает не что иное,
как то, что природа неразрывно связанна
с самой собой, ибо человек есть часть
природы.
Природа для
человека является лишь исходным пунктом,
который должен быть им преобразован.